Умники и умницы
материал (2 класс) на тему

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx84.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Биектаускаясредняя общеобразовательная

 школа» Рыбно – Слободского муниципального района РТ

                             «Рассмотрено»

   на заседании методического

 объединения  начальных классов

 Протокол №1  от      августа 2018г          

Руководитель МО ______     /Шайхутдинова М.

                                      «Согласовано»                                      

                         Заместитель директора  по УР          

                                   _________/Хайриева Г.                

«Утверждаю»

                       Директор школы

          _____________ / Камалиева Р. У.

            Приказ 94 о/д   от 31 августа 2018 г        

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности духовно - нравственное направление

«Мастерская общения»

учителя первой квалификационной категории

Камасиной Ильусы Мирзахановны

                                                                                                                                                                                        Рассмотрено на заседании

                   Педагогического совета         протокол № 2от

29 августа 2018 года

2018-2019

Пояснительная записка

 Программа  «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования    с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».  Программа  направлена  на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данная программа  состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

Цель программы – развитие познавательных способностей (различных видов памяти, внимания воображения) и обще-учебных умений и навыков, сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), двигательной сферы на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи  программы:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Концепция, заложенная в   содержании  программы  внеурочной деятельности

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания  программы

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Отличительные  особенности рабочей  программы

Программа  реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления. В  учебном  плане ОУ на

программу  «Умники  и  умницы»  во 2  классе  отводится 1 час в неделю. Всего  34 часа  в год при 34  учебных  неделях.  

Срок  реализации  данной  рабочей  программы

Срок  реализации  данной  рабочей  программы  1 год.

Ведущие  формы, методы, технологии  обучения.

Формы занятий:

  • игра,
  • занятие в творческой  мастерской,
  • турнир,

Методы обучения:

Методы проблемно-развивающего обучения:

  1. Монологический,  диалогический.
  2. Исследовательский, алгоритмический.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснения)
  2. Наглядные (иллюстрации, демонстрации, презентации)
  3. Практические (упражнения, самостоятельные  работы, проекты)

Методы по  характеру  познавательной  деятельности:

  1. Объяснительно-иллюстративные
  2. Проблемное изложение
  3. Частично-поисковый
  4. Исследовательский

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Технологии:

-Здоровьесберегающие технологии

-Игровые технологии

-Информационно коммуникативные технологии

-Исследовательская деятельность

-Проектная деятельность

-Дифференцированное  обучение

Средства обучения: учебники, технические средства, учебное оборудование

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

Тематический план2 класс (34 часа)

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  

4 ч

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

4 ч

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4 ч

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

2 ч

Итого:

34 часа

Содержание  изучаемого курса внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

В процессе выполнения каждого задания  происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия  такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенногоположительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения,МЫШЛЕНИЯ (15минут)

 Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Требования к  уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами изучения   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения  являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Мониторинговая карта определения  метопредметных  результатов освоения программы

№п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение работать по плану

 Прием «Проверь себя»

На каждом занятии

Оценка своего задания (самооценка)

Линеечки успеха (для взаимооценки)

На каждом занятии

Познавательные универсальные учебные действия

Сравнение предметов, объектов.

 Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Тест

Январь

Поиск необходимой информации для  выполнения задания.

Тест

Ноябрьмарт

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Наблюдение

На каждом занятии

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Словесная оценка

Во время групповой работы

Описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Учебно – методическая литература для учителя

  1. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс.– М.: Росткнига, 2010

для учащихся

  1. О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая  тетрадь для 2 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2010.

Календарно – тематическое планирование              2 класс

п/п

Дата    

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Корректировка

1

06.09

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрироватьцеленаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

2

13.09

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

3

20.09

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

4

27.09

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.  Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

5

04.10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

6

11.10

Развитие логического мышления. Развитие памяти.  Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

1

7

18.10

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания. Развитие слуховой памяти.

1

8

25.10

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти.

1

9

08.11

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

10

15.11

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

11

22.11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрироватьцеленаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

12

29.11

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

1

13

06.12

Развитие концентрации внимания.

 Тренировка внимания. Корригирующая гимнастика для глаз. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

14

13.12

Развитие слуховой памяти. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

15

20.12

Тренировка зрительной памяти.

Веселая переменка. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

10.01

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

17

17.01

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.  Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

24.01

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие концентрации внимания.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

19

31.01

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Веселая переменка. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

20

07.02

Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка  слуховой памяти.

1

21

14.02

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

22

21.02

Тренировка зрительной памяти.

Корригирующая гимнастика для глаз.Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

28.02

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

24

07.03

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

25

14.03

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

26

21.03

Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка  слуховой памяти.

1

27

04.04

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

28

11.04

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления. Поиск закономерностей.

1

29

18.04

Совершенствование воображения. Веселая переменка. Развитие быстроты реакции.

1

30

25.04

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

31

02.05

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

32

16.05

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие логического мышления.

1

33

23.05

Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз. Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

1

34

30.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Приложение

Игра «Самый умный»

Ведущий. Добро пожаловать на игру «Самый умный»! Передо мной 6 полуфиналистов. Они показали лучшие результаты в первом туре и борются за выход в суперфинал. Но прежде чем определить порядок ответов, мы проведем конкурс «Дешифровщик».

Первый тур. Конкурс «Дешифровщик»

Загаданное слово будет представлять собой одновременно комбинацию отдельных букв (как на телефонном аппарате). Например: женское имя 4  1  6  3   0 (Мария)

Ключ

1абв        2гдеё        3жзий4клм        5ноп        6рст7уфх        8цчш        9щъыь0эюя        

 Чем меньше времени вы затратите, тем выше порядковый номер вашего выступления при дальнейших ответах. Внимание!

Хвойное дерево 6   5   6    5   1

(Сосна)

– Итак, стартовать участники будут в таком порядке: 1. ...; 2. ...; 3. ...; 4. ...; 5. ...; 6. ...

Ученики получают карточки, на которых записаны отрывки из 10 сказок. Надо угадать название произведения и его автора (если сказка не народная) и записать на листе бумаги. Побеждают первые 3 участника, правильно определившие все сказки.

Вопросы II тура

(на карточках)

1. «Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

2. «Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

– Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

3. «Договорились, – сказал Кот и на этот раз действительно стал исчезать по частям, не спеша: сначала пропал кончик хвоста, а потом постепенно все остальное; наконец, осталась только одна улыбка – сам Кот исчез, а она еще держалась в воздухе». («Приключения Алисы в стране чудес», Л. Кэрролл.)

4. «Приказал он принести сундуки дорожные, железом обитые, достал он старшей дочери золотой венец, золота аварийского, со каменьями самоцветными – на огне не горит, в воде не ржавеет.

Достает гостинец средней дочери, туалет хрусталю восточного, достает гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком...» («Аленький цветочек», С. Аксаков.)

5.  «Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику, кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Дудочка заиграла, и скоро вся поляна оказалась усыпана ягодами...» («Дудочка и кувшинчик», В. Катаев.)

6. «– Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?» («Красная Шапочка», Ш. Перро.)

7. «Говорит старик дурню:

– Ступай в лес. На опушке дуб старый увидишь. Постучи по нему три раза топором, а сам упади наземь и жди. Когда увидишь перед собой готовый корабль, садись в него и лети, да по дороге забирай к себе на корабль всякого встречного...» (Русская народная сказка «Летучий корабль».)

8. «Тут вспрыгивает козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались: и красные, и голубые, зеленые – всякие». («Серебряное копытце», П. Бажов.)

9.  «– Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка», Ш. Перро.)

10. «– А еще меня уверяли, – сказал он, – но уж этому я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». («Кот в сапогах», Ш. Перро.)

11. «Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет». («Спящая красавица», Ш. Перро.)

12. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе». («Дюймовочка», Х.К. Андерсен.)

13. «Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами». (Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

14. «– Видишь вон то старое дерево? – продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. – Внутри оно совсем пустое. Полезай наверх – увидишь дупло, спускайся в него до самого низу». («Огниво», Х.К. Андерсен.)

15. «Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: «Я тут!» – его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице – ведь он носил мундир и был солдат». («Стойкий оловянный солдатик», X.К. Андерсен.)

16. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего – бабы не переспоришь. Запряг лошадь...» (Русская народная сказка «Морозко».)

17. «– Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили...» (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

18. «Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

19. «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». («Гадкий утенок», Х.К. Андерсен.)

20. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром». («Старик Хоттабыч», Л. Лагин.)

21. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие». («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов.)

22. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)

23. «Жил-был доктор. Он был добрый». («Доктор Айболит», К.И. Чуковский.)

24.  «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое...» («Приключения Алисы в Стране Чудес», Л. Кэрролл.)

25. «В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Карлсон, который живет на крыше», А. Линдгрен.)

Подведение предварительных итогов. Ведущий называет тройку финалистов.

ТУР III

Ведущий. Вы смотрите игру «Самый умный»! Передо мной 3 полуфиналиста. Они показали лучшие результаты во втором туре и борются за выход в финал. Но прежде чем определить порядок ответов, мы разыграем следующий небольшой конкурс. Вам необходимо будет связать попарно понятия. Например, растение и место его произрастания:

1. сосна 2. одуванчик 3. береза 4. картофель        

а) поле б) роща в) луг г) бор

Ответы: 1. г); 2. в); 3. б); 4. а).

Задание

1. капуста 2. крыжовник 3. клен 4. колокольчик        

а) цветы б) деревья в) овощи г) ягоды  

 Ответы: 1. в); 2. г); 3. б); 4. а).

– Быстрей всех справился с заданием ... , 2-й – ... , 3-й – ... .

ФИНАЛЬНЫЙ ТУР

Ведущий. В этом туре вам нужно будет с помощью кубика разыгрывать следующие категории, которые представят наши помощники – сказочные герои:

«Растительная жизнь»        

зеленый        Лесовичок        

«Братья наши меньшие»        

красный        Совенок         

«Сказочные животные»        

желтый        Светлячок        

«Калейдоскоп»        

салатовый        Попугайчик        

«Угадай-ка»         

оранжевый         Баба Яга        

«Таланты среди нас»        

голубой        Инопланетяша        

А Лесовичок-затейник предложит вам вне конкурса провести минутку отдыха и продемонстрировать домашнее задание?

Итак, в этом туре время на ответы будет ограничено.

Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов на вопросы выбранной вами категории за одну минуту.

Первым начинает ... .

В игру вступает ... .

Прошу болельщиков поддержать ... .

В завершение жюри подводит итоги и награждает победителей новогодними призами.

 Вопросы финального тура

Братья наши меньшие

1. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

2. Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (Потому что они смазаны жиром.)

3. Этот великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 9–12 м, вместе со страусом эму изображен на гербе Австралии. Кто это? (Кенгуру.)

4. Это единственный зверь на планете, шерсть которого имеет зеленый оттенок. Но не мех животного тому причина, а крошечные сине-зеленые водоросли, растущие прямо в шерсти зверька. А еще в густой шерсти этого млекопитающего живут бабочки-огневки. Назовите это животное. (Ленивец.)

5. У этого животного рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других рогатых животных. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. Что это за животное? (Носорог.)

6. Какое крошечное насекомое-паразит является чемпионом попрыжкам среди насекомых? (Блоха.)

7. На нашей планете существует огромное количество различных животных: млекопитающие, рыбы, насекомые, птицы, рептилии. А каких больше всего? (Насекомых.)

8. Это название имеют и жук, поедающий муравьев, и царь зверей. (Лев.)

9. Какие хорошо знакомые нам насекомые являются одними из самых древних жителей Земли? (Тараканы.)

10. Какое животное самое большое в мире? (Синий кит.)

11. Какое животное, обитающие в воде, строит плотины? (Бобр.)

12. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (У пеликана.)

13. Это что за вкусный сок

Пчелка из цветочка пьет,

А потом домой несет,

Чтобы получился мед? (Нектар.)

14. У лошадки рубашка

В полоску, как тельняшка.

Конь есть конь, а не матрос.

Что за странность?

Вот вопрос! (Зебра.)

15. Дикая лесная свинья. (Кабан.)

16. Что носит на спине верблюд? (Горб.)

17. Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

18. Чем дышит рыба? (Жабрами.)

19. Лесной «телеграфист». (Дятел.)

20. Зубастая хищница, с которой в море лучше не встречаться. (Акула.)

21. Ленивый медведь, живущий в Австралии, имеющий сумку, как кенгуру. (Коала.)

22. Им кусается пчела. (Жало.)

23. Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)

24. На Крайнем Севере это животное впрягают в сани. (Олень.)

25. Самая маленькая птичка на Земле. (Колибри.)

26. Как называют зайчат, родившихся осенью? (Листопаднички.)

27. Какая рыба считается домашней? (Карп.)

28. Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус, курица.)

29. Какой родственник коровы занесен в Красную книгу нашей страны? (Зубр.)

30. Какое хищное насекомое питается тлей? (Божья коровка.)

Растительная жизнь

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. Эта дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

4. Это дерево цветет позже других и распространяет изумительный аромат, по которому его легко узнать издалека. Его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

5. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

6. Какой первоцвет получил название из-за своих листьев: снаружи темных, гладких и холодных, а изнутри – теплых, мягких и светлых? (Мать-и-мачеха.)

7. Какой крупный цветок, из семян которого получают полезное масло, называют «цветком солнца», «солнечным сыном»? (Подсолнечник.)

8. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны – гораздо выше? (Сосна – светолюбивое растение.)

9. Это симпатичное с виду болотное растение – настоящий хищник. Оно питается мелкими насекомыми. Как оно называется? (Росянка.)

10. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

11. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков...  (Горох.)

12. Это вовсе не качели,

А растение такое –

Обезьянам развлеченье,

Покачаться можно вволю. (Лиана.)

13. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

14. На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой. (Крыжовник.)

15. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

16. Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

17. Что получится, если высушить виноград? (Изюм.)

18. Экзотический мохнатый зеленый сладко-кислый фрукт. (Киви.)

19. Эй, звоночки – синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчики.)

20. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

21. Как называется колючка на розе? (Шип.)

22. Как называется плод у лещины? (Орех.)

23. Дайте научное название комнатному цветку, который мы привыкли называть «щучий хвост». (Сансевьера.)

24. Какую часть растения мы едим у гороха? (Семена.)

25. Как называется вещество, дающее листьям растений зеленый цвет? (Хлорофилл.)

26. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (Какао.)

27. Как называется растение, листья которого похожи на след лошади?(Копытень.)

28. Как распространяются семена одуванчика? (С помощью ветра.)

29. Какое растение считается лекарством «от семи недуг»? (Лук.)

30. Из какой страны к нам были привезены кактусы? (Из Мексики.)

Сказочные животные

1. Пудель Мальвины. (Артемон.)

2. Собака доктора Айболита. (Авва.)

3. Пес Дяди Федора. (Шарик.)

4. Песик Элли. (Тотошка.)

5. Собачка, которая помогала деду и бабке тащить из земли репку. (Жучка.)

6. Черепаха из сказки «Золотой ключик». (Тортилла.)

7. Пантера из сказки «Маугли». (Багира.)

8. Удав – друг Маугли». (Каа.)

9. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска.)

10. Курочка, которая снесла золотое яичко. (Ряба.)

11. Поросенок – друг Винни-Пуха. (Пятачок.)

12. Друг Чебурашки. (Крокодил Гена.)

13. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин.)

14. Муха из сказки К. Чуковского. (Цокотуха.)

15. Корова из Простоквашино. (Мурка.)

16. Ослик из сказки «Винни-Пух и все-все-все». (Иа-Иа.)

17. Конек- ... (Горбунок.)

18. «Слепой» кот из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Базилио.)

19. Тигр из сказки «Маугли» (Шер-Хан.)

20. Умный помощник из сказки Ш. Перро, который достался в наследство младшему брату. (Кот в сапогах.)

21. Подруга кота Базилио. (Лиса Алиса.)

22. Кошка, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку. (Мурка.)

23. Теленок, родившийся в деревне Простоквашино. (Гаврюша.)

24. Котенок, который забрался в шляпу и напугал Володю и Вадика из рассказа Н. Носова «Живая шляпа». (Васька.)

25. Медведь, обучавший Маугли закону джунглей. (Балу.)

26. Как звали жабу из одноименной сказки Б. Заходера? (Серая Звездочка.)

27. Щенок из сказки В. Сутеева, который вместе со Снеговиком-почтовиком отправился к Деду Морозу за елкой. (Бобик.)

28. Имена двух мышат из сказки «Колосок». (Круть и Верть.)

29. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела.)

30. Пес из рассказа В. Осеевой «Почему?», на которого мальчик свалил вину за разбитую папину чашку. (Бум.)

Калейдоскоп

1. Как называется жидкое косметическое средство для мытья волос? (Шампунь.)

2. Как называют резиновую соску для младенца? (Пустышка.)

3. Как по-другому называется детская игрушка волчок? (Юла.)

4. Из скольких месяцев состоит год? (Из 12.)

5. Как называется вьющаяся или завитая прядь волос? (Локон.)

6. Как называется детская зимняя повозка на двух полозьях? (Сани.)

7. Какой месяц начинает зиму? (Декабрь.)

8. Как называется специальная книга, в которой отмечают успеваемость учащихся? (Журнал.)

9. Как называется мера длины, равная 10 cм? (Дециметр.)

10. Назовите по порядку цвета полос на флаге Российской Федерации. (Белый, синий, красный.)

11. За какой нотой следует нота ре? (До.)

12. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого? (Оранжевый.)

13. Как называется бытовой электроприбор для измельчения кофейных зерен? (Электрокофемолка.)

14. Как называется устройство для замораживания продуктов? (Морозильник.)

15. Как называется транспортное средство, предназначенное для полета людей в космос? (Космический корабль.)

16. Как иначе называется гриб боровик? (Белый.)

17. Какая птица не имеет своего гнезда? (Кукушка.)

18. Что такое основа слова? (Все слово без окончания.)

19. Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окном. (Батарея.)

20. Им гребут, плывя на лодке. (Весло.)

21. Кто на корабле главный? (Капитан.)

22. Как называются каникулы у ваших пап и мам? (Отпуск.)

23. Подземный транспорт. (Метро.)

24. Как называется цифра, которая появляется в дневнике школьника? (Оценка.)

25. Его сначала нужно заваривать, а потом уже пить. (Чай.)

26. Как кратко называют летающую тарелку? (НЛО.)

27. Как называют апельсин, яблоко и мандарин? (Фрукты.)

28. Ее драют матросы. (Палуба.)

29. Стелют на матрас меня,

Называюсь ... (Простыня.)

30. Светильник, стоящий на полу на длинной ножке. (Торшер.)

31. Как звали первых двух людей, которых сотворил Господь? (Адам и Ева.)

32. У нас – Дед Мороз, а

в Европе – ... (Санта- Клаус.)

33. Детский сатирический киножурнал. («Ералаш».)

34. Сумка туриста. (Рюкзак.)

35. Замерзшая вода. (Лед.)

36. Сахар в кусочках. (Рафинад.)

37. Низ обуви. (Подошва.)

38. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка.)

39. Непосещение школы без уважительной причины. (Прогул.)

40. Самый короткий месяц. (Февраль.)

Угадай-ка

1. Какой блин обычно получается комом? (Первый.)

2. Какая птица, согласно народному выражению, всегда хвалит свое болото? (Кулик.)

3. Чего не выкинешь из песни? (Слова.)

4. Какому животному гусь не является товарищем? (Свинье.)

5. Сколько небитых дают за одного битого? (Двух.)

6. На что дуют, обжегшись на молоке? (На воду.)

7. Без чего не бывает дыма? (Без огня.)

8. Чему не верит Москва? (Слезам.)

9. Чем не вырубишь то, что написано пером? (Топором.)

10. Что следует ковать, пока оно горячо? (Железо.)

11. Без какого животного мышам раздолье? (Без кота.)

12. Какой продукт всему голова? (Хлеб.)

13. Какую прическу называют девичьей красой? (Косу.)

14. Рука какого человека, согласно пословице, не оскудеет? (Дающего.)

15. Кого, по пословице, боится дело? (Мастера.)

16. Сколько человек с ложками приходится на одного с сошкой? (Семеро.)

17. Какую птицу, согласно пословице, баснями не кормят? (Соловья.)

18. Что, согласно пословице, летит, когда рубят лес? (Щепки.)

19. В какое время суток все кошки кажутся серыми? (Ночью.)

20. Во что не рекомендуется плевать, согласно известной пословице? (В колодец.)

21. Кто свистит на горе? (Рак.)

22. Какому подарку в зубы не смотрят? (Коню.)

23. Что советует возить пословица, если любишь кататься? (Саночки.)

24. Большое плаванье – большому ... (Кораблю.)

25. Если собрать с миру по нитке, то что соберешь голому? (Рубаху.)

26. Не имей сто рублей, а имей сто ... (Друзей.)

27. На чем не нужно сидеть, если хочешь есть калачи? (На печи.)28. Тише едешь – дальше ... (Будешь.)

29. Не по словам судят, а по чему? (По делам.)

30. Согласно известной пословице, каким нужно родиться, если не красивым? (Счастливым.)

31. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (Нос.)

32. За что, согласно пословице, не берут денег? (За спрос.)

33. Матерью чего называют повторенье? (Ученья.)

34. Сколько рук у умной головы, согласно пословице? (Сто.)

35. Без чего нет рубля? (Без копейки.)

36. Что мудренее вечера? (Утро.)

37. Чего не купишь, судя по пословице? (Здоровья.)

38. Семеро его не ждут. (Одного.)

39. Куда не нужно соваться, не зная броду? (В воду.)

40. У скольких нянек дитя без глазу? (У семи.)

41. Какой фрукт падает недалеко от своего дерева? (Яблоко.)

42. Чем долг красен? (Платежом.)

43. Что любят деньги? (Счет.)

44. Когда приходит аппетит? (Во время еды.)

45. Чего не утаишь в мешке? (Шила.)

46. Какой конь борозды не испортит? (Старый.)

47. На какой роток не накинешь платок? (На чужой.)

48. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

49. Когда считают цыплят? (По осени.)

50. Чем клин вышибают? (Клином.)

51. Что должен знать всяк сверчок? (Свой шесток.)

52. Сколько лет ждут обещанного? (Три года.)

53. Что надо готовить летом, а что – зимой? (Сани – летом, а телегу – зимой.)

54. Без чего нет розы? (Без шипов.)

55. Что делается с шапкой на воре? (Она горит.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....