Рабочая программа по проектной деятельности "Открой свое окно"
рабочая программа (1 класс) на тему

Вострецова Екатерина Петровна

Рабочая программа по проектной деятельности "Открой свое окно" в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_proekt_otkroy_svoe_okno_1_klass.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено 

на заседании ШМО

учителей 1 классов

Руководитель ШМО

_________/Е.П.Вострецова

Протокол № _____

от 29.08.2017 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по учебной работе

_______/А.А.Нигматуллина

от 30.08.2017 г.

Утверждаю

Директор

МОАУ СОШ № 2

__________Е.А.Чередник

от 31.08.2017 г.

                                       

Рабочая программа

По проектной деятельности «Открой свое окно»

Уровень образования  начальное общее

Количество часов  по программе  33

                                                                                                      Авторы-составители:

                                                                                            Акрамова Л.А.

                                                                                               Вострецова Е.П.

                                                                                        Раянова И.Р.

                                                                                                  Ахияртдинова Р.А.

                                                                                           Миронова И.К.

                                                                                                Умутдинова А.А.,

                                                                                                     учителя начальных классов

                                                                   

Нефтекамск, 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности составлена:

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.2009);
  • на основании пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения). 
  • в соответствии с Основной образовательной программой МОАУ СОШ №2;

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок  находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.  В данных документах определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России.  

Решению  данных задач должна  способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – социальная деятельность. Организовать работу по данному направлению можно через проектную деятельность, акции и общественно-полезную работу, художественный труд.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению «Открой своё окно»  позволяет реализовать   компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы и   принципы:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации образовательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность  программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

           Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

                    Задачи  программы:

  • формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
  • принимать решения;
  • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Программа предназначена для работы с обучающимися 1  класса.  

Срок реализации программы «Открой свое окно»  составляет  33  часа  год по 1 часу в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.

 

  Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю (33 часа в год) в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

        

Результаты освоения курса «Открой свое окно»

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

    Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Личностные результаты освоения курса «Открой свое окно»

  • формирование личностных качеств школьника и коммуникативных действий;
  • формирование положительного отношения ученика к школе; познавательного интереса к проектной деятельности
  • формирование навыка поведения с партнёром по проекту, вести разговор с учителем, другими взрослыми, доброжелательного и чуткого отношения к людям;

Метапредметные результаты освоения курса «Открой свое окно»

Регулятивные УУД

  • формирование некоторого опыта социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
  • формирование первоначальных умений  работы с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

Познавательные УУД

  • умения генерировать идеи, выбирать лучшие;
  • оценивать ход и результат своей деятельности и деятельность других;
  • осуществлять с помощью взрослого поиск нужной информации;

           Коммуникативные УУД

  • умение вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
  • умение сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  • умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы

          Предметные результаты освоения курса «Открой свое окно»

Учащиеся овладеют первоначальными навыками исследовательской и проектной деятельности, информационными умениями и навыками:

  • участие в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • сбор нужной по теме информации из различных источников, выбору того материала, который необходим по данной теме;
  • выполнение творческих работ по теме проекта;
  • умение выдвигать проблемы, гипотезы;
  • овладение научными терминами;

 

Содержание программы

I. Теоретическая часть – 5 часов

1. Мир вокруг нас – 1 час

Наблюдение за природой, событиями и т.п.  Умозаключения, выводы увиденного. Сбор природных материалов для поделок.

2. Что такое проект?  - 1 час

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью?

3. Как увидеть проблему?  - 1 час

Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.

4. Источники информации (1)

 Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Как работать с книгой?  Научные книги.

5. Секрет успешного выступления  - 1 час

Знакомство с понятием выступление. Практические упражнения для выработки навыков правильного выступления перед аудиторией.

II. Проект «Овощи, ягоды, фрукты — витаминные продукты» - 5 часов

1. Беседа «Овощи, ягоды и фрукты - самые полезные продукты».

Пословицы, поговорки, загадки, стихи  об овощах, фруктах и ягодах

2. «Богатый урожай» лепка из пластилина овощей, фруктов и ягод.

3. Посадка лука. Изделие «Съедобная лужайка»» Разучивание песни «Мул уңыш» Слова и музыка Гульдар Ишкуватовой.

4. «Чудесные овощи и фрукты» - изготовление поделок из овощей и фруктов.  

5. Участие в празднике «Золотая осень»

III.  Проект «Подарок маме» - 3 часа

   Смысл праздника День матери, почему его надо праздновать и дарить подарки женщинам. История  возникновения праздника. Какие бывают цветы. Изготовление объемных цветов из карамелек и гофрированной бумаги. Искусство дарить подарки. Совместное мероприятие на день матери.  

IV. Почему на Новый год украшают елку – 4 часа

Елка – символ жизни. Смысл украшений на елке. История  Рождественской елки в России. Какие деревья наряжают в других странах? Изготовление елки своими руками из салфеток или из рулонов бумажных салфеток. Стихи, загадки, сказки о елке. Изготовление украшений на елку.  Украшение елки.

V. Проект «Моя семья – моё богатство»

Понятия «семья», «счастливая семья», «родственные отношения», «термины родства», «родословная», «шэжэре». Пословицы, поговорки, загадки о семье. Разучивание стихотворений о семье. Рассказы о родственниках. Составление шэжере своей семьи. Коллаж «Мои родственники»

VI. Проект «Весёлый алфавит»

Понятия «алфавит», «азбука», «әлифба». Почему алфавит называется алфавитом? История создания  азбуки. Где применяется алфавит. Подбор стихов «Веселый алфавит»

Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит». Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная   азбука». . Подготовка презентации «Алфавит - прописи», Создание серии презентаций «33 родных сестрицы».

VII. Экологический проект «Первоцветы»

Первоцветы – ранние цветы. Приметы весны. Работа с Атласом-определителем. Фотоальбом «Первоцветы нашего села»

VIII. Обобщающее занятие.

Подведение итогов работы за год. Чему научились? Что понравилсь?. Представление понравившегося проекта.

Этапы работы над проектом

№ п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

 Моделирование искомой ситуации

 Анализ имеющейся информации

 Определение и анализ проблем

 Определение потребности в информации

 Сбор и изучение информации

2

Аналитический

 Постановка цели проекта

 Определение задач

 Определение способа разрешения проблемы

 Составление плана реализации проекта

 Планирование продукта

 Анализ ресурсов

 Сбор и изучение информации

3

Практический

 Выполнение плана работ

 Текущий контроль

4

Презинтационный

 Предварительная оценка продукта

 Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 Презентация продукта

5

Контрольный

 Анализ результатов выполнения проекта

 Оценка продукта

 Оценка продвижения

Тематический план

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Коли

чество

часов

Теоретический блок

1

Мир вокруг нас

1

2

Что такое проект?  

1

3

Как увидеть проблему?  

1

4

Источники информации

1

5

Секрет успешного выступления  

1

Проект «Овощи и  фрукты — витаминные продукты»

6

Овощи, ягоды и фрукты - самые полезные продукты

1

7

Съедобная лужайка

1

8

«Богатый урожай» лепка из пластилина овощей, фруктов и ягод.

1

9

Осенние поделки из овощей и фруктов.  Участие в конкурсе.

1

Проект «Подарок маме»

10

День матери.

1

11

Какие бывают цветы?

1

12

Цветы из карамелек  

1

Проект «Почему на Новый год украшают елку?»

13

Беседа «Русский Новый год»

Легенды о появлении новогодней елки

1

14-15

Изготовление елки

2

16-17

Изготовление украшений для елки  «Золотые шишки»

2

Проект «Моя семья»

18

Подготовительный этап проекта.

1

19-20

Моя родословная.

2

21-22

Мои родственники

2

Проект «Весёлый алфавит»

23

Почему алфавит называется алфавитом?

1

24

История создания первой азбуки.

1

25-26

Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит».

2

27-28

Создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная   азбука – раскраска»

2

Проект «Первоцветы – ранние цветы»

29

Первоцветы – ранние цветы. Приметы весны.

1

30

Экскурсия . Работа с Атласом-определителем.

1

31-32

Создание фотоальбома «Первоцветы нашей местности»

2

33

Заключительное занятие. Мой любимый проект.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий  во 2 классе....

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 4 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа Кружка «Открываю в мир окно…» (поликультурный курс, внеурочная деятельность) для 1-4 классов

., Данная рабочая программа рассчитана на изучение иностранных языков на общеобразовательном уровне в объеме 34 часа (1 час в неделю) из расчета 34 учебных недели. Программа создана на основе мет...