План самообразования 2018
материал (2 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_2yu.docx82.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»

План самообразование

учителя начальных классов

Сангиновой Зулфии Зафаровны

Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни…

К.Д.Ушиский

2013 г.

                               

Раздел 1. Общие сведения

Раздел 2. Повышение квалификации и награды

Раздел 3. Сведения об аттестации

Раздел 4. Результаты педагогической деятельности

Раздел 5. Научно-методическая деятельность

Раздел 6. Обобщение опыта

Раздел 7. Результаты внеурочной деятельности

Быть требовательным не только к ученикам, но и      к себе.

Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться!

Раздел 1. Общие сведения

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1»

№ телефона, электронный адрес, адрес сайта

телефон: 8-9869162108

Фамилия,  Имя, Отчество

Сангинова Зулфия Зафаровна

Дата рождения

8.12..1964 года.

Образование

Высшее.

Специальность по диплому

«Педагогика и методика начального образования»

Образовательная область: (согласно базисному плану)

Начальные классы

Должность

Учитель начальных классов

Преподаваемый предмет (по тарификации или учебному плану)

Начальная школа

Педагогическийстаж

31 лет

Стаж работы в данном учреждении

26 лет

Наличие классного руководства

1 А класс

Нагрузка

20 часов

 

Тема работы учителя;

я«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

Цель:

Способствовать развитию учащихся и формированию УУД через внедрение инновационных технологий в рамках реализации ФГОС

Перечень вопросов по самообразованию

-изучение психолого-педагогической литературы;

-изучение педагогический опыта других преподавателей;

-систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса;

-проектная и исследовательская деятельность;

-анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.  Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Роль учителя повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а, яркие личности, способные работать творчески.

Обязательным условием  формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

             Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования.

              Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Самообразование учителя– целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

·        Выбор направления и темы самообразования.

·         Формулирование цели и задач самообразования.

·         Определение круга источников информации.

·         Выбор формы самообразования.

·         Составление плана самообразования.

·         Определение результата самообразования.

·         Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования,  я должна:

  • познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • пройти курсы повышения квалификации по данной теме;
  • провести открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
  • выступать на заседаниях ШМО с обобщение результатов опыта работы

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений.

  Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно-коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

   Результатами моего самообразования должны стать:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Сроки работы: 2013-2018 гг.

Цель: способствовать развитию учащихся и формированию УУД через внедрение инновационных технологий

Задачи:

  • повышение качества преподавания предметов;
  • рост результативного участия учащихся класса в школьных, районных, всероссийских конкурсах, олимпиадах;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • создание комплекта личных педагогических разработок;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса;
  • развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся

1 этап – диагностический

Цель: определение индивидуальной методической темы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

Сентябрь-октябрь

Определение затруднений

Определение целей и задач темы.

Ноябрь

Составление плана работы по теме самообразования

Анализ затруднений

В течение года

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

В течение года

Посещение уроков коллег с целью получения опыта и применения его в работе

Изучение опыта внедрения ФГОС начального общего образования.

Апрель 2017 г.

Подготовка материала по теме «Мониторинг универсальных учебных действий»

Выступление на МО

2 этап- теоретический

Цель: изучение материала по теме самообразования

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

2015-2016

Изучение и систематизация методической литературы по проблеме

Отбор материалов

В течение года

Формирование материала для проведения уроков

Применение подборки материалов на уроках

В течение года

Проведение открытых уроков

Анализ уроков

Апрель-май 2018г.

Корректировка работы над проблемой

3 этап – функциональный

Цель: апробирование форм и методов работы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

2013-2018

Применение форм и методов по развитию у учащихся умений оценивать свои учебные достижения

В течение года

Проведение открытых уроков и занятий на районном уровне

Открытые уроки

В течение года

Самоанализ уроков

Апрель-май 2018 г.

Внесение необходимых корректив

4 этап – практический

Цель: обобщение опыта по методической теме

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность 2017-2018

Открытые уроки на школьном и районном уровне

Анализ уроков

В течение года

Консультативная помощь учителям и учащимся

Внедрение новых форм и методов контроля

2018-2019

Обобщение и описание опыта работы по индивидуальной теме

Участие в районном семинаре

Выступление на МО 

   « Проектная деятельность, как средство формирования УУД».

Источники самообразования

  • Курсы повышения квалификации
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на разных носителях
  • Семинары и конференции
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Моё учительское кредо

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю?  Я верю -  каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к  самосовершенствованию через развитие творчества.

У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе, но все мы: и первые, и вторые, и третьи, знают, главное, любить и понимать своих учеников.

Ребенок, словно чистый лист бумаги

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Поэтому надо уметь видеть, слышать другого человека, делать красивые поступки. Мы,  учителя, должны подавать пример доброты, скромности, отзывчивости.

На вопрос, что Вам приносит радость? – я даю ответ: мне радость приносит, прежде всего, моя семья, моидочери, и, конечно же, моя работа. Мне радостно от  того, что дети общаются со мной, что я им нужна и как педагог, и как человек. Истоки моей сегодняшней радости в том, что я могу внести свой вклад в культурное воспитание человека.

Все мы родом из детства. Сколькобы ни прошло лет, чего бы ни было в нашей жизни. Мы снова возвращаемся в него, а значит в школу.

 Я никогда не мечтала об учительской профессии, а твёрдо знала, что стану педагогом. Учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.

 Уверена, что сделала правильный выбор. Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу.

И в этом помогает воображаемая лесенка: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Мои ученики – это мои дети.

Период детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам, что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет, чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться удивительным разнообразием мира, становятся как все.

Каждый ребенок для меня - лучик, а  я постараюсь быть для них ярким солнышком.  

 И моя задача достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – «владеть сердцами своих учеников».

Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учитель эти звезды зажигает!

Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни.

Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что   это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия,  не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи».

 «Всего сильней – огонь души. Зажечь в себе его спеши!» (М. Скребицкая).

Учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА!  Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто.

     Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.

Мой девиз:             ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ,

                            НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ

 «Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, искать, учиться каждый час и у каждого, творить и изобретать, идти вперед, там успех. Организация проектной деятельности, использование компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.  Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненной позиции. И то, какими будут наши дети, зависит, главным образом, от нас.

Девиз учителя начальных классов: «Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое.

Я понимаю и принимаю это.

Такое мое педагогическое кредо. Может оно очень простое? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».

Нормативные документы, используемые в работе:

Закон «Об образовании РФ»

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования

Программы:

«Перспектива»

Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год

Рабочие учебные программы

Календарно-тематическое планирование по предметам

Раздел 2.

Повышение квалификации и награды

Дата

Название структур, в которых прослушаны курсы

Темакурсов

Кол-вочасов

№ удостове-рения

2016г

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Казанский 9приволжский0 федеральный университет» .

«Реализация системно –деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

72

8044314

2017г  

«Центр социально-гуманитарного образования»

«Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ»

72

1621

Раздел 3.

Сведения об аттестации

  1. Дата предыдущей аттестации:

27 ноября 2013г.

  1. Квалификационная категория:

Первая.

  1. № приказа о присвоении квалификационной категории:

Раздел 4.

Результаты педагогической деятельности

1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся

Учебный год

Класс

Число обучающихся

% обученности

2012-2013

4

28

100

2013-2014

1

25

Безотметочное обучение

2014-2015

2

27

100

2015-2016

3

27

100

2016 - 2017

4

28

100

2017-2018

1

32

Позитивная динамика качества знаний Русский язык

Уч. Год

класс

Число

Обуч. ся

% качества

% обучен.

Числонеуспев.

Числоотличников

2013-2014

1

25

Безотметочноеобучение

2014-2015

2

27

78

100

-

4

2015-2016

3

27

77

100

-

5

2016-201

4

28

70        

100

-

 6

2017 - 2018

1

32

Безотметочное обучение

Литературное чтение

Уч. Год

класс

Числообучающихся

% качества

% обучен.

Числонеуспев.

Числоотличников

2013-2014

1

25

Безотметочноеобучение

2014-2015

2

27

85

100

-

4

2015-2016

3

27

85

100

-

5

2016-2017

4

28

 85

100

-

6

2017 - 2018

1

32

Безотметочное обучение

Математика

Уч. Год

класс

Число обучающихся

% качества

% обучен.

Число неуспев.

Число отличников

2013-2014

1

25

Безотметочноеобучение

2014-205

2

27

70

100

-

4

2015-2016

3

27

70

100

-

5

2016-2017

4

28

69

100

-

6

2017 - 2018

1

32

Безотметочное обучение

Окружающий мир

Уч. Год

класс

Число

обучающихся

% качества

% обучен.

Число

неуспев.

Число

отличников

2013-2014

1

25

Безотметочноеобучение

2014-2015

2

27

76

100

-

4

2015-2016

3

27

78

100

-

5

2016-2017

4

28

77

100

-

6

2017 - 2018

1

32

Безотметочное обучение

Технология

Уч. Год

класс

Число

обучающихся

% качества

% обучен.

Число

неуспев.

Число

отличников

2013-2014

1

25

Безотметочноеобучение

2014-2015

2

27

100

100

-

2015-2016

3

27

100

100

-

2016-2017

4

28

100

100

-

2017 - 2018

1

32

Безотметочное обучение

2. Результаты итоговой аттестации обучающихся в 4 классе

2016-2017 учебныйгод

1. Всероссийскиепроверочныеработы

Предмет

% качества

% обучен.

Число

неуспев.

Числоотличников

Математика

82

100

-

6

Русский язык

88

100

6

Окружающий мир

65

100

-

                6  

2. Областная комплексная работа

 %

выполнения

%

верныхответов

%

частичноверныхответов

%

неверныхответов

89,3

84,8

8,82

6,37

Раздел 5.

Научно - педагогическая деятельность

  1. Используемые учебно-методические комплексы

Комплект «Перспективная»: УМК для ученика и для учителя.

п/п

Предмет

Учебный комплект

1

Математика

Г.В.Дрофеев,Т.Н.Миракова,Т.Б.Бука

2.

Русский язык

Л.Ф.Климанова,С.Г.Макеева

3.

Литературноечтение

.Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий,Л.А.Виноградова

4.

Окружающиймир

А.А.Плешакоа,М.Ю.Новицкий

2.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных,  в процессе обучения и в воспитательной работе.

Наименование технологии

Уровень использования

на уровне отдельных элементов

системное использование

Разноуровневое  и дифференцированное обучение

+

Игровые

+ В рамках урока и внеурочной деятельности

Здоровье-сберегающие технологии

+

Проектные методы обучения

+

Групповые методы обучения

+

Обучение  в сотрудничестве

+

 Мультимедийныетехнологии

+

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе

  • Цель: обеспечение здоровья обучающихся.

Методы:

  • Учётособенностей каждого обучающихся.
  • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  • Создание условий для самовыражения обучающихся.
  • Инициация разнообразных видов деятельности.
  • Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  • Предотвращение усталости и утомляемости.
  • Повышение мотивации к учебной деятельности.
  • Приростучебных достижений.

Разноуровневое обучение

Цельразноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:

  • Создание атмосферы, благоприятной для обучающихся.
  • Активноеобщение с обучающихся.

Для реализации разноуровневого обучения использую:

  • Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
  • Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:

-        изучение нового материала;

  • учет знаний на уроке;
  • проверка усвоения пройденного материала;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • организация работы над ошибками;
  • закрепление пройденного материала;
  • домашняя работа.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Применение ИКТ.

  • повышениемотивацииобучающихся
  • новый уровень восприятия учебного материала
  • достижениедифференциации обученияобучающихся
  • развитие информационной компетенции
  • развитие самостоятельных умений и навыков обучающихся
  • повышение интереса к изучаемому предмету
  • развитие компетенций
  • повышается уровень компьютерных знаний

2.

Технология индивидуального обучения – частично.

  • Применение заданий разногоуровня
  • развитиеумениясамостоятельноговыполненияработы
  • умение обучающихся
  • оценивать собственные возможности и результаты

3.

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения.

  • Развитие сотрудничества в ученическом  коллективе
  • Развитие коммуникативных навыков обучающихся
  • Повышается интерес к предмету
  • Развитие навыков коллективной деятельности
  • повышается успеваемость и качество знаний по предмету

4

Интеграцияуроков (частичная)

●  всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения,  

  • уметь извлекать знания в межпредметнойдеятельности

5

Игровые технологии

  • ● повышение мотивации обучающихся
  • повышение интереса к изучаемому предмету

6

Здоровьесберегающие

повышение эффективности уровня

  • улучшение качества знаний

7

Технология уровневой дифференциации

применениезаданий разногоуровня

  • развитие умения самостоятельной работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

Становление информационно-компьютерной компетентности.

Учебныйгод

Наличие ИКТ-компетентности

2012-2017

Изучение материалов через сеть Интернет

2013-2018

1. Создание своего персонального сайтав  социальной сети работников образования    http://nsportal.ru/

Использование материала на уроках и во внеурочной деятельности.

2.Регистрация в Сообществе учителей

http://www.proshkolu.ruОбмен опытом.

3.Использование презентаций уроков «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия на сайте: http://nachalka.school-club.ru/about/193/.

2012-2017

Выступление на педагогических советах,  ШМО учителей начальных классов, «круглых столах» с демонстрацией мультимедийных презентаций.

В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.

                                                   

Раздел 6.

Обобщение опыта

Тема выступления

Где
заслушивалось

Дата

Темы выступлений на педагогических советах

«Ресурсы издательсва «Просвещение»для повышения качества начальногообразования»

Казань

   18.02.2016.

«образовательныйпроцесс в условияхреализации фгос НОО :средства достижения планируемых результатов на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»

Казань

10.02.2016.

Тема выступления на городском совещании

«Реализация системногот-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиям ФГОС НОО»

ИП и О КФУ

Февраль 2016.г.

Член жюри «Проектная деятельность»

МБОУ СОШ №25

2017 март

«Реализация системно - деятельностного подхода

 на уроках обучения грамоте»

ШМО

Декабрь 2017г.

Открытыеуроки

Тема урока: «Три склонение имен существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного»

 Семинар Межрегиональный

2017.

Обобщение и распространение педагогического опыта

по средствам сети Интернет

Учебный год

Федеральный, региональный уровень

2014-2015

Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru.

  1. Сертификат подтверждающий создание в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт.

2016-2017

2014-2016  

Сообщество учителей proshkolu.ru

В. Ф. Одоевский  «Городок в Табакерке».

«Программа работы со слабоуспевающими детьми»

«Планируемые результаты начального общего образования»Экологический проект «Покормите птиц зимой!»

Самообразование

Дата

Тема

2013г.

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

План самообразования

на 2013 – 2018уч.год

Тема самообразования: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

«Цель: Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников  в условиях обучении и воспитании  на этапе реализации ФГОС НОО

Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.
  • Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.
  • Начальный этап в формировании читательской самостоятельности
  • Основной и заключительный этапы формирования
    читательской самостоятельности

Актуальность темы:

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).

К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе - развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности.  Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека:

  • высокий уровень его интеллектуальных способностей,
  • самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).

Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать:

степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников, не разработана технология продуктивного чтения и структура уроков самостоятельной читательской деятельности.

Формы самообразования:
1.   индивидуальная

  1. групповая

Виды работы по самообразованию:

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий\

Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он» [14; 7]. Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведения коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других; б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.

Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Они (задачи) состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам и 2) формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение обучающимся правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».

Табл.3 Этапы читательской деятельности

 

Этапы

дочтения

в процессечтения

послечтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель  чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способычитательскойдеятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

- запоминание

- воссоздание картин

- анализ-перечитывание

- творческая интерпретация

-   восприятие художественного слова (речи)

-   смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

-обобщение

-оценка

-выразительное чтение

-творческие задания

- обращение к новым книгам

- проектная деятельность

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения; 

- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).

Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.

Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети.

Табл.4 Этапы обучения читательской самостоятельности

№ п/п

Этапы обучения

Годы обучения

Виды уроков чтения

1.

Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности

1 класс

обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

2.

Начальный этап обучения читательской самостоятельности

2 класс

уроки классного и уроки внеклассного чтения

3.

Основной этап обучения читательской самостоятельности

3 класс

уроки классного и уроки внеклассного чтения

4.

Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

4 класс

уроки классного и уроки внеклассного чтения

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

Задачи подготовительного этапа:

1. Изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы.
2. Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное – видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения.

3. Сформировать интерес к детской книге, представив книги из доступного круга чтения.

Основной учебный материал для данного этапа – это детские книги объемом 8-30 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр. Это могут быть книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки-игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники.
На одно занятие берется одна новая книга. Чтобы дети действовали с книгой практически, можно использовать «коллективки» (раздавать детям одинаковые книги). Все книжки должны быть в типовом оформлении, т.е. основные надписи на обложке расположены на привычных местах, выполнены четким шрифтом, иллюстрации на обложке и в тексте раскрывают смысл заглавия, помогают предугадать содержание. Книги изданы с соблюдением гигиенических норм: шрифт 3,5-4,5 мм.и более; бумага плотная, белая; текст занимает 50-60% площади страницы; длина строки 80-120 мм.

На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:

- восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

- освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что в качестве инструмента для чтения книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это метод их чтения – рассматривания, который является основой структуры урока.
Структура занятия помогает решать главную задачу – заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.

Структура занятия включает пять компонентов:

1. Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия эмоциональный настрой (2-3 мин.)

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3-7 мин.).

3. Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)

5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.

Обратим внимание на особенности структуры занятия на подготовительном этапе. Поскольку не все дети умеют читать, учитель, подготовив учащихся к восприятию произведения, читает им вслух сам, затем проверяет, как дети поняли и запомнили прослушанное, после этого показывает им книгу. Именно с этого момента начинается приучение учеников к самостоятельной читательской деятельности, которая выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания, осваивая связь между содержанием и внешними приметами (иллюстрациями, заглавием и фамилией автора). Вначале учитель помогает справиться с сопоставлением усвоенного детьми содержания с внешними приметами, далее дети выполняют эту деятельность самостоятельно. Книга «начинает разговаривать», отвечать на вопросы, т.е. постепенно становится собеседником. Рассматривание иллюстраций дает возможность размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, перепроверять свои представления.

Итак, путь от усвоения содержания книги к рассматриванию ее – и есть главная особенность структуры занятия, которая должна оставаться неизменной, стабильной, т.к. она работает на закрепление читательских умений, приобретение навыков читательской самостоятельности.

Главным методом на уроке является чтение – рассматривание книги как собеседника, в связи с чем учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данного этапа при работе с детской книгой:

1. Рассматривание книги с первой страницы обложки: выделение и разграничение иллюстрации и надписи. Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надписи? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? Почему именно эта картинка и эта надпись на обложке? Как они связаны? На какие мысли наводят?

2. Рассматривание четвертой страницы обложки: сопоставление того, что нарисовано и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны.

3. Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге.

4. Перелистывание книги с целью уточнения предположения о ее содержании. Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения.

5. Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страшно, грустно); вывод о том, нравится ли книга-собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время.

Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие методические условия: а) отбирать книги в соответствии с требованиями; б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересованность в общении с книгами, анализировать результат обучения.

Начальный этап в формировании читательской самостоятельности

Задача нового этапа – «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».

Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Учитель наблюдает (в отличие от его роли в подготовительный период), за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения. Однако учитель по-прежнему осуществляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, продолжая активно участвовать в продвижении детей к самостоятельной читательской деятельности, совершенствовании техники чтения.
На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения – детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям – сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140-400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.

Основное место на занятии внеклассным чтением на начальном этапе занимает самостоятельная индивидуальная работа обучающихся с детскими книгами. Чтобы она была эффективной, методика рекомендует:
                а) Выставлять книги у доски и приучать детей рассматривать их до урока.
                б) На уроке для индивидуального самостоятельного чтения – рассматривания предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение. Для этого учитель использует «коллективки», т.е. книги одинакового названия, содержания и оформления из расчета одна книга на одного ученика.
                в) Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот прием позволяет ребенку подтвердить доказательность своих соображений.
                г) Перечитывание всего текста вслух следует осуществлять по желанию детей после его обсуждения.

д) На каждом занятии учитель приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, сначала сам на доске, а затем дети – самостоятельно. Образец записи: Осеева. Три сына. Подчеркнем: роль учителя на данном этапе – внимательно наблюдать за работой класса и отдельных детей, свои замечания сообщать только после завершения самостоятельной деятельности их с книгой и текстом.
Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).
На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).

5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).

7. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Части урока можно менять местами.

Основной и заключительный этапы формирования
читательской самостоятельности

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно. Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. В этой цели методисты наметили для отработки два аспекта: первый для учащихся 3 класса – формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса – формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения.
Соответственно целям изменяется руководство самостоятельным чтением учащихся в свободное от уроков время и на уроках. По мнению Н.Н. Светловской, «сущность педагогического руководства самостоятельным детским чтением состоит в том, чтобы указывать детям цель чтения, ближнюю и дальнюю, намечать путь, который они должны пройти за определенный отрезок учебного времени (за неделю, четверть, полугодие, год), и, контролируя способы читательской деятельности учащихся, совершенствовать их…»

Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Примерами такого подхода к обучению могут служить разработки цикла уроков по теме. «Б. Заходер и его книги», «Сказки датского сказочника Г.-Х. Андерсена»; «Книги Чарушина» и др. На заключительном этапе (4 класс) у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Весь учебный материал для основного этапа обучения чтению структурируется по двум принципам:

Принципы отбора книг:

3 класс – монографический (по авторам)

4 класс – тематический круг чтения пополняется

              - русская и зарубежная детская книга

              - художественная и научно-популярная объемом от 16-18 до 150 стр., всех типов и структур; книги-сборники от 150 стр.

               -крупнообъемные произведения для освоения в классе.

Круг чтения упорядочивается при освоении линий связей:

  • - автор-книги, автор-темы, автор-жанра. Пример: «Рассказы Н. Носова», «Стихи С. Маршака» и т.п.
  • - научно-познавательной
  • - справочной литературой
  • - периодической печатью
  • - литературой на документальной основе с автобиографическими повестями
  • - книгами о писателях
  • -крупнообъемными произведениями на делительный срок

Упорядочивание круга чтения завершается освоением связей: темы-авторы, тема-книги, жанр-книги, вопрос-тип книги (кто пишет о природе и отношении к ней человека? – Е. Чарушин, В. Чаплина, Н. Сладков, В. Бианки и т.п.) Пример: «Книги о путешествиях и путешественниках».
На основе расширения полноценного читательского кругозора у детей формируются личные читательские предпочтения и интересы, развивается внимание к специфике литературных произведений, их многообразию; дети осваивают богатство содержания, у них появляется желание задавать вопросы
себе, одноклассникам, взрослым, рассуждать, постигать социально-нравственный и эстетический опыт.

На основном и заключительном этапах большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется детьми не в классе, а во внеурочное время. Поэтому уроки внеклассного чтения подводят итоги работы с книгами за период между ними (одна-две недели).

Характеру учебной работы соответствует и структура типовых уроков:

1. Работа с выставкой прочитанных книг. Учащиеся приносят в класс прочитанные книги, выставляют у доски, рассматривают (3-5 мин.). Выделяют книги, которые представляют интерес со всех точек зрения.

2. Всесторонний анализ выделенных книг. Специфической задачей методики работы с детской книгой на данном этапе является задача организации общей беседы по теме урока с опорой на разные прочитанные детьми произведения (20-25 мин.).

3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями (15-20 мин.).

4. Домашнее задание. Учитель должен ясно сформулировать тему предстоящего урока, четко выделить цели отбора книг, ориентировать учащихся на рекомендательный список книг, который выверен учителем со всех точек зрения (в том числе, есть ли эти книги в библиотеке).

Вопросы и задания к теме

1. В чем заключается специфика чтения-общения как вида речевой деятельности?

2. Какие качества отличают самостоятельного и несамостоятельного читателей?

3. В чем сущность типа правильной читательской деятельности?

4. Каковы цели, средства и приемы формирования квалифицированного читателя путем метода чтения-рассматривания?

5.Назовите основные этапы формирования читательской самостоятельности младших школьников.

6.Любые ли детские книги можно читать и рассматривать с первоклассниками?

7. Составьте список основных понятий методики внеклассного чтения (методики работы с книгой). Самостоятельно дайте им определения, сопоставьте с теми, что даны в учебнике.

8. Подготовьте сообщение на тему: «Детская книга: ее общие и специфические свойства».

9. Как известно, в организационной системе внеклассного чтения выделяются следующие этапы обучения: подготовительный, начальный, основной, заключительный.

Расположите задачи работы с детскими книгами в начальных классах поэтапно (последовательно):

- вызвать интерес к книге как к объекту культуры;

- научить выбирать книги по собственным силам и осваивать их содержание;

- сформировать основы читательских интересов;

- выработать умение рассматривать и читать книгу под руководством учителя.

10.Составьте вопросы для анкеты ученикам 4 класса, выясняющие их отношение к чтению книг

11.Чем отличается педагогическое руководство детским чтением в 3-4 кл. от 1-2 кл?

12. Составьте сравнительно-сопоставительную таблицу, характеризующую работу учителя и учащихся при обучении чтению а) на подготовительном и начальном этапах обучения чтению; б) на основном и заключительном этапах.

Образец таблицы

№ п/п

Компоненты характеристики этапов, имеющих принципиальное значение

Этапы обучения чтению

 

 

1.

Цель обучения чтению

 

 

2.

Главные учебные задачи

 

 

3.

Основные противоречия

 

 

4.

Учебные действия, которые подлежат формированию и контролю

 

 

5.

Роль учителя и учащихся: кто действует? кто наблюдает?

 

 

Сделайте вывод: что и как меняется, а что остается стабильным и почему?

13. Сопоставьте два однотемных урока внеклассного чтения, проведенных на основном этапе обучения, с рекомендациями, данными в пособии для учителя. Определите, какие учебные задачи не были решены учителями на этих уроках.

Тема «Рассказы Н.Н. Носова о детях».

1) В классе рассматривается выставка книг, учитель задает вопросы:

- Как можно озаглавить выставку?

- Как зовут писателя?

- Есть ли на выставке разные книги с одинаковыми названиями?

-Что можно рассказать о книгах Носова только по заглавиям, иллюстрациям, оглавлениям?

Проводится беседа:

- Что вы узнали из прочитанных книг о самом авторе? Откуда узнали?

- Встретились ли вам в разных рассказах одни и те же герои? Кто именно?

Далее ученики выразительно читают отрывки из рассказов Носова, показывают подготовленные за неделю инсценировки, читают по ролям диалоги. Попутно учитель задает вопросы:

- Откуда этот отрывок? Как зовут героев? Что вы о них знаете? В каких ситуациях и чем они вам нравятся? Чего им, по-вашему, недостает?
Домашнее задание: подбирать и читать стихи В.В. Маяковского.

2) Учитель сообщает: «Жизнь Николая Носова так же интересна, как и его книги. Родился он в Киеве, в семье актера, 23 ноября 1908 года. Вскоре семья, состоящая из матери, отца и двух сыновей, переехала в поселок Ирпень, расположенный в 25 км от Киева. В школьные годы Носов (демонстрируется портрет писателя) мечтал быть музыкантом, учился игре на скрипке. В старших классах готовился к поступлению на химический факультет. Но, закончив семилетнюю школу, он начинает трудиться на кирпичном заводе, километрах в десяти от поселка Ирпень. Носов вывозил шлак (объясняется значение слова) из печи для обжига кирпича, то есть выполнял роль мусорщика. Кроме работы он самостоятельно учился по программе средней школы. Было у Носова еще одно сильное увлечение: фотография. Начав заниматься фотографией, он тратил на это все деньги. Дошло до того, что единственной одеждой его осталась спецовка, полученная на заводе. Поступил Носов в Киевский институт, а через два года он перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти не работал в кино, был режиссером мультфильмов, учебных картин. Во время Великой Отечественной войны он снимал фильмы на фронте. В 1943 г. за боевые заслуги Носов был награжден орденом Красной Звезды.
Далее проводится беседа:

- В каком произведении Н.Н. Носова рассказывается об удивительных жителях сказочного Цветочного города?

- Если вы внимательно читали эту книгу, то должны отгадать имена самых известных жителей этого города. Один из героев читал разные книги и поэтому очень много знал. Книги лежали у него на столе и под столом, на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг этот малыш сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, начинал читать, надев на нос очки, то становился совсем похожим на профессора. Кто это?

- В одном доме со Знайкой жил известный доктор, который леч2,00смил коротышек от всех болезней. Он всегда носил белый колпак на голове и ходил в белом халате. Кто это?

- А этот герой носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу, сочиняя небылицы, кроме того, он постоянно обижал малышек, которые, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались за домом. Кто это?

- Как звали героев многочисленных рассказов Носова, с которыми вечно приключались невероятные истории: «убегала» каша, «ползала» шляпа?
Затем учащиеся по «коллективкам» читают по ролям отрывки из рассказов «Мишкина каша», «Телефон». Несколько человек читают понравившиеся им отрывки из произведений Носова вслух.

- О ком пишет Носов в своих рассказах?

- Какие герои встречаются чаще в его произведениях?

- Чему учат книги Носова?

- Какие книги Носова вы хотели бы прочитать?

Домашнее задание: читайте книги Ю. Дмитриева и И. Акимушкина о животных. Подготовьте вопросы к викторине по этим книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2016-2018 г.

План самообразования на 2016-2018 г.  учителя начальных классов МБОУ СОШ №87 Галимхановой Фирдании Сунгатовны ...

Индивидуальный план самообразования на 2018-2023 годы учителя-логопеда

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».Актуальность: Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и п...

План самообразования на 2018-2022 год

Гибадуллина Ләйсән Хөсәен  кызының2018 -2022 уку елына үзбелемеңне күтәрү планы 2018 нче уку елыВакыты        Тема       Эшлә...

План самообразования учителя начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ» на 2017 – 2018 уч.г.

План  самообразования  учителя начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ» на 2017 – 2018 уч.г.  1.      ФИО ...

План самообразования учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны на 2015-2018 гг.

           "Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию" И. ПесталоцциВ...

План самообразования учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны на 2015-2018 гг.

План самообразования включает в себя следующие разделы: основные направления самообразования  и этапы работы на период с 2015 года до 2018 года...