Что такое предшкольное образование?
методическая разработка по теме

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Что такое предшкольное образование?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое предшкольное образование?

             Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому  важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и  вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

               Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Необходимость открытия группы предшкольной подготовки была обусловлена  высоким процентом детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не  готовых к школьному обучению.

Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

          Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний .

        Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

эмоциональной сферы.

В  нашей школе функционирует группа кратковременного пребывания  4 года. 

   Опорными целями создания группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» являются: удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей, их подготовка к обучению на начальных ступенях образования.

Данные цели раскрываются следующими задачами:

  • обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу из семьи;
  • помочь родителям, воспитывающих ребенка в условиях семьи квалифицированно подготовить его к школе;
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу;
  • сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, вырабатывать навыки общения с разными партнерами;
  • развивать познавательную, мыслительную активность ребенка;
  • воспитывать волевые качества ребенка, навыки сознательной дисциплины.

         В соответствии с возрастными особенностями детей продолжительность учебного года в  не превышает 33 недель.   Занятия проводятся 4    дня : понедельник, вторник, среда, четверг; с 14.00 до 16.00 ч , каждое занятие по 25-30  минут. Во время занятий проводятся занимательные  физминутки. Между занятиями организуются подвижные перемены (не менее 10 минут), полдник.

        Организация процесса обучения подчиняется педагогическим требованиям, способствующим более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском  коллективе. 

Обучение является:

        а) личностно ориентированными;

        б ) культурно ориентированными;

        в) деятельностно  ориентированными.

 Для открытия групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста необходимы:

  • заявления родителей (законных представителей);
  • список детей;
  • штатное расписание;
  • образовательная программа;
  • режим дня и расписание деятельности детей;
  • справки о состоянии здоровья ребенка;
  • копии документов, удостоверяющих личность родителей (законных представителей);
  • копии свидетельства о рождении ребенка.

Расписание занятий подготовительной группы

Время

Предмет

 Группа

Учитель

Понедельник (отв. учитель – Доржиева С.Ц.)

1

14.00 – 14.30

Музыка

1

Зурбаева С.С.

14.00 – 14.30

Подготовка к обучению грамоте

2

Зурбаева С.С.

14.40 – 15.10

Развитие математических представлений        

1

Доржиева С.Ц.

14.40 – 15.10

ИЗО

2

Жамсаранова Р.Ц.

15.20 – 15.50

Физкультура

1

Доржиева С.Ц.

15.20 – 15.50

Развитие математических представлений

2

Доржиева С.Ц.

Вторник (отв. учитель – Зурбаева С.С.)

14.00 – 14.30

Первые шаги в математику

1

Доржиева С.Ц.

14.00 – 14.30

Развитие сенсорной культуры

2

Доржиева С.Ц.

14.40 – 15.10

Развитие сенсорной культуры

1

Доржиева С.Ц.

14.40 – 15.10

Первые шаги в математику

2

Доржиева С.Ц.

15.20 – 15.50

ИЗО

1

Жамсаранова Р.Ц.

15.20 – 15.50

Физкультура

2

Доржиева С.Ц.

Среда (отв. учитель – Зурбаева С.С.

14.00 – 14.30

Подготовка к обучению грамоте

1

Зурбаева С.С.

14.00 – 14.30

Лепка

2

Зурбаева С.С.

14.40 – 15.10

Лепка

1

Зурбаева С.С.

14.40 – 15.10

Формирование целостной картины мира

2

Доржиева С.Ц.

15.20 – 15.50

Конструирование

1

Зурбаева С.С.

15.20 – 15.50

Музыка

2


Зурбаева С.С.

Четверг (отв. учитель – Доржиева С.Ц.

14.00 – 14.30

Формирование целостной картины мира

1

Доржиева С.Ц.

14.00 – 14.30

Речевое развитие

2

Зурбаева С.С.

14.40 – 15.10

Аэробика

1

Цыбикова В.А.

14.40 – 15.10

Конструирование

2

Зурбаева С.С.

15.20 – 15.50

Речевое развитие

1

Зурбаева С.С.

15.20 – 15.50

Аэробика

2

Цыбикова В.А.

Основные направления развития детей

Образовательные области

Физическое развитие

«Физическая культура»

«Здоровье»

Познавательно-речевое развитие

«Коммуникация»

«Чтение детям художественной литературы»

«Познание»

Художественно-эстетическое развитие

«Музыка»

«Художественное творчество»

Социально-личностное развитие

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

Образовательная область «Физическая культура»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  •  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Примерные виды интеграции области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизацииобразовательного процесса

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственныхдвигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования).

«Познание» (в частидвигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного изсредств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарныхматематических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)).

«Музыка» (развитие музыкально  ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основефизических качеств и основных движений детей)

Формы работы с детьми образовательная область «Физическая культура»

Содержание

Возраст

Совместнаядеятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с семьей

1.Основные движения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижные игры

4.Спортивные упражнения

5.Спортивные игры

6.Активный отдых

6-7 лет

Занятия по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

-по развитию элементов двигательной креативности

(творчества)

В занятиях по физическому воспитанию:

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

- комплекс с предметами

Физ.минутки

Динамические паузы

Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-игровая

-полоса препятствий

-музыкально-ритмическая

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Занятие-поход

Игровые упражнения

Подражательные движения

Беседа, консультация

Совместные игры

Физкультурный досуг

Консультативные встречи.

Для организации группы кратковременного пребывания оборудован кабинет: мебель, учебно-наглядные пособия, развивающие игры, создана комфортная обстановка. Кабинет оборудован необходимым компьютерным оборудованием.

       Организация предшкольной подготовки в школе, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

-  использование материальной базы образовательного учреждения;

-  привлечение квалифицированных кадров;

-  формирование детского коллектива, который в полном составе перейдёт в первый класс;

- изменение социального окружения, социальной роли ребенка, возникновение чувства взрослости, осознание собственной значимости.

       Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной  мотивации. Подготовка детей 5-6 лет осуществлялась с помощью ряда программ.

       Ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы являются игровые технологии обучения, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника.

VIII. Документация групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста

Работающиеучителя  в группах  предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, ведут следующую документацию:

  • список детей групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста;
  • журнал посещаемости;
  • планы работы специалистов (перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий);
  • диагностические таблицы, принятые в образовательном учреждении, анализ результатов диагностики.

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности  к школе включают в себя:

  1. Умения действовать в различных социальных ситуациях;
  2. Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта.
  3. Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети);
  4. Опыт самообучения и самоорганизации;
  5. Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
  6. Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
  7. Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.);
  8. Коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.

 Успешное решение задач по формированию у обучающихся социально-личностной зрелости, а также эффективное развитие этого феномена в процессе предшкольного образования могут быть объективно оценены по индикаторам наличия у обучающихся определенных умений, среди которых важнейшими являются следующие: сохранение устойчивого внимания в условиях интересной учебно-творческой деятельности,  умение воспринимать обращение к группе как обращение к себе,  речевые монологические умения, умение адекватно реагировать на обращение или вопрос, умение успешно взаимодействовать в группе сверстников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Группа кратковременного пребывния « Б удущий первоклассник » У читель: Доржиева С.Ц.

Слайд 2

Цели: удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических , духовных задатков детей, их подготовка к обучению на начальных ступенях образования. Задачи: обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу из семьи; помочь родителям, воспитывающих ребенка в условиях семьи квалифицированно подготовить его к школе; обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу; сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, вырабатывать навыки общения с разными партнерами; развивать познавательную, мыслительную активность ребенка; воспитывать волевые качества ребенка, навыки сознательной дисциплины.

Слайд 3

Для открытия групп предшкольной подготовки детей необходимы : заявления родителей (законных представителей); справки о состоянии здоровья ребенка; копии свидетельства о рождении ребенка. список детей; штатное расписание; образовательная программа; режим дня и расписание деятельности детей

Слайд 4

Основные направления развития детей Образовательные области Физическое развитие «Физическая культура» «Здоровье» Познавательно-речевое развитие «Коммуникация» «Чтение детям художественной литературы» «Познание» Художественно-эстетическое развитие «Музыка» «Художественное творчество» Социально-личностное развитие «Социализация» «Труд» «Безопасность»

Слайд 5

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы « Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Социализация » (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственныхдвигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) « Труд » (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой). « Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования). « Познание » (в частидвигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного изсредств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарныхматематических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)). « Музыка» (развитие музыкально ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей) Примерные виды интеграции области « Физическая культура »

Слайд 6

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности к школе включают в себя: Умения действовать в различных социальных ситуациях; Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта. Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети); Опыт самообучения и самоорганизации; Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм; Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм; Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.); Коммуникативные способности, в т.ч . умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»

Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...

ПРОГРАММА "Предшкольная пора"

В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного ...

Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?Где осуществляется предшкольное образование? Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?...

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

статья Что такое предшкольное образование?

  Что такое предшкольное образова...

презентация Что такое предшкольное образование?

презентация                            Что такое предшкольное образование?...

Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...