Главные вкладки

    Я - исследователь.
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Темтюгова  Екатерина Сергеевна

    Программа кружка "Я - исследователь" разработана на 4 года.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ya-issledovatel_na_4_goda.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    г. Владимира

    «Средняя общеобразовательная школа № 21»

     ПРОГРАММА

    организации внеурочной деятельности

    младших школьников

    кружок «Я - исследователь»

    ( 7 - 11 лет)

    Срок реализации – 4года

                                                                                                               Составитель:

    учитель дополнительного образования

    Темтюгова Е.С.

                                                   

                                                    г.Владимир

    2013г


    Пояснительная записка.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

    Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

     Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

    Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

            Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

            Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

            Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

      Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

    Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.           Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

    1. Цель и задачи курса «Я – исследователь»

            Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

            Задачи программы:

    • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
    •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
    • развивать познавательные потребности и способности, креативность.
    1. Содержание программы

          Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

             Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

    • вести устный диалог на заданную тему;
    • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
    • участвовать в работе конференций, чтений.
    • участвовать в работе конференций, чтений.

    Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

    Предлагаемый порядок действий:

    1. Знакомство класса с темой.

    2. Выбор подтем (областей знания).

    3. Сбор информации.

    4. Выбор проектов.

    5. Работа над проектами.

    6. Презентация проектов.

    Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

    При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

      Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

     Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

    В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

    По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

    1. Формы  организации учебного процесса.

           Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

           Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе,  на 34 часа  во 2 -4 классе.

    1. Основные методы и технологии.

               Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

              Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

             Технологии, методики:

    •         уровневая дифференциация;
    •         проблемное обучение;
    •         моделирующая деятельность;
    •         поисковая деятельность;
    •         информационно-коммуникационные технологии;
    •         здоровьесберегающие технологии;

     

       V. Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

    Первый уровень результатов 

    (1 класс)

    Второй уровень результатов (2-3 класс)

    Третий уровень результатов 

    (4 класс)

    предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

    предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

    Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

    1. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

                • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

            • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

            • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

    1. Личностные   и   метапредметные результаты

    результаты

    формируемые  умения

    средства формирования

          личностные

    • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
    • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    организация на занятии

    парно-групповой работы

    Метапредметные  результаты

    регулятивные

    •        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    •        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    познавательные

    • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
    • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    •        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

    коммуникативные

    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    • умение координировать свои усилия с усилиями других.

    •        формулировать собственное мнение и позицию;

    •        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • задавать вопросы;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

    1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

    Обучающиеся должны научиться

    ■ видеть проблемы;

    ■ ставить вопросы;

    ■ выдвигать гипотезы;

    ■ давать определение понятиям;

    ■ классифицировать;

    ■ наблюдать;

    ■ проводить эксперименты;

    ■ делать умозаключения и выводы;

    ■ структурировать материал;

    ■ готовить тексты собственных докладов;

    ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
    • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
    • Планировать (составлять план своей деятельности);
    • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
    • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
    • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    1. Учебно - тематическое планирование.

    Тематическое планирование. 1 класс (33 часа)

    № темы п.п.

    Название темы.

    Кол-во часов

    1-2

    Что такое исследование? Методы исследования.

    2

    3-4

    Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

    2

    5-6

    Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.

    2

    7-9

    Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.

    3

    10-11

    Учимся делать умозаключения и выводы.

    2

    12-13

    Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

    2

    14

    Как делать схемы?

    1

    15

    Как работать с книгой?

    1

    16

    Что такое парадоксы?

    1

    17-18

    Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

    2

    19

    Как планировать исследования и проекты.

    1

    20-21

    Как сделать сообщение о результатах исследования.

    2

    22-23

    Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

    2

    24

    Экспресс-исследование.

    1

    25

    Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.

    1

    26

    Экскурсия-исследование

    1

    27

    Мини-конференция по итогам экскурсии.

    1

    28

    Коллективная игра-исследование.

    1

    29-31

    Экспресс исследование "Какие коллекции собирают люди". Коллекционирование.

    3

    32-33

    Сообщения о собранных коллекциях.

    2

    Тема 1. Что такое исследование? Методы исследования. Знакомство с новым понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том. Что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

     Как и где человек проводит исследования в быту?

    Только человек исследует мир, или  животные тоже умеют это делать?

    Что такое научные исследования?

     Где и как люди используют результаты научных исследований?

      Что такое научное открытие?

    Тема 2. Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Тема 3. Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

             Что такое суждение? Как высказывать суждения? Правильные и ошибочные суждения (практическая работа).

    Тема 4. Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям? Что такое классификация? Что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

    Тема 5. Учимся делать умозаключения и выводы. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения (практические занятия)?

    Тема 6. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.  Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

     Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические занятия по тренировке умений задания типа «Что сначала, что потом».  

    Тема 7. Как делать схемы? Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

    Тема 8. Как работать с книгой? Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п. С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

    Тема 9. Что такое парадоксы? Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

    Тема 10. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями ( игрушки как модели людей, техники и др.)

    Тема 11.Как планировать исследования и проекты. Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

    Тема 12. Как сделать сообщение о результатах исследования. Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

    Тема 13.Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Проведения тренировочных занятий.

    Тема 14. Экспресс-исследование. Перед экскурсией по территории школы класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование.

    Тема  15.Мини- конференция по итогам эксперсс-исследования. Группы выступают с краткими сообщениями.

    Тема 16. Экскурсия- исследование. Класс делится на группы .Самостоятельно выбирает тему исследования и проводит его в ходе экскурсии.

    Тема 17. Мини- конференция по итогам экскурсии. Выступает каждая группа  и отвечает на вопросы.

    Тема 18. Коллективная игра-исследование.  Коллективное занятие «Жилой дом».

    Тема 19. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование. Дети проводят исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий.  Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

    Тема 20.Сообщения о собранных коллекциях. Дети сообщают о своих результатах по экспресс-исследованию и о собранных коллекциях.

    Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)

    № темы п.п.

    Название темы.

    Кол-во часов

    1

    Научные исследования и наша жизнь.

    1

    2

    Методы исследования.

    1

    3

    Наблюдение и наблюдательность.

    1

    4

    Эксперимент - познание в действии.

    1

    5-6

    Гипотезы и провокационные идеи.

    2

    7

    Анализ и синтез.

    1

    8

    Как давать определения понятиям.

    1

    9-10

    Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

    2

    11

    Наблюдение и экспериментирование.

    1

    12

    Основные логические операции.

    1

    13-14

    Гипотезы и способы их конструирования.

    2

    15

    Искусство задавать вопросы.

    1

    16-18

    Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

    3

    19

    Ассоциации и аналогии.

    1

    20-21

    Суждения, умозаключения, выводы.

    2

    22

    Искусство делать сообщения.

    1

    23-24

    Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.

    2

    25

    Как выбрать тему собственного исследования.

    1

    26-28

    Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

    3

    29-30

    Коллективная игра-исследование.

    2

    31-33

    Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

    3

    34

    Семинар.

    1

    Тема 1. Научные исследования и наша жизнь. Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том. Какие науки и какие области исследования им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

    Тема 2. Методы исследования. Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.)

    Тема 3. Наблюдение и наблюдательность. Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Практические задания на развитие наблюдательности.

    Тема 4. Эксперимент – познание в действии. Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

    Тема 5. Гипотезы и провокационные идеи. Что такое гипотеза? Что такое провокационная идея? Чем они похожи и чем  отличаются? Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

    Тема 6. Анализ и синтез. Что значит проанализировать объект или явление? Что такое синтез? Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как сделать обобщения».

    Тема 7. Как давать определения понятиям. Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

    Тема 8. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

    Тема 9.  Наблюдение и экспериментирование.  Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

    Тема 10. Основные логические операции. Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

    Тема 11. Гипотезы и способы их конструирования. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы? Как подтвердить, или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

    Тема 12. Искусство задавать вопросы.  Коллективная беседа  о том, каким бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

    Тема 13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Что такое оценка научных идей. Кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

    Тема 14. Ассоциации и аналогии. Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.) Практическое задание на создание аналогий.

    Тема 15. Суждения, умозаключения, выводы. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

    Тема 16. Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании? Как выделить главное и второстепенное? Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

    Тема 17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита?», «Как правильно делать доклад?», «Как отвечать на вопросы?» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», Как доказывать идеи» и т.п.

    Тема 18. Как выбрать тему собственного исследования. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

    Тема 19. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Работа по рабочей тетради «Я – исследователь».

    Тема 20. Коллективная игра-исследование. Игра «Историческое моделирование».

    Тема 21. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Подготовка детских работ к публичной защите. Проходит индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

    Тема 22. Семинар. Желающие представляют результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

    Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)

    № темы п.п.

    Название темы.

    Кол-во часов

    1

    Наблюдение и экспериментирование.

    1

    2-3

    Методы исследования

    2

    4-5

    Наблюдение и наблюдательность

    2

    6-7

    Совершенствование техники экспериментирования.

    2

    8

    Интуиция и создание гипотез.

    1

    9-10

    Правильное мышление и логика.

    2

    11

    Искусство делать сообщения..

    1

    12-13

    Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

    2

    14-15

    Семинар "Как подготовиться к защите".

    2

    16-17

    Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.(практическое занятие)

    2

    18-21

    Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

    4

    22-23

    Коллективная игра-исследование.

    2

    24-25

    Семинар.

    2

    26-30

    Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований.

    5

    31-32

    Подготовка собственных работ учащихся к защите.

    2

    33-34

    Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

    2

    Тема 1. Наблюдение и экспериментирование. Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

    Тема 2. Методы исследования. Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). Исследования с помощью новейших информационных технологий.

    Тема 3. Наблюдение и наблюдательность. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (бинокли, микроскопы и т.п.). Практические задания по развитию наблюдательности.

    Тема 4. Совершенствование техники экспериментирования. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

    Тема 5. Интуиция и создание гипотез. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях? Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое задание по созданию и проверке собственных гипотез.

    Тема 6.Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

    Тема 7. Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

    Тема 8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

    Тема 9. Семинар «Как подготовиться к защите». Проходит предварительная защита собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, моделей и т.п.

    Тема 10.Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

    Тема 11. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Работа по рабочей тетради «Я – исследователь».

    Тема 12. Коллективная игра-исследование. Игра «Историческое моделирование».

    Тема 13. Семинар. Желающие представляют результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

    Тема 14. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Подготовка детских работ к публичной защите. Проходит индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

    Тема 15. Подготовка собственных работ к защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей. Подготовка к ответам на вопросы.

    Тема 16. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. Заслушивание докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы к авторам.

    Тематическое планирование. 4 класс (34 часа)

    № темы п.п.

    Название темы.

    Кол-во часов

    1

    Культура мышления.

    1

    2-4

    Методы исследования.

    3

    5

    Научная теория.

    1

    6-8

    Научное прогнозирование.

    3

    9-11

    Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.

    3

    12-14

    Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

    3

    15-16

    Ассоциации и аналогии.

    2

    17-19

    Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

    3

    20-21

    Умение выявлять проблемы.

    2

    22-23

    Как подготовиться к защите.

    2

    24

    Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

    1

    25-28

    Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований.

    4

    29-30

    Семинар.

    2

    31-32

    Подготовка собственных работ учащихся к защите.

    2

    33-34

    Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

    2

    Тема 1. Культура мышления. Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию  текстов.

    Тема 2. Методы исследования. Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

    Тема 3. Научная теория. Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

    Тема 4. Научное прогнозирование.  Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по поверке собственных гипотез.

    Тема 5.  Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. Коллективная беседа – как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие – проведение наблюдений и экспериментов.

    Тема 6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

    Тема 7. Ассоциации и аналогии. Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

    Тема 8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

    Тема 9. Умение выявлять проблемы. Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

    Тема 10. Как подготовиться к защите. Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков и т.п.

    Тема 11. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

    Тема 12. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Подготовка детских работ к публичной защите. Проходит индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

    Тема 13. Семинар. Желающие представляют результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

    Тема 14. Подготовка собственных работ к защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей. Подготовка к ответам на вопросы.

    Тема 15. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. Заслушивание докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы к авторам.

    1. Литература
    1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
    2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Фёдоров». 2008
    3. К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. -М,«Просвещение». 2011
    4. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под ред. Н.Б.Шумаковой.- М. «Просвещение», 2011
    5. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт-сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012
    6. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
    7. Интернет  - ресурсы.
    8. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
    9. А.И.Савенков. Развитие познавательных способностей.6-8 лет. Издательский дом «Фёдоров». 2013.
    10. А.И.Савенков. Развитие творческого мышления.7-8 лет. Издательский дом «Фёдоров». 2012.
    11.  А.И.Савенков. Развитие логического мышления.6-7 лет. Издательский дом «Фёдоров». 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

    Я - исследователь

    Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

    Как стать исследователем.

    Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

    Программа дополнительного образования "Я исследователь"

    Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

    Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

    План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

    Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

    Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

    Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

    Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...