Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Мартусова Светлана Николаевна

 Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), толковым словарем и этимологическим (словарь «Происхождение слов»))  через  создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов.Помогает понять обучающимся, что мир словарей разнообразен и каждый из словарей выполняет свою дидактическую задачу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneur.zan_puteshestvie_v_stranu_slovarey.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная  общеобразовательная школа №5»

Конспект  внеурочного занятия

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме:

«Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе

( УМК «Перспективная начальная школа»)

                                                                                                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                                                                                                      МБОУ «НОШ№ 5»                                                                                        

                                                                                                                                                                     Мартусова Светлана Николаевна

                                                                                         

Тема: Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?

Цель занятия: организовать совместную деятельность обучающихся для  знакомства с новым  учебным материалом, обеспечить понимание обучающимися, что мир словарей разнообразен, и каждый из словарей выполняет свою дидактическую задачу.

        Задачи:

Предметные: 

- Формировать  у обучающихся  умение  определять вид словаря  для выполнения  учебной задачи, используя инструментарий  учебника (условные обозначения и задания);

-  Развивать умение быстро находить нужный словарь в учебнике;

-  Продолжить формирование  у обучающихся умений и навыков работы в группах и парах; умения  работать с учебником.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; проводить  самопроверку и взаимопровеку, работать по алгоритму.

Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями.

         Коммуникативные:  уметь работать в группах и парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:  формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл знакомства с различными словарями  и необходимости их успешного использования в обучении русскому языку.                                               

  Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

Предметные:  знакомство с учебными словарями  (орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), толковым словарем и этимологическим (словарь «Происхождение слов»)) через  создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов.   Формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Метапредметные:  

регулятивные: ученик получит возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность научиться добывать информацию, используя несколько  источников; пользоваться просмотровым и поисковым чтением; строить логическое суждение, включающее причинно-следственные связи; ориентироваться на страницах учебника;

коммуникативные: ученик получит возможность научиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность научиться оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию,

М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова  учебник: «Русский язык 2 класс»  часть 2 часть, карточки для самостоятельной и групповой  работы,    цветные карандаши.

Этапы  занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь на свои места,  мы начинаем очередное заседание научного клуба «Ключ и заря»  (Слайд №1)

- С каким настроением вы пришли сегодня на наше заседание?

- Чего вы ждете от него?

II. Целеполагание.

Друзья, нас опять путешествие ждет

В страну словарей,

где слово живет.

Тему мы сейчас прочитаем,

С  чем  она нас познакомит, узнаем!

- Ребята, как вы думаете, в какое путешествие мы сегодня  отправимся? (Слайд №2)

Послушайте небольшое стихотворение:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

Даже Пушкин, я об этом

 Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Он связует новь и старь

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию Словарь!

- О чем мы будем говорить, путешествуя по стране словарей?

– С чем будем работать?

- Скажите, что такое словарь?  

- Какие словари вы знаете, можете назвать? (Слайд №3)

- Мы отправимся в путешествие в страну словарей.

Будем говорить о словарях.

Будем работать со  словарями.

Дают определение словарю и называют словари, с которыми знакомы.

3. Мотивация к деятельности

Вас приветствует страна — Словарей! (Слайд №4) Основана в V веке. Пересматривается и обновляется постоянно!

 В стране Словарей живут словари – каждый в своем городе. Наша задача – побывать в каждом из этих городов и выполнить задания.

4. Этап открытия новых знаний

 Так как это путешествие, то нам понадобится транспорт, на котором мы будем посещать города – словари.

На чем мы будем путешествовать,  

хотите  вы узнать?

Тогда скорее постарайтесь

мое слово разгадать.

Переставьте слоги местами.  ТО    БУС  АВ  

(Слайд №5),    (автобус) (Слайд №6)  

- Вы готовы? Тогда путь.

1. Наша  первая остановка в городе -

«Орфографический словарь».    (Слайд №7) 

- Что это за словарь? - Для чего он нужен людям?  

Информацию об этом словаре нам сообщит представитель 1 группы.

- Как называется орфографический словарь во 2 части учебника «Русский язык»? (Словарь «Пиши правильно»).

Откройте этот словарь в учебнике.

 Орфографический словарь приготовил для вас  задание:   Вставь  пропущенные   букву в  слова.  

(карточка со словами)

В…рона           з…вод            л…пата

в…р…бей        к…рова         

Задание выполняете в группе.

Проверим правильность выполнения задания. Оцените свою работу в группе. (Слайд №8)

2. А нас уже ждут в другом городе. Это  «Орфоэпический словарь».    (Слайд №9)

- Что это за словарь и когда мы к нему обращаемся?

Информацию об этом словаре нам сообщит представитель 2 группы.

- Как называется орфоэпический словарь в  учебнике  «Русский язык»? (Словарь «Произноси правильно»).

Откройте этот словарь в учебнике.

Орфоэпический  словарь приготовил вам следующее задание: Поставьте правильно ударение  в словах и правильно прочитайте слово.

(карточки со словами)

Алфавит             портфель     понял

документ           магазин        случай                            

Задание выполняете самостоятельно.

Проверим  как выполнено  задание.  (Слайд №10)

3. Мы двигаемся дальше. Следующий город – «Толковый словарь».  (Слайд №11)

- Какой словарь называется толковым словарем?

– Когда его используют?

Сведения  об этом словаре нам сообщит представитель 1 группы

Откройте в учебнике толковый словарь.

Каждая группа  получила карточку с коротким японским стихотворением (ХОККУ).

Ваша задача: внимательно прочитать стихотворение,  найти значение (толкование) выделенного слова  в словаре.

Это задание выполняете в группах.

(карточка для 1-ой группы)

О цветы орхидеи!*

Как торжественно-величаво

Вы раскрылись в тиши.

Вопросы: - Какие чувства переполняют поэта?  (радости, восторга, восхищения)

- Чем  восхищается поэт? (цветами орхидеи)

- Как раскрылись цветы орхидеи по мнению  поэта? (Они раскрылись торжественно-величаво)

- Какое  слово у вас выделено?  (орхидеи)

- Что вы о нем узнали?

(карточка для 2-ой группы)

Некуда воду из ванны

Выплеснуть  мне теперь…

Всюду поют цикады!*

Вопросы: - Почему поэт не может выплеснуть воду?   (всюду поют цикады)

- Поэт огорчается, что некуда выплеснуть воду или восхищается? (восхищается)

- А чему восхищается поэт?  (пению цикад)

- Какое  слово выделено у вас?  (цикады)

- Что вы о нем узнали?

- Толковый словарь хотел бы узнать, как вы справились с его заданием.  (Слайд №12),  (Слайд  №13)

А сейчас давайте  немного отдохнем.

Физминутка

В понедельник мы  стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду мы  пекли калач,

Весь четверг искали мяч.

Чашки в пятницу помыли,

А в субботу торт купили.

Всех мы  в воскресенье

Позвём на день рожденья.

4. Последний  город, в который мы прибываем – «Этимологический словарь».  (Слайд №14)

- А, что  это за словарь? - Когда он необходим? 

 Сведения  об этом словаре нам сообщит представитель 2 группы.

- Как называется этот словарь во 2 части учебника «Русский язык»? («Словарь происхождения слов»). 

Откройте данный словарь.

Этот словарь просит вас познакомиться с происхождением некоторых слов - названий дней недели.

Задание  будем  выполнять фронтально).

Вопросы: - Из чего состоит неделя? - Сколько дней в неделе? -  С какого дня начинается неделя?  - Каким днем заканчивается?

- Назовите все дни недели по порядку. - Как вы думаете,  почему  у  дней недели такое название?

Давайте проверим ваше предположение по словарю «Происхождения слов». Оцените свою работу

Дети переставляют слоги в слове и называют само слово.

Выступает ребенок из 1 группы,   рассказывает об орфографическом словаре.

Выполняют задание, работая со словарем; проверяют и  оценивают  свою работу в группе. Карточку со словами прикрепляют на доску.

Выступает ребенок из 2 группы,

рассказывает об орфоэпическом словаре.

Выполняют задание проводят  самопроверку и оценивают свою работу.

Выступает ребенок из 1 группы,  

рассказывает о толковом  словаре.

Обучающиеся из группы читают ХОККУ вслух и отвечают на вопросы по его содержанию;  рассказывают, что они узнали о слове.

Выступает ребенок из 1 группы,  

рассказывает об этимологическом  словаре.

Ребята отвечают на вопросы про дни недели; находят некоторые слова - названия дней недели и зачитывают их происхождения. Оценивают работу.

5. Закрепление.

Наше путешествие подходит к концу.

Для того,  чтобы вернуться домой мы должны выполнить  последнее задание:  Соединить начало и конец высказывания.

Это задание  выполните  самостоятельно.

Толковый словарь               

помогает проверять  правильность написания слов                                                                                              

Орфоэпический словарь                   

знакомит с происхождением слов,  способом их образования

Этимологический словарь                         

помогает  узнать, как  правильно произносятся слова                        

Орфографический словарь                           

помогает  узнать толкование      незнакомых слов

Проверьте правильность выполнения по образцу и оцените себя. (Слайд №15)

Выполняют работу самостоятельно,  проверяют работу по образцу на слайде и оценивают свою работу.

6.  Итог.  

 Давайте подведем итог нашего заседания.

- Так о чем мы  говорили на заседании научного клуба?

 - Что нового вы узнали на нашем заседании?

- Что вам понравилось?

- Над чем нам нужно еще поработать?

На этом наше заседание научного клуба «Ключ и заря» окончено. (Слайд №16) 

За хорошую работу я хочу вас наградить медалями «Умница», «Умник» и сладким призом.

Мы говорили о словарях.

Какие бывают словари и для чего они нужны нам.

Над умением правильно пользоваться словарями и искать нужную информацию в словарях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Какая площадь больше" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цели:-      ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;-      познакомить с новым понятием ...

Конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

-Цель:познакомить с новой величиной – площадью.Планируемы результаты:Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностно...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока истории «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирован...