Работа с родителями первоклассников в период адаптации
статья (1 класс) по теме

Горобец Светлана Геннадьевна

Материал содержит полезную информацию для родителей первоклассников, советы по режиму дня, питанию, окружающей среды первоклассника,  характеристику психологических особенностей первоклассника,   основные критерии готовности ребёнка к школе, признаки успешной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на ШМО учителей начальных классов

на тему:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Выполнила

 Горобец С.Г.

учитель начальных классов

 

  2018 г.

Работа с родителями первоклассников в период адаптации.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель учителя и родителей: создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Очень важна  в этом поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья.

Работа с родителями в нашей школе начинается в марте с началом подготовительных курсов для будущих первоклассников. Для родителей мы готовим анкеты “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?”, тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?”,  “Готов ли ребенок к школе?”.  (Приложение 5) Это и тематические родительские собрания-практикумы на темы: «Портрет будущего первоклассника», собрание – деловая игра с практическими советами «В игре готовимся к школе». Собрания проводятся в виде «семейных советов», консультаций, диалогов, опираясь уже на имеющийся опыт родителей.

Перед каждым родителем возникает вопрос «Готов ли мой ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?». Многие родители думают, что ребенок готов к обучению  в школе, если он читает, знает названия всех континентов, знает марки всех машин и т.д. Это, конечно, ошибочное суждение. Задача учителя  заключается в том, чтобы донести до родителей информацию о критериях готовности ребенка к обучению в школе.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Социально-психологическая готовность:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

- Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Основные формы работы с родителями:

1.Родительские собрания

2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости.

3.Консультации (индивидуальные и по группам)

4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса

- привлечение родителей к проведению праздников

- привлечение родителей к организации экскурсий

- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете

5. Организация работы классного родительского комитета

6.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.

7.Поощрение родителей за сотрудничество

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

В период адаптации первоклассников на родительском собрании рассматривается ряд важных тем с привлечением специалистов школы:

  • Режим дня
  • Питание ребенка
  • Окружающая среда первоклассника
  • Сон первоклассника
  • Психологические
  • Особенности первоклассников

О чём же необходимо помнить родителям?

Режим дня

        Попробуйте вместе с ребенком составить удобный распорядок дня. Объясните ребенку: зачем это нужно, как важно, чтобы все происходило примерно в одно и тоже время. Что организм быстро привыкает к определенному режиму и тогда ему намного легче работать. Можно сказать, что об этом говорила учительница на собрании – это добавит важности к данной процедуре.

        Не расписывайте день по минутам – смотрите на это реальнее. Лучше сразу не вписывать пункты, которые вы не сможете ежедневно выполнять. Оформите все это вместе с ребенком красивыми большими цифрами и буквами, картинками.

        И самое главное – первое время проконтролируйте, как ребенок выполняет установленный распорядок дня, а также постарайтесь сами его не ломать.

        Режим дня это Ваш первый помощник в воспитании самостоятельности у ребенка. Пусть он привыкает сам выполнять режимные моменты. Ваше вмешательство требуется только в случае, если ребенок что-то забыл.

Режим дня первоклассника:
7.00 – 7.10 – подъем
7.10 – 7.30 – зарядка, умывание, уборка постели, завтрак
7.30 – 7.55 – дорога в школу, подготовка к урокам
8.00 – 13.20 – занятия в школе
13.20 – 14.00 – дорога домой  
14.00 – 16.00 – отдых, дневной сон
16.00 – 17.00 – выполнение тренировочных упражнений
17.00 – 19.00 – свободное время
19.00 – 19.30 – ужин
19.30 – 20.30 – свободное время
20.30 – 21.00 – подготовка ко сну, сон.

Родители могут внести в распорядок дня свои поправки (посещение кружков и секций), но основные режимные моменты лучше не менять, так как они имеют большое значение для здоровья ребенка.

Питание первоклассника

Завтрак должен быть обязательно. Очень хорошо, если это горячее блюдо. Хороши любые каши, овощи, фрукты. Не старайтесь накормить ребенка плотно – учитывайте то, ест ли ребенок в школе, как и сколько раз.

Не допускайте, чтобы ребенок перекусывал бутербродами в сухомятку, шоколадными батончиками, чипсами, сухариками. Ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы уже сейчас рассказать ему о том, что можно кушать, а чего лучше не есть. Компот, сок лучше газированной воды; яблоко, банан, груша лучше чипсов и шоколадки и т.д.

Было бы хорошо, если учитель рассказал бы об этом в школе (со всеми страшными последствиями), а родители подтвердили и закрепили собственным примером.

Несколько слов об ужине. Он не должен быть позже, чем за 2-3 часа до того, как ребенок будет готовиться ко сну. В противном случае – тяжело уснуть на полный желудок. Если вам все же кажется, что ребенок голоден, дайте ему стакан молока, сока, кефира, йогурт.

Окружающая среда первоклассника

Все поменялось у ребенка. Теперь он первоклассник и это отражается на всем.

Раньше «красный угол» в комнате ребенка это коробка с игрушками – переберите ее вместе с ребенком и уберите лишнее.

Сейчас ему нужно рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено и соответствовать росту ребенка. Свет должен падать спереди или слева (справа, если ребенок левша). Научите ребенка держать стол в порядке.

Часто отдельной комнаты у ребенка нет. В этом случае придется оборудовать рабочее место в общей комнате. Тогда во время выполнения уроков ребенка ничего не должно отвлекать. Не приучайте работать ребенка под «звуковой фон» - это раздражает нервную систему. Но и гробовую тишину создавать не нужно. Иначе в другой ситуации ребенок не сможет сосредоточиться.

Самый худший вариант – кухонный стол. В этом случае с 15-00 до 18-00 стол всегда должен быть чистым и свободным. Ребенок должен чувствовать, что взрослые ценят и уважают его труд, а не запихивают по углам, лишь бы были сделаны уроки.

Сон первоклассника

        Сон ребенка 6-7 летнего возраста не должен быть меньше девяти-десяти часов. В противном случае родители не застрахованы от утренних капризов, а ребенок целый день будет чувствовать себя разбитым. Это естественно скажется на его внимании и работоспособности в школе. К концу занятий может развиться головная боль.

        Совсем недавно, в детском саду у детей был дневной сон. Теперь такой возможности нет. Но некоторым все-таки небольшой «сончас» нужен. Проследите за ребенком – если он вялый, капризный – может ему просто необходим дневной сон (от 20 минут до 2 часов).

        На ночной сон укладывайте ребенка не позже 22 часов, а лучше в 21, 21-30. очень важен вечерний ритуал отхода ко сну. Старайтесь не нарушать однажды заведенный порядок, это поможет ребенку быстрее заснуть.

Вообще, если ребенок не засыпает в течение 20-30 минут, а ночью просыпается – это уже нарушение сна. А ведь ему предстоит еще и на уроках трудиться. Для детского организма это непосильная нагрузка. Поэтому есть правила, которые нужно выполнять обязательно:

- никаких громких звуков за 2-3 часа до сна;

- никаких возбуждающих напитков (кофе, газированная вода и т.д.), копченых и острых блюд на ужин;

- ребенка перед сном ничего не должно беспокоить (насморк, гельминты, ссора с родителями, невыученные уроки, рассказанные страшные истории);

- если ребенок боится спать один, пусть спит с игрушкой;

- можно в соседней комнате оставить горящий свет.

Если вы своими силами не можете справиться с нарушениями сна – обратитесь к педиатру. Не тяните – эти проблемы часто приводят к неврозу.

Психологические особенности первоклассников

  В первом классе тяжело не учить детей, а удерживать их внимание. Жалобы будут вызваны не тем, что ребенок глуп, а его рассеянностью, несобранностью, легкой отвлекаемостью. Причины могут быть разными

        К первой категории относятся дети, ставшие рассеянными вдруг, в определенный период. Родители отмечают – это «нашло» на ребенка ни с того, ни с сего, он явно испытывает мучения. Причиной может быть болезнь ребенка с повышением температуры. Хроническое долговременное заболевание также изнуряет нервную систему. Все это отражается на способности ребенка воспринимать окружающую информацию. Родители будут правы, если обратятся к педиатру при возникновении такой рассеянности.

        Другая категория детей не в состоянии сосредоточиться оттого, что боится учителя, родителей, насмешек остальных детей. Из-за постоянного напряженного ожидания катастрофы ребенок не замечает происходящего вокруг него. Семейные конфликты и переживания по этому поводу выступают самой частой причиной детской рассеянности в школе.

        Здесь спасение только в том, чтобы найти причину и устранить ее.

Сложнее всего обстоит дело с рассеянными детьми от рождения. Они никогда не играют долго в одну игру, им все нужно осмотреть, их все интересует, но не надолго, поэтому все отвлекает и мешает. Они могут бесконечно бегать по улице, и, кажется, запасы их энергии неисчерпаемы. Но стоит только посадить их за уроки - они начинают зевать, теребить тетрадь, водить глазами по сторонам – и ничего не получается.

        В этом случае причины в слабости нервной системы ребенка. Это не что иное, как небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций. Внимательность страдает от этого чаще всего.

        У ребенка на самом деле не избыток энергии, как нам кажется, а недостаток ее. Поэтому он вынужден напрягать одну и туже группу мышц, и одни и те же мозговые центры, чтобы другие отдыхали в процессе торможения. Частые перемены видов деятельности – всего лишь – охранный механизм.

        Такой ребенок беззащитен перед воздействием раздражителей со всех сторон. В классе он замечает все – чем заняты одноклассники, учительница, ощущает свой голод, жесткость сиденья, царапинку на парте, шум машин за окном и т.п. А ведь еще и объяснения учительницы!

Родителям в этом случае должно быть ясно – ребенок не виноват, и не может помочь себе сам. Он не может стать внимательнее, как бы его об этом не просили.

Здесь главный принцип – не перегружать ребенка. Ему надо отдыхать больше, чем всем остальным детям (и лучше на свежем воздухе). Следующий совет – работать небольшими порциями (лучше в три – четыре захода по 5-7 минут). В противном случае все ваши усилия – пустая трата времени. Чем дольше Вы будете сидеть с ребенком над чтением, письмом и т.д., тем хуже будут результаты. Вы выжмите из ребенка только слезы или полное непонимание того, что от него хотят.

Золотое правило для всех детей и родителей – то, что ты делаешь должно доставлять удовольствие!

Помощь школьного психолога.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Родители должны учитывать переживания своего сына или дочери: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. В данный период учителем организуются классные родительские собрания с участием школьного психолога. Психолог знакомит родителей с результатами различных диагностик, что позволяет родителям узнать о степени готовности детей к учебному процессу, о внутренней тревожности и т.д. Родители получают практические советы, индивидуальные консультации. 

Закон семьи

В каждой семье существуют свои законы воспитания детей. Но существуют основные составляющие этого закона.

 I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

   Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится, как человек, как личность.  

Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.

  1. Упражнение-эксперимент «Мой ребёнок - первоклассник»

Вывод: дети прикладывают гигантские усилия и старания в учебе.

  1. Упражнение для родителей «Снежинка»

Перед родителями у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжить эту процедуру, пока она будет возможна и раскрыть снежинку. Найти  среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете?

Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Признаки успешной адаптации первоклассника

Перед учителем и родителями ставится цель – создание максимально комфортных условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться в новой для них школьной системе отношений. Если через некоторое время мы можем наблюдать следующие изменения в жизни детей, то смело можем радоваться своему успеху.

  • Ребенку нравится в школе;
  • Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах;
  • Активен;
  • Жизнерадостен;
  • Любопытен;
  • Редко болеет;
  • Хорошо спит;
  • Достаточно самостоятелен.

Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Участие родителей и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе

В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....

Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....

Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе.

Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. ...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

Работа с родителями первоклассников в период адаптации

Выступление на педагогическом совете...