Семинар по проектной деятельности
материал на тему

Мотурняк Алла Геннадьевна

Материалы к открытому заседанию ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_proektnoy_deyatelnosti_mbou_ssh_no7.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!Тема сегодняшнего нашего заседания «Использование проектной технологии в начальной школе»

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника.
Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

.
            Ценность участия школьников в проектной деятельности заключается в том, что он позволяет включать их в разнообразные активные формы обучения, тем самым создавая условия для развития потенциальных возможностей учащихся.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Позвольте напомнить, что мы должны знать, организуя проетную деятельность в начальной школе.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Игровые проекты- также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть,триместр, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе.

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.


В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество  универсальных учебных действий, а именно:

  1. Проектировочные – осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
  2. Исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
  3. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
  4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
  5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
  6. Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
  7. Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
  8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Но главный результат этой работы- не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком умное сообщение, “технический рисунок” или даже склеенный из бумаги макет космического корабля. Педагогический результат- это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, способностей к мыслительной деятельности, осуществляющей на практике реальное развитие жизненной активности, универсальных учебных действий.
     И поэтому хочется, чтобы каждый из нас поверил в свои силы и возможности и сказал себе, что «Я – блестящий учитель и у меня замечательные творческие  ученики»



Слово предоставляется Дадаян А. С., которая познакомит нас с фрагментом занятия во внеурочной деятельности «Наши имена»


Столярова Е. П. расскажет об организации проектной деятельности в 1 классе.


Аленькина Т. Г. И Осянина В. А. расскажут о проектах, выходящих за рамки премета и получающих своё завершение во внеурочной деятельности в кружках «»Я – исследователь». «Проектная деятельность», «Учусь творчески мыслить». Конечным продуктом проекта явилось успешное выступление на региональном международном  конкурсе «Одиссея разума» в Смоленске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару "Организация проектной деятельности в начальной школе".

Данная презентация была выполнена к  городскому семинару по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе".  Она состоит из теоретической части и практической части....

Методический семинар по проектной деятельности в рамках конкурса Учитель года Геленджика-2019

Методический семинар по проектной деятельности в рамках конкурса Учитель года Геленджика-2019...

Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»

В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...

Семинар-практикум "Проектная деятельность на уроках"

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирован...