Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

Кущенко Екатерина Николаевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_gramoteev.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Русская Православная Церковь

Новокузнецкая и Таштагольская епархия

Частное общеобразовательное учреждение

«Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого»

«Принято»

на Педагогическом  Совете

Протокол №____ от ____________

«Утверждаю»

      Директор

_________________/Кошкаров А.Г./

Приказ №____ от ______________

Рабочая  программа

По  курсу внеурочной деятельности «Школа грамотеев» по    направлению  «Обще интеллектуальное  развитие младших школьников»                                

___________________________________________________________________

                            (указать  учебный  предмет)

Уровень  образования (класс)____начальное общее __3  класс ______________________________________________

(начальное  общее, основное  общее или среднее  общее  образование  с  указанием  классов)

Количество  часов ____34_________

Программа  разработана  на  основе

                               авторской программы  Холодовой О.А. «Школа грамотеев»

(указать примерную  или авторскую  программу/программы, издательство, год издания  при наличии)

«Рассмотрено»

На МО  учителей_____________________

Протокол №____от ____________________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________________/Марков Д.В./

Приказ №____ от __________________

город Новокузнецк  2018г.

Содержание

Пояснительная  записка        .        .        .        .        .        .        .        

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса                

Содержание  учебного  предмета, курса        .        .        .        .        .        

Тематическое планирование  с  указанием  основных видов

учебной деятельности обучающихся        .        .        .        .        .        

Календарно-тематическое  планирование        .        .        .        .        .        

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

 предмета        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        

Пояснительная  записка

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Школа грамотеев» по направлению «Интеллектуальное развитие»    адресована  частному общеобразовательному  учреждению   «Православной гимназии во имя Святителя Луки Войно – Ясенецкого»  для  обучающихся  3 класса.

           Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

  • Законом от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса». Приказ Минздрава от 28.11.2002г., раздел 2.9.;
  • Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999г. «О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе»;
  • «Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе». Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002г.;
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998г. N124-ФЗ;
  • Учебным планом Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого»
  • Положения  о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов  Частного  общеобразовательного учреждения «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого»

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  разработана на основе требований ФГОС начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  авторской программы  О.А.Холодовой «Школа грамотеев»

Внеурочная деятельность «Школа грамотеев»  входит в направление «Интеллектуальное развитие младших школьников». Включение занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Школа грамотеев».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться  на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики  школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов , что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения учебных предметов .Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность, поэтому особое внимание на занятиях «Школы грамотеев» следует обратить внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, чётких норм речевого поведения.

 Цель курса внеурочной деятельности «Школа грамотеев»:

  • расширить, углубить  и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных  правил для запоминаний, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

        воспитание культуры общения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной и исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

          Изучение  курса  внеурочной деятельности «Школа грамотеев » в 3 классе   34  часа 1 час в неделю

Отбор содержания и организация деятельности  младших школьников на занятиях  основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся

                   

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выражать в речи; стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;
  • интерес к чтению, к  ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесение и написание слова.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формировать тему и цель урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и роли других в соответствии с этими критериями.

     Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарём, справочником);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • строить рассуждения.

     Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

К концу 3 класса обучающиеся должны

Знать: 

  • правила правописания слов с изученными орфограммами;
  • признаки частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения);
  • главные члены предложения;
  • состав слова

Уметь:

  • различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно от слов, а приставки слитно;
  • разбирать предложения по членам предложения;
  • обозначать на письме интонацию перечисления;
  • разбирать слова по составу;
  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне;
  • правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • определять род, число имён существительных и прилагательных;
  • определять число и время глаголов;
  •  писать НЕ с глаголом;
  • Работать со словарём, группировать и подбирать слова на определённые правила;
  • Различать разделительные Ъ и Ь знаки, писать с ними слова;
  • Составлять рассказ по картинке.

Сокращения, используемые в поурочном планировании

Пр.комп. – православный компонент

Пр.р. – проверочная работа

Практ.р. – практическая работа

Экс. – экскурсия

Пр. - проект

Содержание  учебного  предмета, курса

                                   «Занимательное словообразование»

 № п\п

Тема занятия

Количество часов

Примечание

Сказочное царство слова

1

Путешествие в страну слов

2

Чудесное превращение слов

2

В гостях у слов - родственников

2

Добрые слова

2

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Новые слова в русском языке

2

Встреча с зарубежными друзьями

1

Синонимы в русском языке

2

Слова - антонимы

1

Слова - омонимы

1

Крылатые слова

1

В королевстве ошибок

2

Встреча Сочинителей

2

Искусство красноречия

2

Праздник творческой игры

1

Трудные слова

2

Анаграммы и метаграммы

2

Шарады и логогрифы

2

Занимательное словообразование

1

КВН по русскому языку

1

 

Итого

34


Тематическое планирование  с  указанием  основных видов  учебной деятельности обучающихся

 № п\п

Тема занятия

 Содержание и форма проведения занятия

Основные  виды деятельности учащихся

Примечание

Сказочное царство слов

 

Беседа о красоте и богатстве на  родной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Беседа, чтение текста

Путешествие в страну  Слов  

 

Знакомство с тематическими группами слов.  

 Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».

Работа в группах, работа  с текстом

Игра «Слова – братья».

  Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок

Поисковая работа, работа со словарем

Чудесные превращения слов.  

 

Даётся представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найти заблудившуюся букву».

     

Работа в группах,  поисковая работа, самостоятельная работа

Игра «Грустные превращения».  

Шарады. Рассказ – загадка.

Самостоятельная работа по составлению рассказа

В гостях у слов – родственников.

 

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданными нормами. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников.

      Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.  

Работа по заданному плану, работа по словарем

Родственники или нет?

Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников.

Выбор из стихотворения слов – родственников.

Добрые слова

 .

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа над стихотворением

 В. Коркина «Доброе утро!»

       Игра «Умеете ли вы здороваться?» Работа с текстами на заданную тему

Беседа, работа с текстом, работа со словарем

Игра «Умеете ли вы здороваться?»  

Работа с текстами на заданную тему

работа с текстом, составление памятки «Добрые слова»

. Экскурсия в прошлое.  

Устаревшие слова.

Знакомство со словами – историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов

Работа в группах, работа со словарями, творческая индивидуальная работа

Новые слова в русском языке.

 

Рассказ учителя «Откуда приходят новы слова?» Неологизмы в русском языке.

 

Индивидуальная работа с текстами

игра «Угадай-ка»

Нахождение неологизмов в тексте. Игра «Угадай –ка».

Самостоятельная работа с текстом

Встреча с зарубежными друзьями.

 

Знакомство с заимствованным словами..Рассказ «Откуда пришли слова – пришельцы .» Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Работа в группах,  выразительное чтение стихов

Синонимы в русском языке.

 

Знакомство со словами – синонимами. Работа над стихотворением А. Барто »Игра в слова».

 

Самостоятельная работа с текстами,

Что означают слова – синонимы

Беседа «Что означают слова – синонимы» .Нахождение слов – синонимов в тексте.

Самостоятельная работа с текстом произведения

Знакомство со словами – антонимами.  

Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Игра «Подбери нужное слово».Работа над подбором слов – антонимов . Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Работа в группах, поисковая работа, слушание рассказа

Слова – омонимы.

 

Омонимы в русском языке и их роль .Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…» Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Самостоятельное чтение, работа с текстом, групповая работа

Крылатые слова.

 

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова  «Прикусил язык»,и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Беседа, индивидуальные сообщения по теме

В королевстве ошибок.

 

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

 

Выразительное  чтение, поисковая работа

Игра «произнеси правильно».  

Игра «произнеси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав».

Участие в инсценировке, выразительное чтение текста

В Стране Сочинителей.

 

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок.. по заданным рифмам.

 

Беседа, рисование, сочинительство

Я сочиняю сам

Конкурс загадок в рисунках. Сочинение загадок о дружбе, о добре и зле.

 

Самостоятельная работа, творческая работа

Искусство красноречия.

 

Знакомство с понятием  «красноречие». Чтение образцов текстов и их анализ.

 

Выразительное чтение, декламация стихов, текста и их анализ

Я произношу речь

Пересказы текстов. Собственные упражнения в создании разных речей.

Выразительное чтение речей развых видов

Праздник творчества и  игры.

 

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Выполнение творческих индивидуальных заданий

Трудные слова.

 

Знакомство  с  этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведениями устного народного творчества.

 

Работа с текстом, рисование, словарная работа

Опасные места в тексте

Работа с распознаванием «опасных» мест в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Самостоятельное составление сказки о словарных словах, презентация своей сказки

Анаграммы и метаграммы

 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами , использовавшими в своём творчестве анаграммы и метаграммы,

Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».  

Самостоятельная и  коллективная работа с примерами (Милан – налим, актёр – тёрка).

Шарады и логогрифы.

 

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

 .

Иллюстрирование слов – ответов, рисование

Составляю ребус, шараду

Составление загадок, ребусов, шарад

Самостоятельная работа по составлению и иллюстрации загадок, ребусов, шарад

Откуда пришли имена.

 

Знакомство с происхождением имён.

Творческая работа «Нарисуй своё имя». Дидактическая игра «Составь имя

Творческая, поисковая работа, рисование

Мое имя

Исследование происхождения собственного имени

Презентация индивидуальной работы

Занимательное словообразование.

 

Игры на превращение слов: «Буква заблудилась», «Замена букв», «Какое слово задумано?» Шарады.

Участие в коллективном разгадывании шарад, ребусов, загадок

КВН по русскому языку.

 

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку

Коллективная работа

        


Календарно- тематическое планирование

 № п\п

дата по плану

дата по факту

тема занятия

примечание

Сказочное царство слов

Путешествие в страну  Слов  

Игра «Слова – братья».

Чудесные превращения слов.  

Игра «Грустные превращения».  

В гостях у слов – родственников.

Родственники или нет?

Добрые слова

Игра «Умеете ли вы здороваться?»  

Экскурсия в прошлое.  

Новые слова в русском языке.

игра «Угадай-ка»

Встреча с зарубежными друзьями.

Синонимы в русском языке.

Что означают слова – синонимы

Знакомство со словами – антонимами.

Слова – омонимы

Крылатые слова

В королевстве ошибок.

Игра «произнеси правильно».  

В Стране Сочинителей.

Я сочиняю сам

Искусство красноречия.

Я произношу речь

Праздник творчества и  игры.

Трудные слова.

Опасные места в тексте

Анаграммы и метаграммы

Шарады и логогрифы.

Составляю ребус, шараду

Откуда пришли имена.

Мое имя

Занимательное словообразование.

КВН по русскому языку.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение предмета

Литература

  1. Волина В. В. Весёлая грамматика. М.: Знание,1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Учимся играть. Екатеринбург ТОО. Издательство !АРГО», 1996 г.
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г.
  5. Гранин Г.Г., Бондаренко С. М. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлакова Е. Г., Пркрпенко М. Н. Донецк. ПФК «БАО», 1997 г.
  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах.Москва. «Просвещение», 1991 г.
  8. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальной школе (1 – 4 классы). Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
  9. Маршак С. Весёлая азбука. Весёлый счёт. Ростов – на дону, кн. изд., 1991 г.
  10. Полякова А. В.Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 кл. Самара. Издательство « Сам  ВЕН», 1997 г.
  11. Превращение слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991г.
  12. Рик Т. Г. Доброе утро, ,Имя Прилагательное! М.:РИО,Самара,1994 г.
  13. Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! М.: РИО, Самара,1994 г.
  14. Рик  Т. Г. Здравствуй, дядюшка, Глагол! М.: РИО, САМАРА, 1995 г.
  15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Нач. шк  Москва «просвещение», 1991 г.
  16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко, 1988 г.
  17. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов / под ред.В. В. Иванова – М.: Просвеешние,1984 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....