Статья «Воспитание детей с ОВЗ через совместную игровую деятельность».
статья (4 класс) на тему

Милова Юлия Валерьевна

Цель игр – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_s_ovz_cherez_sovm.igr_.deyat_.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432 Колпинского района г.Санкт-Петербург

Статья на тему:

«Воспитание детей с ОВЗ через совместную игровую деятельность».

Выполнила воспитатель

Милова Ю.В.

2017г.

«Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и

любознательности».

В.А.Сухомлинский

     В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, создают радость успеха, хорошее настроение.

    Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Цель игр – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на занятиях используются следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – подвижные;

д) – конструктивные.

             Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт, обогащается речевой запас.

3. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

                                 Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих учеников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности общаться со сверстниками и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

     Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков -это

- совмещение элементов игры и учения, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка;

- формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

Цели игры:

1. Познавательный - обучение способам действия с предметами.

2. Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.

   Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей друг к другу, доверия детей к окружающим. 

    При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы необходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

    Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.

    Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

    Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

    Особенно актуальна игра в школах как наша школа VIII вида с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры. Несмотря на разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер.Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2). Иметь познавательное значение.

3). Активизировать общественную деятельность учащихся.

4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5). Создавать условия для детского творчества.

6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

   Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и усвоить идею каждой игровой роли.Игры детей – это естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

   Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса.Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

   Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

   Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие   игры.  Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры.Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель.Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры.Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры - ситуации

Цель.Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры.Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки  поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

   Таким образом,игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе. Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ через формирование эмоционально-личностной сферы

В статье показаны этапы работы по формированию эмоционально-личностной сферы....

Нравственное воспитание детей с ОВЗ в процессе игровой деятельности

Статья раскрывает принципы и подходы к нравственному воспитанию в школе, осуществляющей образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, определяет деятельностный подход как наиб...

Тема "Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД "

Главными задачами  воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  применять  полученные знаний на практ...

Статья "Воспитание эмоционально-волевых качеств через организацию коллективного творчества детей и взрослых"

В статье рассказывается о том, какое значение на формирование эмоционально-волевых качеств ребенка с ОВЗ оказывает совместная деятельность со взрослым в процессе творчества....

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...