Методический семинар
методическая разработка на тему

Смирнова Светлана Валерьевна

        Применение проектной деятельности для   развития творческой и познавательной активности учащихся   начальной школы.

(Из опыта работы)

 

«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а  факел, который  нужно зажечь».

«То,  что сегодня  ребенок  умеете делать в сотрудничестве 

 и под руководством, завтра  он становится способен  выполнить самостоятельно…».

Л.С. Выготский

В соответствии с ФГОС НОО приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, и универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих их личностный рост. Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

      Таким образом, проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ Эссе Я учитель                            «УЧИТЕЛЬ ГОДА -  2019»    

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Смирнова Светлана Валерьевна

Применение проектной деятельности для   развития творческой и познавательной активности учащихся   начальной школы.

(Из опыта работы)

«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а  факел, который  нужно зажечь».

«То,  что сегодня  ребенок  умеете делать в сотрудничестве 

 и под руководством, завтра  он становится способен  выполнить самостоятельно…».

Л.С. Выготский

       В соответствии с ФГОС НОО приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, и универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих их личностный рост. Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

      Таким образом, проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

СЛАЙД 2 Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

       Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проект – это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы; это форма организации взаимодействия участников образовательного процесса; это результат, способ решения проблемы проекта.

СЛАЙД 3 Основными этапами проектной деятельности являются:

- определение темы проекта, постановка цели, поиск и анализ проблемы;

- обсуждение возможных способов решения проблемы, сбор и изучение информации; определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;

- выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений;

подготовка и защита презентации;

- анализ результатов выполнения проекта,

-  оценка качества выполнения проекта.

СЛАЙД 4 Этапы проектной деятельности можно отобразить как шесть «П» 

Проблема. Планирование. Поиск информации. Продукт. Портфолио. Презентация.

СЛАЙД 5 В соответствии с типологическими признаками можно выделить следующие проекты:

СЛАЙД  6 По продолжительности: мини-проект (реализуется на 1 уроке), краткосрочный проект (2-3 урока +свободное время), среднесрочный проект (1 неделя – месяц),  долгосрочный проект (от месяца до нескольких месяцев)

СЛАЙД 7 По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, межрегиональные, международные,

СЛАЙД  8 По количеству предметов: монопроект (один предмет), межпредметный,  внепредметный.

СЛАЙД 9 По количеству участников: парные, групповые, индивидуальные.

Преимущества индивидуальных проектов в том, что план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У обучающегося формируется чувство ответственности, он приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта.

В проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

СЛАЙД 10 По типу деятельности: исследовательские, игровые, информационные, творческие, практико-ориентированные.

Хотелось бы подробнее на проектах, объединенных в группу по типу деятельности.

СЛАЙД 11 Исследовательский проект

Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом: эссе, исследовательские рефераты, отчеты по экскурсиям, лабораторным и практическим работам и т.д.

      Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, методы исследования, цель, гипотеза и задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

      СЛАЙД 12 Игровой проект(ролевой)

     Цель проекта: привлечение учащихся к решению проблем, через примерку различных социальных ролей.

     Продукт: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.

    Структура проекта только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

     СЛАЙД 13 Информационный проект

     Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления перед кем-либо.

    Проектным продуктом могут стать газеты, доклады, сообщения, памятки, буклеты, стенды, слайдовые презентации.

    Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

СЛАЙД 14 Творческий проект

    Цель проекта — привлечение интереса окружающих к проблеме проекта.

    Проектным продуктом могут стать произведения литературы изобразительного или декоративно-прикладного искусства: школьный печатный альманах, сценарий праздника, видеофильм, выставка рисунков.

      Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов.

СЛАЙД 15 Практико-ориентированный проект

Цель проекта – привлечение учащихся школы к практической социально значимой деятельности.

Продукт – проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий, спектакль.

    Проект отличает чётко обозначенный характер результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Он требует чётко продуманной структуры, представленной в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

СЛАЙД 16  Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, которая часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали, и небольшого выступления с рассказом о своём проекте. 

План презентации проекта.

1.Тема и цель проекта?

2.Почему ты выбрал этот проект (актуальность)? Для кого он предназначен?

3.Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование?

4.Какова основная идея?

5.Какие использовались материалы, оборудование? Кто помогал?

6.Какие были этапы и в чем они заключались?

7.Как улучшить проект и как его можно использовать в дальнейшем?

СЛАЙД 17 Весьма важный вопрос - оценка проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся высоких результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый участник проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций. Хотя, существуют и критерии оценки защиты проекта:

- качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;

- объём и глубина знаний по теме;

- ответы на вопросы: полнота, аргументированность;

- деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность;

- практическая значимость проекта.

     Учитель, организующий работу над проектом, выступает не как оценщик, сторонний наблюдатель, не как  транслятор готовых знаний, а как равноправный соучастник, некий вдохновитель исследовательской деятельности учащихся.

СЛАЙД 18 Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник, он не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

- консультирует (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»);

-мотивирует (придерживается принципов, раскрывающих перед учащимися  ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);

- провоцирует (не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации);

- наблюдает (получает информацию, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации и оценки уровня компетентности учащихся);

- поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;

- координирует внутригрупповую работу обучающихся.

    Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

     СЛАЙД 19 Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании УУД неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у младших школьников формируются универсальные учебные действия:

  • познавательные УУД;
  • коммуникативные УУД;
  • регулятивные УУД;
  • личностные УУД.

     По результатам, данным в таблице, видно, что показатели коммуникативных и личностных УУД гораздо выше, чем показатели познавательных и регулятивных УУД. Можно предположить, что у младших школьников данные виды УУД формируются легче и быстрее. Дети постоянно находятся в процессе общения, их психика гибка, поэтому в проектной деятельности умение договариваться, строить высказывания, формулировать свою позицию и принимать чужую развиваются скорее. Умения планировать, ставить цель, создавать алгоритмы деятельности, анализировать, находить способы решения и контролировать процесс и результат деятельности в большей степени зависят от  уровня развития мышления. Высокий уровень развития этих умений не свойственен  малышам, поэтому познавательные и  регулятивные УУД дают более низкие показатели в сравнении с другими УУД. Если сравнивать показатели по развитию всех УУД за каждый год (класс), то мы наблюдаем положительную динамику. Это говорит о том, что проектная деятельность влияет на развитие всех видов универсальных учебных действий.

     Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовывать системно-деятельностный подход, формирующий у младших школьников умение учиться, создающий условия для реализации потенциальных возможностей учащихся и их адаптации к условиям быстро меняющегося мира, что соответствует целям ФГОС НОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Учитель года – 2019» МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР « Применение проектной деятельности для развития творческой и познавательной активности учащихся начальной школы» Смирнова Светлана Валерьевна учитель начальных классов, МКОУ «СОШ № 6» п. Медвеженский

Слайд 2

Проектная деятельность метод направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений способствующий развитию творческих способностей и логического мышления объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам

Слайд 3

определение темы проекта, постановка цели, поиск и анализ проблемы обсуждение возможных способов решения проблемы, сбор и изучение информации; определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений подготовка и защита презентации; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта Этапы проектной деятельности

Слайд 4

Этапы проектной деятельности П роблема П ланирование П оиск информации П родукт П ортфолио П резентация

Слайд 5

по продолжительности по характеру контактов между участниками по количеству предметов по количеству участников по типу деятельности Типология проектов

Слайд 6

По продолжительности краткосрочные среднесрочные долгосрочные Типология проектов

Слайд 7

По характеру контактов внутриклассные внутришкольные межрегиональные международные Типология проектов

Слайд 8

Типология проектов По количеству предметов монопроект межпредметный внепредметный

Слайд 9

Типология проектов По количеству участников парные групповые индивидуальные

Слайд 10

Типология проектов По типу деятельности творческие исследовательские игровые практико-ориентированные информационные

Слайд 11

Исследовательский проект Цель выдвижение, доказательство или опровержение какой-либо гипотезы с помощью наблюдения или эксперимента Продукт результат исследования, оформленный установленным способом

Слайд 12

Игровой (ролевой) проект Цель привлечение учащихся к решению проблем через примерку различных социальных ролей Продукт кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока

Слайд 13

Информационный проект Цель сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее кому-либо П родукт видеоролики, газеты, рефераты, слайдовые презентации, буклеты и публикации в школьной газете или в Интернете

Слайд 14

Творческий проект Цель привлечение интереса публики к проблеме проекта П родукт произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, театрализованные представления

Слайд 15

Практико-ориентированный проект Цель привлечение учащихся школы к практической социально значимой деятельности Продукт материальный результат, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи отдельного человека

Слайд 16

План презентации проекта Тема и цель проекта? Почему ты выбрал этот проект (актуальность)? Для кого он предназначен? Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование? Какова основная идея? Какие использовались материалы, оборудование? Кто помогал? Какие были этапы и в чем они заключались? Как улучшить проект и как его можно использовать в дальнейшем?

Слайд 17

Критерии оценивания защиты проектов к ачество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость о бъём и глубина знаний по теме о тветы на вопросы: полнота, аргументированность д еловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность

Слайд 18

Роль учителя консультирует мотивирует н аблюдает к оординирует оценивает

Слайд 19

Результаты

Слайд 20

Проектная деятельность позволяет реализовывать системно- деятельностный подход, формирующий у школьников умение учиться, создающий условия для реализации их возможностей и адаптации к условиям социальной среды, что соответствует целям ФГОС НОО. Вывод


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...