Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (1 класс) на тему

Смирнова Татьяна Николаевна

Рабочая программа создана для УМК "Школа России" к учебникам М.И. Моро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch_programma_matem_1_klass.doc355.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_________/

Протокол № _______

от «____»________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР

__________/_________/

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор

/_________/_________/

Приказ № _________

от «___»______2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА 

Соломяной Ларисы Васильевны,

высшая категория

по учебному курсу  «Математика»

1  класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ______от

 «__»_____________2013

                                                               

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Математика» разработана на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 26.11.2010 г,  №1241);
  • Общеобразовательной программы ГБОУ гимназия №155;
  •  Программы образовательной системы «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова,С.В.Степанова.

    Программа по предмету «Математика» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными
 целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа в 1 классе рассчитана на  132 ч ,4 часа в неделю.

              Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения предмета «Математика».

     Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

     Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию' с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

     Предметные результаты:  у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий;

накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.

         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием.  

 В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности  или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

     Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

     В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Учебно-тематический план

Математика   1 класс (132 ч)

Содержание курса

.Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные умения        Универсальные учебные действия

Первая четверть (36 ч)

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч)

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … « Пространственные и временные представления Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Проверочная работа

Ученик научится называть числа в порядке их следования при счете. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее)

Получит возможность научиться: пользоваться терминами поядковые и количественные числительные, пользоваться термином пространственные представления, пользоваться термином временные представления,  обобщению, классификации предметов, пользоваться терминами равенства , неравенства ,понятию пара предметов .

Личностные действия. Принимает новый  социальный  статус ученика.

Регулятивные действия

Умеет самостоятельно выделять учебную задачу. Планировать(определение последовательности действий). Контролировать(сличение способа действия и его результата).

Познавательные действия

Анализирует объекты с целью выделения существенных или несущественных признаков, синтезирует (составление целого из частей, самостоятельное достраивание недостающих компонентов), построение логической цепи рассуждений.

Умеет  использовать простейшие знаковые и графические модели.

Умеет  сопоставлять (противопоставлять) различные признаки.

Коммуникативные действия

Умеет  слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Умеет слышать учебную задачу.

ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0

Нумерация (30ч)

Цифры и числа 1—5 Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина,которая выдаёт число следующее при счете сразу после заданного числа Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник

Знаки «>», «<», «=».

Понятия «равенство», «неравенство»

Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.

Ученик научиться  воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условияУпорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).

Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства.

Упорядочивать заданные числа.
Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1).

Личностные действия

Имеет чувство необходимости учения, познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные действия.

Планирует. Контролирует. Коррекция. Оценка.

Познавательные действия.

Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Осознанно и

произвольно  строит  речевоге высказывание в устной и письменной форме.

Умеет строить простейшие знаковые и графические модели.

Формулирует утверждение обратное данному.

Коммуникативные действия

Владеет  вербальными и невербальными средствами речи, умеет  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.; сотрудничает  с группой сверстников.

Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10

Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.

Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»[1].

Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины

Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшая вычислительная машина,

которая работает как оператор, выполняющий арифметические действия сложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» (2 ч) 

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» 

Проверочная работа

Ученик научиться работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях. научиться строить треугольник из счётных палочек

Ученик получит возможность узнавать отрезок ,играть в игру «Лото математическое»,

применять знания и способы действий в измененных условиях, находить на чертеже геометрические фигуры определять пятиугольник, шестиугольник, вершина многоугольника,

научиться решать задачи на смекалку, научиться играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы, играть в игру, «Какая фигура следующая?» решать примеры «Цепочка».

Вторая четверть (28 ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10

Сложение и вычитание (54 ч)

Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2

Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.

Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).

Использование этих терминов при чтении записей.

 Сложение и вычитание вида  + 1, □ – 1,  + 2,  – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.

Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по

решению
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Повторение пройденного

Сложение и вычитание вида □ ± 3

Приёмы вычислений

Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач[2].

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи

Повторение пройденного «Что узнали. Чему

научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

Ученик научиться моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

Присчитывать и отсчитывать по 2.

Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Контролировать и оценивать свою работу.

Личностные действия

Осознаёт  себя как ученика, положительно относится е к школе,

познавательная мотивация, интерес к новому.

Регулятивные действия.

Планирует. Контролирует. Корректирует. Оценивает.

Познавательные действия.

Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ищет и выделяет  необходимую информацию. Выбирает  основание и критерии для сравнения и классификации объектов. Подводит  под понятие. Выводит  следствия.

Умеет строить простейшие знаковые и графические модели.

Формулирует  утверждение обратное данному.

Коммуникативные действия

Вступает в диалог. Выбирает средства речи в зависимости от речевой ситуацию Участвует в коллективном обсуждении проблем. сотрудничество с группой сверстников; участвует в коллективном обсуждении проблем; понимает  возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другую точку зрения.

Третья четверть (36 ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10

Сложение и вычитание (продолжение) 

Повторение пройденного (вычисления вида □ ± 1, 2, 3; решение текстовых задач (3 ч)

Сложение и вычитание вида □ ± 4 (4 ч)
Решение задач на разностное сравнение чисел (1 ч)
Переместительное свойство сложения (6 ч)
Переместительное свойство сложения (2 ч)
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида
 + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9 (4 ч) 

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…»

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» 

Связь между суммой и слагаемыми
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей

Вычитание в случаях вида 6 – , 7 – , 8 – , 9 – ,

10 – . Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10

Таблица сложения и соответствующие случаи

вычитания — обобщение изученного

Подготовка к решению задач в два действия — решение

цепочки задач
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием

Единица вместимости литр

 

Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились»
 

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

Ученик научиться выполнять вычисления вида: ± 4.Решать задачи на разностное сравнение чисел.Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.Проверять правильность выполнения сложения, используядругой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.Выполнять вычисления вида: 6 –  , 7 – , 8 – , 9 – , 10 – , применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Взвешивать предметы с точностью до килограмма.Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат ,играть в игру « Продолжи узор», решать задачи на смекалку и разгадывать ребусы, играть в игру в слова,  играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы, играть в игру, «Какая фигура следующая?» решать примеры «Цепочка».

Личностные действия

Развивает познавательную мотивацию, интерес к новому; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

Регулятивные действия.

Планирует. Контролирует. Корректирует. Оценивает.

Познавательные действия.

Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ищет и выделяет  необходимую информацию. Подведит  под понятие. Выводит  следствия.

Умеет  строить простейшие знаковые и графические модели.

Формулирует  утверждение обратное данному.

Коммуникативные действия

Владеет  вербальными и невербальными средствами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли; сотрудничает  с группой сверстников; участвует  в коллективном обсуждении проблем; понимает  возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другой точку зрения.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Сложение и вычитание. 33 часа.

Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка

Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10

Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.

Запись решения

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» 

Контроль и учёт знаний

Ученик научитьсяобразовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.Составлять план решения задачи в два действия.Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера,применять знания и способы действий в измененных условиях

Четвертая четверть (32 ч)

Табличное сложение  

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого ( + 2,  + 3,  + 4,  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки

Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились»

Табличное вычитание

 Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:

1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);

2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми
Решение текстовых задач включается в каждый урок.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи

Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» 

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

Ученик научиться моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.Контролировать и оценивать свою работу, её результат,делать выводы на будущее

Получит возможность научиться решать логические задачи, решать занимательные рамки, играть в математические игры.

Личностные действия

Адекватно  предпочитает социальный  способ оценки своих знаний – отметке дошкольным способам; самооценивает; стремится  к самоизменению, сформирует учебные мотивы; познавательную мотивацию, интерес к новому.

Регулятивные действия.

Планиррует. Контролирует. Корректирует. Оценивает

Познавательные действия.

Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ставит и формулирует проблему. Подводит под понятие. Выводит следствия. Самостоятельное создаёт  алгоритм при творческих и поисковых работах. Ищет  и выделяет необходимую информацию. Выбирает  основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Умеет строить простейшие знаковые и графические модели.

Коммуникативные действия

Вступает в диалог. Выбирает средства речи в зависимости от речевой ситуацию Участвует в коллективном обсуждении проблем. Сотрудничает  с группой сверстников; участвует в коллективном обсуждении проблем; понимает возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другую точку зрения.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» 7 ч

                                                           Содержание рабочей программы.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Числа и величины

 Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

     Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.

     Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).

     Работа с текстовыми задачами

     Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

     Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)

     Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений.

     Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

Геометрические величины

     Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

    Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)

    Сбор и представление информации, связанной со счетом,

измерением величин; фиксирование результатов сбора.

    Таблица: чтение и заполнение таблицы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ      1КЛАСС

*В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НЕТ

№ п/п

Тема урока

Дом. Зад.*

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия

Виды деятельности обучающихся

Формы  контроля

Оборудование,                    наглядность**

Дата проведения

План/         факт

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть 36 уроков

1

Счёт предметов с использованием количественного и порядкового числительных.

Комбинированный

Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.)

Научится сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер

 Получит возможность научиться: пользоваться терминами порядковые и количественные числительные Характеризовать явления и события с использованием чисел.

Сравнивать предметы и группы предметов.

Текущий

 

И.д программа «КиМ»

2

Пространственные представления «вверху», «внизу», «слева», «справа»

Урок - путешествие

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа

Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо

Научится:

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)

 Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Получит возможность научиться: пользоваться термином пространственные

представлени

Текущий

Электронный носитель к учебнику

3

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Комбинированный

Взаимное расположение предметов в пространстве

Узнает, как пользоваться порядковыми числительными

Получит возможность научиться: пользоваться термином временные представления

Разрешать житейские ситуации, требующие умения ориентироваться в пространстве, описывать расположение объектов

Текущий

Электронный носитель к учебнику

4

Отношения «столько же», «больше», «меньше»

Комбинированный

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Научится сравнивать две группы предметов с помощью установления взаимно однозначного соответствия, т.е. путём образования пар

Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов.

Текущий

5

Сравнение групп предметов.

(На сколько больше?

На сколько меньше?)  

Комбинированный

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на…». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Научится сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности

Получит возможность научиться: обобщению, классификации предметов

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов

Текущий опрос

Тетради на печатной основе, ИД

6

Уравнение предметов и групп предметов

Комбинированный

Уравнение предметов. Сравнение групп предметов

Научится уравнивать предметы

Получит возможность научиться: пользоваться терминами равенства , неравенства

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов

Фронтальный опрос

Программа «КиМ» на ИД

7-8

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов».

Закрепление знаний по теме « Пространственные и временные представления»

Закрепление изученного

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на…».

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и другие

Научится использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнения предметов

Получит возможность научиться: понятию пара предметов

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов

Индопрос. Пр раб

9

Много. Один. Цифра 1.

Письмо цифры 1

Комбинированный

Название и запись цифрой натурального числа 1

Научится воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа

Составлять модель числа.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения

Текущий

Наглядное пособие, элктронное сопровождение к учебнику

10

Числа 1, 2. Цифра 2.

Письмо цифры 2

Комбинированный

Название и запись цифрой натурального числа 2

Узнает  какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности (последующие, предыдущие числа, между какими числами находится)

Получит возможность научиться, что такое пара предметов, склонять числительные

Текущий

Тетрадь на печатной основе

11

Числа 1, 2, 3. Цифра 3.

Письмо цифры 3

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3

Узнает место числа 3 в числовом ряду

Получит возможность научиться строить треугольник из счётных палочек

Текущий

.

12

Знаки: +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получиться»

Урок-путешествие

Знаки:

 + (плюс), – (минус), = (равно)

Уметь пользоваться математической терминологией

Получит возможность научиться группировать предметы Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию Прогнозировать результат вычисления.

Текущий

Игровые технологии на электронном носителе ИД

13

Число 1,2,3, 4.  ЦИФРА 4

Письмо цифры 4

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4

Узнает место числа 4 в числовом ряду

Получит возможность научиться строить квадрат из счётных палочек

Составлять модель числа.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. 

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами

Текущий

14

Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»

Комбинированный

Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче)

Научится сравнивать длины отрезков на глаз 

Получит возможность научиться узнавать отрезок

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

Текущий

Игровые технологии с использованиепрограммы «КиМ»

15

Число 5.

Письмо цифры 5

Урок-игра

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5

Научится сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки

Текущий

Электронное сопровождение к учебнику

16

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых

Комбинированный

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Узнает состав числа 5 из двух слагаемых.

Научится  сравнивать любые два числа, от 1 до 5

Получит возможность научиться играть в игру «Лото математическое»

Самостоятельная работа (10 мин)

17

«Странички для любознательных»

Комбинированный

задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи

Научится выполнять задания творческого и поискового характера,

Научится применять знания и способы действий в измененных условиях.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). 

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин

Текущий

Наглядные демонстрационные пособия

18

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок  Луч

Урок – конструирования.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка луча

Узнает понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок». «луч».

Научится находить на чертеже геометрические фигуры

Получит возможность научиться находить кривую

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Текущий

Программа ИД

19

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

Ломаная замкнутая, незамкнутая

Урок моделирования.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка, ломаной.

Узнает  понятия «линия», «точка», «прямая», отрезок».

Научится  находить на чертеже геометрические фигуры

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Текущий

.

Индивидуальные  пособия

20

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

Узнает  правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел

Получит возможность научиться играть в игру « Математическое домино», «Один лишний»

Составлять модель числа.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. 

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу

Текущий

Электронное сопровождение к учебнику

21

Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

Комбинированный

Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков:

< (больше), > (меньше), = (равно)

Научится сравнивать числа первого десятка

Моделировать ситуации, иллюстрирующие сравнение чисел. 

Использовать     математическую  терминологию

Текущий

 

22

«Равенство», «неравенство»

Комбинированный

Научится  сравнивать выражения

Текущий

23

Многоугольники

Урок-сказка

Распознавание геометрических фигур: многоугольники

Узнает все случаи образования чисел первого десятка в результате сложения двух чисел; все случаи состава чисел 3 – 5 из двух слагаемых, а по отношению к числам 6 – 10 знать, что каждое из них может быть получено не только прибавлением (вычитанием) 1, но и другим способом

 Получит возможность научиться определять пятиугольник, шестиугольник, вершина многоугольника

Текущий

Электронное сопровождение к учебнику

24

Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2 – 5»

Обобщение и проверка знаний

Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

Составлять модель числа.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. 

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.

Использовать     математическую  терминологию

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). 

Самостоятельная работа (10 мин)

25

Числа 6, 7.

Письмо цифры 6

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют)

Текущий

26

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Письмо цифры 7

Научится записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их

Текущий

27

Числа 8, 9.

Письмо цифры 8

Урок -игра

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8

Узнает состав чисел 8 и 9

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

28

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

Узнает случаи образования изученных чисел

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

29

Число 10.

Запись числа 10

Урок-игра

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Узнает  правило образования числа 10, случаи состава чисел 10

Получит возможность научиться распознавать и называть виды многоугольников

Текущий

30

Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10»

Урок-игра

Научится  сравнивать число первого десятка. Узнает состав чисел от 2 до 10

Текущий

31

Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10»

Обобщение знаний

Последовательность натуральных чисел от 1 до 10

Научится различать понятия «число», «цифра»

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Проверочная работа (10 мин)

32

Сантиметр – единица измерения длины

Изучение нового материала.

Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Узнает единицу длины, правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1

Получит возможность научиться играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы.

Текущий

Демонстрационная игра «Пифагор»

                                                                       2 четверть 28 уроков.

33

Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки

Комбинированный

Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте

Научится записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их

Получит возможность научиться играть в игру, «Какая фигура следующая?»

Текущий

Индивидуальные пособия

34

Число 0. Цифра 0

Урок-сказка

Сложение и вычитание с числом 0

Узнает место числа 0 в числовом ряду

Получит возможность научиться решать круговые примеры

Текущий

Электронное сопровождение к учебнику

35

36

Сложение с нулём.

Вычитание нуля

Комбинированный

Счёт предметов

Научится решать примеры с числом 0

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию Прогнозировать результат вычисления

Текущий

.

Программа ИД

38

Проверка знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

Контроль и учёт знаний

Счёт предметов. Запись чисел первого десятка

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения

Проверочная работа (35 мин)

                                                                                   Числа от 1 до 10 . Сложение и вычитание 54 часа

39

Прибавить и вычесть

 число 1

Изучение нового материала.

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Научится применять навыки прибавления и вычитания 1, к предыдущему числу

Получит возможность научиться решать круговые примеры

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ими  самостоятельно выбранному       правилу.

Использовать     математическую  терминологию 

Моделировать изученные арифметические зависимости

Текущий

.Электронное сопровождение к учебнику

40

Прибавить число 1

Комбинированный

Текущий

41

Вычесть число 1

Комбинированный

Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте

Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Получит возможность научиться решать круговые примеры

Текущий

42

Прибавить и вычесть число 2

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Научиться пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» 

Текущий

43

Слагаемые. Сумма.

 (Использование этих терминов при чтении записей)

 

Урок-игра

Название компонентов и результата сложения

Текущий

44

Задача (условие, вопрос)

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Получит представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Получит возможность научиться решать примеры

«Цепочка»

Текущий

Программа «КиМ»

45

Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку

Урок-игра

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решений.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Текущий

46

Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел

Научится применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат

Текущий

47

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2»

Комбинированный

Текущий

48

Присчитывание и

отсчитывание по 2

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится прибавлять и вычитать число 2

Текущий

49-50

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметом)

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счёт предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на»

Научится пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»

Текущий

51 -52

Закрепление пройденного

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится применять навык прибавления и вычитания 1, 2 к любому числу в пределах 10

Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат

53

Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Научится прибавлять и вычитать число 3 по частям

Получит возможность научиться играть в игру « Продолжи узор»

Текущий

54

Закрепление по теме «прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач

Урок-игра

Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом

Узнает  состав числа чисел от 3 до 10.

Научится  выполнять вычисления вида

… +/-  3

Текущий

55

Закрепление по теме «прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом

Научится  применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

56

Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц

Обобщение знаний

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел

Научится  прибавлять и вычитать число 3

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку и разгадывать ребусы

Текущий

Работа в тетрадях на печатной основе

57

Сложение и соответствующие случаи вычитания чисел

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Научится  представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

58

Решение текстовых задач

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами  

Узнает математические термины: «задача», «условия», «решение», «вопрос», «ответ»

Текущий

Тренажер на электронном носителе

59

Прибавить и вычесть число 3. Решение задач

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом

Узнает таблицу сложения и вычитания числа 3

Получит возможность научиться играть в игру в слова, задания на смекалку

Текущий

60

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3»

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел

Текущий

61

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3»

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел

62

Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 3»

Обобщение знаний

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Проверочная работа (10 мин)

63

Решение задач изученных видов

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится решать текстовые задачи арифметическим способом

Получит возможность научиться решать ребусы, равенства , неравенства

Самостоятельная работа (10 мин)

                                                                                             3 четверть 36 уроков

64

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится  применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Программа ИД

65

Решение задач изученных видов.

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом.

Научится решать текстовые задачи арифметическим способом

66

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Урок-игра

Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Уменьшить на»

Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Получит возможность научиться разгадывать математические ребусы

Текущий

67

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Научится  пользоваться математической терминологией: «прибавит», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»

Текущий

68

Сравнение групп предметов.

(На сколько больше?

На сколько меньше?)  

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Научится  пользоваться математической терминологией: «прибавит», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»

Получит возможность научиться решать задачи - шутки

Текущий

69

Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений  

Комбинированный

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел

Научится  применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3,4 к любому числу в пределах 10

Текущий

Индивидуальные карточки

70-71

Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9

Комбинированный

Переместительное свойство сложения. Группировка слагаемых.

Научится пользоваться переместительным свойством сложения.

Текущий

72

Решение задач и выражений

Урок-игра

Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Научится  правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос  

Тест (7 мин)

73

Задачи на разностное сравнение чисел

Комбинированный

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте

Научится  решать текстовые задачи арифметическим способом

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

74

Сравнение чисел.

Решение задач на сравнение

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится  сравнивать числа

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

75

Решение задач. Составления геометрических фигур.

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится  решать текстовые задачи арифметическим способом

Получит возможность научиться играть в игру «Продолжи узор»

76 - 77

Закрепление пройденного

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел

Научится решать задачи, примеры. Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

78 - 79

Связь между суммой и слагаемыми.

Комбинированный

Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Научится  правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и е 

Узнает  таблицу сложения и вычитания однозначных чисел ё вопрос.

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

80

Решение задач изученных видов.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел

Научится  правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и е 

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

81

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей

Урок-игра

Называние компонентов и результата действия вычитания

Научится  пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Текущий

82

Вычитание из чисел 6, 7.

Состав чисел 6, 7

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Приёмы вычислений: вычитание числа по частям

Узнает  состав чисел 6, Получит возможность научиться решать задачи на смекалку.

Текущий

83

Вычитание из чисел 6, 7.

Связь сложения и вычитания

Комбинированный

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Научится  пользоваться изученной математической терминологией

Получит возможность научиться решать примеры «Цепочка»

Текущий

84

Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

Комбинированный

Использование соответствующих терминов

Научится  пользоваться изученной математической терминологией

Получит возможность научиться игре « Какой пример следующий ?»

Текущий

85

Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание числа по частям. Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится  применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

86

Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание числа по частям

Научится  представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно их которых равно 1, 2 и 3

Текущий

87

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания

Обобщение знаний

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Научится  пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс»,  «минус», «слагаемое», «сумма»

Получит возможность научиться игре « Продолжи узор»

Текущий

88

Килограмм

Практическое занятие

Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами

Узнает  единицы массы. Будет иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

Электронный носитель к учебнику

89

Литр

Практическое занятие

Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами

Узнает единицы объёма. Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Получит возможность научиться решать логические задачи

Текущий

Электронный носитель к учебнику

90-91

Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

Обобщение знаний

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Узнает  таблицу сложения однозначных чисел

Получит возможность научиться решать логические задачи

Прогнозировать результат вычисления.

Математический диктант (5 мин)

Тетради на печатной основе

92

Проверочная работа

по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

Контроль и учёт знаний

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения 

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Контрольная работа (35 мин)

.

.

93

Названия и последовательность чисел

Урок-игра

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Узнает  порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте

Составлять модель числа.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения

Текущий

. Программа «КиМ2 с использованием ИД

94

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц

Комбинированный

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел

Научится  воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа

Текущий

95

Чтение и запись чисел

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Научится  записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

Получит возможность научиться решать логические задачи

Текущий

96

Дециметр

Практическое занятие

Единицы измерения длины: дециметр. Установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм)

Научится  применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 12 – 10, 12 – 2.

Узнает новую единицу измерения – дециметр

Сравнивать длины предметов

Работать с информацией

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим

Текущий

Демонстрационные пособия

97

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Узнает  порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Получит возможность научиться решать логические задачи

Индивидуальный

 Тренажер на ИД

                                                                                               4 четверть 28 уроков

98

Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20

Комбинированный

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Разряды двузначных чисел

Научится воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа

Индивидуальный опрос

99

Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20.

Решение задач

Комбинированный

Таблица сложения. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Научится  записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, представлять их в виде суммы десятка и отдельных единиц, усвоить термины «однозначное число» и «двузначное число»

Текущий

100

Закрепление по теме «Числа от 1 до 20»

Обобщение знаний

Разряды двузначных чисел. Установление зависимости между величинами

Тест (15 мин)

101-102

Подготовка к введению задач в два действия

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Научится  применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 12 – 10, 12 – 2

Получит возможность научиться решать задачи на смекалку

Текущий

Электронный носитель к учебнику

103-105

Подготовка к введению задач в два действия. Ознакомление с задачей в два действия

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Узнает  способ решения задач в два действия

Получит возможность научиться решать ребусы

Текущий

106

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Урок-игра

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10,

с использованием изученных приёмов вычислений

Узнает  приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Научится  читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

107

Случаи сложения

… + 2,

… + 3

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Текущий

108

Случаи сложения

… + 4

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Узнает приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Научится  читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

109

Случаи сложения

… + 5

Комбинированный

Текущий

110

Случаи сложения

… + 6

Комбинированный

Индивидуальный опрос

111

Случаи сложения

… + 7

Комбинированный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений

Текущий

112

Случаи сложения

… +8, … + 9

Комбинированный

Текущий

113

Таблица сложения

Урок-игра

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Узнает таблицу сложения однозначных чисел

Получит возможность научиться решать занимательные рамки

Текущий

114

Решение задач и выражений

Урок-соревнование

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами

Научится решать текстовые задачи арифметическим способом

Получит возможность научиться решать занимательные рамки

Текущий

Программа «КиМ»

115-116

Закрепление пройденного.

Комбинированный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами

117

Проверочная работа

по теме «Табличное сложение в пределах 20»

Контроль и учёт знаний

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений

Научится  представлять числа в пределах 20 в виде суммы десятка и отдельных единиц

Тест (15 мин)

Тренажер на ИД

118

Прим вычитания числа по частям

Комбинированный

Приём вычитания числа по частям

Узнает приём вычитания по частям

Получит возможность научиться решать ребусы

Текущий

119

Случаи вычитания

11 – …

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Узнает  приём вычитания по частям

Получит возможность научиться решать ребусы

Текущий

120

Случаи вычитания

12 – …

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему

Узнает и научится  выполнять случаи вычитания

12 – …

Самостоят работа (15 мин)

121

Случаи вычитания

13 – …

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Узнает таблицу сложения однозначных чисел

Получит возможность научиться определять ломаную

Текущий

122

Случаи вычитания

14 – …

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Узнает и научится  выполнять случаи вычитания

14 – …

Текущий

123

Случаи вычитания

15 – …

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Узнает  термины: «однозначное число», «двузначное число»

Получит возможность научиться играть в игру « Слова»

Текущий

124

Случаи вычитания

16 – …

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Научится  решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

125

Случаи вычитания

17 – …, 18 – …

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Узнает  названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания

Текущий

Закрепление пройденного за год

126 - 127

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел»

Обобщение знаний

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Текущий

128

Срезовая работа

за год

проверка знаний

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел

 Итоговый мониторинг

129

Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание»

Урок-соревнование

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Научится  читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивидуальный опрос

Электронное приложение к учебнику

130

Решение задач

Комбинированный

Тематический

131

Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка»

Урок-путешествие

Текущий

132

Закрепление по теме «Геометрические фигуры.

Измерение длины»

Обобщение знаний. Урок-игра

Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами

Научится распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге, разлинованной в клетку

Текущий

Программа ИД

**ИД-интерактивная доска

 **  КиМ-программа  мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика  1 класс»

**Электронное приложение к учебнику -интерактивный  мультимедийный компонент УМК  «Математика 1 класс»

                                                          6. Требования к уровню подготовки учащихся

В 1 классе формируются:

  • представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел;
  • умения, важные для практико-ориентированной математической деятельности, связанные с представлением, анализом и  интерпретацией данных;
  • общие учебные умения и способы познавательной деятельности;
  • речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл;
  • развиваются   организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок; 
  • осуществляется   знакомство с математическим языком;
  • обучающиеся  учатся   выполнять устно и письменно арифметические действия с числами в пределах 100, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным на примере простых уравнений, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения  простых арифметических задач на сложение и вычитание;
  • знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают практическими способами измерения длины, массы и объема, пользоваться общепринятыми единицами измерения;
  • выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений);
  • используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы (не более трех строк и трех столбцов), строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи);
  • учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда;
  • учатся участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

        Контроль уровня обученности.

.Видами контроля результатов обучения в 1классе являются:

 -текущий контроль;

 -тематический контроль;

 -итоговый контроль

В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:

 -устный опрос;

 -письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;

-тестовые диагностические задания;

-графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.

-административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени ( полугодие, год).

.В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.
используются дифференцированная оценка(вычленение в работе отдельных
аспектов), например сформированности вычислительных умений, выразительности
чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать
предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

     Итоговое оценивание в 1 классе происходит в конце учебного года в
форме комплексной письменной работы, которая позволяет выявить и оценить как
уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и
компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.

  С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя..Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителями первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков учащихся.

                                                                        Нормы оценки знаний

   В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
  • Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме  целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:
       названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
       названия и обозначение действий сложения и вычитания;
      наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
      названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.

 Учащиеся должны уметь:
      читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
      складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
      складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
      находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
      решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
       практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
       чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.

  Учащиеся должны различать:
      текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
      геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

                                                               

Ресурсное обеспечение

                                                 Литература

Для учителя:

 Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» /  Бантова  М. А - М.: Просвещение, 2007.

«Поурочное и тематическое планирование по математике» / Узорова О.В., Е.А. Нефёдова- М.: АСТ*Астрель, 2007.

 «Контрольные и проверочные работы по математике»./ О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.,2004.

Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. Методическое пособие. / В.Н. Рудницкая. М. «Дрофа», 2012г.

Тесты по математике. Учебное пособие для начальной школы / Глушакова О.Б. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2012.

 Для учащихся:

Математика. Учебник для 1 класса  начальной школы, в 2 ч. /  Моро М. И. и  др. - М.: Просвещение, 2012.

Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы, в 2 ч. / Моро М. И.,  Волкова С. И. - М.: Просвещение, 2013.

- Интернет-ресурсы- http://fcior.edu.ru/,   http://school-collection.edu.ru/

- Учебные мультимедийные пособия:

1. Электронное приложение к учебнику «Математика. 1класс»

2. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

3. Сборник интерактивных обучающих программ  «Скоро в школу»  CD-ROM

-Презентации, подготовленные учителем:

 1. Счет предметов

 2. Геометрия в 1 классе

3. Величины
4. Веселый счет

5 Задачи

- Информационно-техническая оснащенность учебного кабинета

1. Интерактивная доска.

2. Мультимедийный проектор

3. Компьютер

4. Музыкальный центр

5 демонстрационные карты и атласы

6. демонстрационный глобус



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....