Нравственное воспитание детей с ОВЗ в процессе игровой деятельности
статья на тему

Статья раскрывает принципы и подходы к нравственному воспитанию в школе, осуществляющей образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, определяет деятельностный подход как наиболее эффективный в решении проблемы формирования нравственных представлений, нравственных чувств и навыков нравственного поведения у учащихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Евдокимова

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Нравственное воспитание представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по формированию личности  ребёнка с интеллектуальной недостаточностью и является неотъемлемой частью программы социализации, которую Л.С. Выготский рассматривал как главную задачу дефектологии.

        По мнению Л.С. Выготского, аномальный ребёнок совсем не обязательно существо, лишённое всякой морали по своей природе. Уровень его этического, морально-нравственного развития  находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-развивающую работу.

Нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование у них навыков правильного поведения, усвоение нравственных норм, формирование личностных качеств.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками нравственного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к нравственному поведению.

У детей с проблемами в развитии эмоциональный фон значительно снижен, чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Нравственные представления без специального направленного воздействия не усваиваются. Не соответствует возрастной норме и само поведение детей.

Все эти особенности определяют принципы подхода к нравственному воспитанию в коррекционной школе VIII вида.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить поведение воспитанников, сформировать привычку выполнения определённых норм. Однако эти привычки не могут быть подлинно нравственными, если параллельно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств. Такой подход к нравственному воспитанию является специфическим и обусловлен особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью. (При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию нравственных представлений и навыков нравственного поведения, является их основой).

Наиболее эффективен деятельностный подход в решении проблемы духовно-нравственного воспитания. Формирование привычки правильного поведения не может быть выделено в особый вид занятий. Оно происходит повседневно, во всех видах детской деятельности, где значительное место  занимают игры. Именно в игре содержатся все условия  для развития личности ребёнка,  ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Вначале дети с интеллектуальной недостаточностью не играют вместе, но, играя рядом, часто проявляют агрессивные наклонности: отбирают игрушки, ломают постройки, мешают товарищам и т.д. Поэтому первым делом нужно научить детей спокойно играть рядом, не отбирать игрушки, не причинять вреда другому. Это можно осуществлять через разделение обязанностей: «Миша будет строить дом, а Вова подвозить ему кубики». Задача взрослого при этом – помочь детям осмыслить их действия как коллективные:  «Как хорошо! Таня варит кашу, а Маша кормит куклу. Какие дружные девочки!». Выполнение общепринятых правил и норм первоначально выступает лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, похвала, которые ребёнок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное.

По мере обучения условия игры, взаимоотношения в игре усложняются. Здесь особенно важно, чтобы коллективные взаимоотношения  складывались неформально. Дети с интеллектуальной недостаточностью склонны к заучиванию ситуации со стандартным набором ролей и столь же стандартным рисунком каждой роли. Такой рисунок чаще всего бывает подсказан взрослым, заучен во время игры и перенесён в свободную деятельность без изменений. В таких случаях подлинное участие в коллективной деятельности может не возникнуть. Видимое благополучие в игре может обмануть педагога. Например, в игре дети могут быть вежливыми по отношению друг к другу, но за пределами сюжета игры действовать агрессивно. Реальное поведение детей подтверждает их формальное отношение к моральной норме. Для обучающихся значительно важнее выполнить задание взрослого, а установка на моральную норму от них ускользает. Поэтому требуется большее количество игр-заданий, многократное их варьирование со специальным обсуждением реального и вербального поведения детей.

При общей незрелости поведения дети с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве своём, стремятся находиться в одном помещении, но при отсутствии руководства со стороны педагога начинают топтаться на месте, толкать друг друга, совершать бесцельные действия. Чтобы организовать игровую деятельность требуется не просто обучение игровым навыкам, но и эмоциональный толчок.

Для налаживания взаимоотношений, демонстрации эмоционально-нравственных качеств можно проводить специальные игры-занятия с куклами, игрушками-животными. На подобных занятиях задаются ситуации доброжелательных отношений взрослого и ребёнка, показывается место «братьев меньших» в жизни человека, воспитываются гуманность, человечность.

Наблюдая за младшими школьниками во время игры можно заметить проявление привязанности к отдельным игрушкам-животным, стремление носить их с собой, гладить, ухаживать, разговаривать с ними и за них, что говорит о появлении первых ростков таких важных человеческих качеств как нежность, заботливость, доброта.

Следующим направлением работы является формирование у обучающихся коррекционной школы VIII вида потребности в общении, в отражении близких им жизненных взаимоотношений. Здесь ведущая роль отводится игровым сюжетам бытового характера («Магазин», «Дочка заболела»,  «Гости» и др.). Очень важно при обыгрывании тех или иных сюжетов раскрывать перед детьми этическую сторону поступков людей, побуждать их к размышлениям: «Что делать, если человек заболел?», «Что делает твоя мама, когда ты болеешь?». Далеко не всегда ребёнок с интеллектуальной недостаточностью откликается на вопросы педагога, но обращение способствует оживлению в представлении знакомых образов, помогает почувствовать ситуацию как реальную. Любая игровая ситуация только тогда приобретает в глазах ребёнка смысл, когда она наполняется эмоциональными переживаниями и соответствующими оценочными суждениями.

При разработке игровых ситуаций очень важно  планировать, формированию каких нравственных чувств, представлений и качеств будет способствовать та или иная игра с учётом возраста и индивидуальных различий детей.

Устойчивость усвоения той или иной моральной нормы зависит от частоты актуализации нравственного опыта, приобретённого в игре. Опираясь на опыт коррекционной работы  с детьми с интеллектуальной недостаточностью, можно с уверенностью говорить о том, что благодаря систематическим нравственно-развивающим  играм-занятиям у обучающихся  появляются и закрепляются навыки гуманного поведения, лучше осознаются и прививаются этические эталоны, появляются предпосылки морально-нравственной регуляции поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...

«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

Консультация для родителей   «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей 7 лет

В программе есть пояснительная записка и тематика проводимых занятий  по данному направлению...

Воспитание детей с ОВЗ в процессе трудовой деятельности

"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека ".Очень важно развитие трудовых умений у детей ...

Статья «Воспитание детей с ОВЗ через совместную игровую деятельность».

Цель игр – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности....