Посмотри как я умею.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
младших школьников
кружок «Посмотри, как я умею»
(оригами)
Составитель:
учитель начальных классов
Темтюгова Е.С.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Оригами» является модифицированной, в её основу положена книга В.В. Выгонова « Мир оригами».
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на работу с детьми 7-8 лет.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.
Количество часов в неделю – 1.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Основные содержательные линии.
С учетом специфики данного кружка в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».
Основные принципы работы программы:
Любое взаимодействие между педагогом и ребенком строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, в уважении друг к другу, исключение авторитарных форм воздействия.
К эффективным условиям работы по программе относятся:
1. Построение учебного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.
Педагог учитывает индивидуально-психологические особенности личности, ее опыт, а также объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности деятельностью.
2.Создание практической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха.
Творческое начало создается при наличии таких условий как:
– ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений — сотворчество;
– положительная мотивация, вариативность путей организации усвоения программного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся;
– приоритет целостности восприятия, отношения, оценка самого себя и другого человека.
Важное место в образовательном процессе отводится воспитательной работе.
Цель воспитательной работы
– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
– изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
– воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
– воспитывать бережное отношение к природе;
– создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащегося;
– развивать творческую деятельность;
– развивать активную жизненную позицию ребенка.
Система занятий предусматривает:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Планируемые результаты:
Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
Регулятивные:
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Должны знать:
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой;
– различать материалы и инструменты, знать их назначения;
– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.
Должны уметь:
– пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, линейкой;
– выполнять работу по условным обозначениям, технологическим картам;
– выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование;
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Основное содержание программы в 1 год обучения (33 часа):
Вводные занятия – 2 часа. Базовая форма «Квадрат» — 6 часов. Базовая форма «Треугольник» — 6 часов. Базовая форма «Книжка» — 3 часа. Базовая форма «Дверь» —6 часов. Базовая форма «Воздушный змей» —5 часов. Базовая форма «Прямоугольник» — 3 часа. Выставка работ учащихся. Составление альбома лучших работ — 2 часа.
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | |
2 | Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | |
3 | Базовая форма «Квадрат». «Салфетки для праздничного стола». | 1 | |
4 | Базовая форма «Квадрат». «Волк». «Сердечко». «Стрела». | 1 | |
5 | Базовая форма «Треугольник». «Кошка». «Котёнок». «Лисичка». | 1 | |
6 | Базовая форма «Треугольник». «Собака». «Пёс» | 1 | |
7 | Базовая форма «Треугольник». «Кепка». «Стаканчик». «Грач». | 1 | |
8 | Базовая форма «Треугольник». «Двойная звезда». «Взлетающий жук». | 1 | |
9 | Базовая форма «Треугольник». «Пароход». «Петушиный гребень». | 1 | |
10 | Базовая форма «Треугольник». «Коробка со вставкой». | 1 | |
11 | Базовая форма «Квадрат» «Ёлочная подвеска звезда». | 1 | |
12 | Базовая форма «Квадрат» «Снежинка-лес». «Солнце». | 1 | |
13 | Базовая форма «Квадрат». «Звезда» « Фея» | 1 | |
14 | Базовая форма «Квадрат». «Снегурочка». «Мальчик-Новый год». | 1 | |
15 | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 1 | |
16 | Базовая форма «Книжка». «Дом». «Веер». «Лодка-плоскодонка». | 1 | |
17 | Базовая форма «Книжка». «Гвоздика» «Орнамент из гвоздик». | 1 | |
18 | Базовая форма «Книжка». «Сердечко на чашке – открытка». | 1 | |
19 | Базовая форма «Дверь» «Кошелёк». «Грибы». | 1 | |
20 | Базовая форма «Дверь». «Матроска для кота Матроскина». | 1 | |
21 | Базовая форма «Дверь». «Двойное приглашение». | 1 | |
22 | Базовая форма «Дверь». «Кубик» | 1 | |
23 | Базовая форма «Дверь». «Гном». | 1 | |
24 | Базовая форма «Дверь». «Коробка сертабор». | 1 | |
25 | Базовая форма «Воздушный змей». «Цветок сертабор». | 1 | |
26 | Базовая форма «Воздушный змей». «Оригами». | 1 | |
27 | Базовая форма «Воздушный змей». «Утка». | 1 | |
28 | Базовая форма «Воздушный змей». «Воронёнок». | 1 | |
29 | Базовая форма «Воздушный змей». «Кролик». | 1 | |
30 | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 1 | |
31 | Базовая форма «Прямоугольник». «Гоночная машина». | 1 | |
32 | Базовая форма «Прямоугольник». «Лягушка 1». | 1 | |
33 | Базовая форма «Прямоугольник». «Бабочка». | 1 |
Для реализации программного содержания используются:
1.Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.
2.Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.
3.Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
4.Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
5.Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
6. Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умей в гости звать, умей и встречать
Формирование навыка правильной сервировки стола. Знакомство учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях ...
Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать
Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...
Я умею/я не умею
Уметь: рассказывать о себе и о своем друге; использовать существительные во множественном числе в речи; понимать на слух содержание небольшого текста.Оборудование: рисунки с изображением режима дня....
Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна
Девиз классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...
"Мало уметь читать, надо уметь думать"
В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....
Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...