Коммуникация – в процессе игровой деятельности.
материал на тему

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »

 Выготский Л. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsia-v_protsesse_igrovoy_deyatelnosti.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникация – в процессе игровой деятельности.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »

 Выготский Л. С.

      Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

      Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам.

(Слайд №  2)

   В соответствии  с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно-развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

  • Физическому развитию
  • Познавательно-речевому развитию
  • Художественно-эстетическому развитию
  • Социально-личностному развитию.

(Слайд № 3)

И содержать 10 образовательных  областей:

  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Социализация
  • Труд
  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка

(Слайд № 4)

      Все 10 образовательных областей должны ежедневно затрагивать 4 направления развития детей и интегрировать между собой.

Сегодня мы поговорим об области «Коммуникация».

 «Коммуникация» – новая образовательная область. Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений.

 Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.

(Слайд № 5)

      Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • способствовать развитию  свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развивать  все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • способствовать практическому овладению воспитанниками норм речи.

     Согласно ФГТ, основным организующим моментом работы с детьми является игра. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Возникает вопрос: как же они будут реализованы, если каждый ребенок будет заниматься тем, чем ему хочется в данную минуту? Система обучения есть, и слово «занятие» в программе, конечно же, присутствует, но необходимо отличать его от занятия урочного типа.

     Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности. Снова вопрос, - в каких формах организовать занятия с детьми? На интегративной основе. Необходимо создать условия для того, чтобы полученные в процессе образовательной деятельности знания ребенок использовал на практике в повседневной жизни.

(Слайд №  6)  Формы работы

Режимные моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

детей

Совместная

деятельность

с семьей

Формы работы

  • развивающая игра,
  • игровое упражнение, дидактическая игра,
  • рассматривание,
  • чтение,
  • пальчиковые игры,
  • слушание,
  • видео-просмотр,
  • беседа.
  • Организованная деятельность;
  • сюжетно-ролевая игра
  • коммуникативная игра
  • чтение,
  • рассматривание,
  • досуг,
  • дидактическая игра,
  • игра-инсценировка,
  • театрализованные игры,
  • упражнения.
  • сюжетно-ролевая игра,
  • театрализованные игры,
  • игры- драматизации,
  • рассматривание,
  • слушание,

  • Досуг,
  • консультативные, встречи,
  • встречи по заявкам,
  • мастер-класс,
  • информационно -стендовый материал,

    Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

 - активно вступать в диалог,

 - задавать вопросы,

 - слушать и понимать речь,

 - строить общение с учетом ситуации,

 - легко входить в контакт,

 - ясно и последовательно выражать свои мысли,

 - пользоваться формами речевого этикета,

 - регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

     Нужно отметить, что основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому занятия должны быть фронтальными, что ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

(Слайд № 7) Заключение.

  • Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. Под воздействием воспитателей – игры детей обогащаются эпизодами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
  • В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка,  поэтому очень важно, чтобы у детей была возможность находиться в коллективе.