урок русского языка
план-конспект урока (2 класс) по теме

технологичекая карта и презентация урока русского языка для 2 класса умк Гармония по теме: Когда командует словарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx24.96 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   русского языка во 2 классе

УМК «Гармония »

Учитель:Конева О.А.

Тема:   «Когда командует словарь»

Цель: совершенствование навыка грамотного письма словарных слов; формирование умения работать с орфографическим словарём; развитие  орфографической зоркости учащихся; воспитание интереса к русскому языку.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник  
  • индивидуальные карточки.

Для учителя:

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  • орфографический словарь, толковый словарь

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

Проверка готовности к уроку русского языка.

- Ребята, прочитайте внимательно тему нашего сегодняшнего урока на экране.

«Когда командует словарь» (Слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке русского языка?

- Зачем нужен словарь?

- Какие бывают словари?

- Как пользоваться словарём?

(Слайд 2)

- Правильно, сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

- Подумайте, а чем ещё мы будем заниматься на уроке русского языка?

 

 Дети внимательно читают тему урока, думают, высказывают свои предположения.

(Мы будем говорить о словаре. Зачем нам нужен словарь? Кто его изобрёл?  Как пользоваться словарем?)

 

(Мы будем тренироваться в грамотном написании словарных слов. Будем учиться   отличать словарные слова от слов, которые можно проверить.)

Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной  информации.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Планирование учебных задач.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

 - Каждый из вас видел словарь  и даже уже пользовался им. Расскажите, в каких случаях вам приходилось обращаться к словарю?

- А какие бывают словари?

Учитель показывает Толковый словарь Ожегова, Орфографический словарь Ушакова.

Словари бывают разные, в зависимости от той работы, которую они выполняют. Орфографический словарь учит нас правильному написанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Толковый словарь даёт нам толкование, объяснение смысла слова, его значения. Есть словари синонимов и антонимов, словарь иностранных слов. Этимологический словарь рассказывает нам об истории возникновения слова, его исторических корнях. (Слайд 3)

 Дети вспоминают свои жизненные ситуации, рассказывают о тех случаях, когда пользовались словарем. (Когда мы не знаем, как правильно написать слово, то смотрим в словарь. Когда мы переводим с английского языка, то смотрим в словарь.)               Дети смотрят на словари, сравнивают их, высказывают свои  предположения об их назначении.

Внимательно читают справочный материал о словарях на экране.

Познавательные УУД:  

Построение логической цепочки рассуждений, поиск известной  информации,

установление причинно-следственных связей, обобщение.

 Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, с соседом.

3.  Открытие новых знаний

 

Физкультминутка.

   - Вернемся к теме нашего урока. Когда нам приходиться подчинятся команде словаря?

Если в словах встречаются непроверяемые написания, то словарь нам помогает правильно написать такие слова.

- К какому словарю мы обращаемся за помощью в случае затруднения в написании слов? Вспомните, как называют такие слова?    

- Какие словарные слова вам уже знакомы?

- Запишите только те слова, в которых непроверяемые  орфограммы. Работа в парах с опорой на экран.

    Воробей, волчица, лиса, медведь, заяц, лосиха, барсук, енот. (Слайд 4)  Проверьте свои записи.

Докажите, что  остальные слова можно проверить.  Дети записывают оставшиеся слова и подбирают проверочные   к проверяемым безударным гласным. Фронтальная работа на доске и в тетрадях.

- Сегодня мы продолжим знакомство со словарными словами. Откройте свой учебник на последних страницах, где находится орфографический словарь.

Вспомните правила работы со словарем. Расскажите их. (Слайд 5) 

Памятка работы со словарём. 

  1. Внимательно прочитай слово.
  2. Определи, на какую букву оно начинается.
  3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
  4. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

-Найдите и выпишите слова с непроверяемым непроизносимым согласным в корне. Отметьте непроверяемую орфограмму подчеркиванием. Индивидуальная работа с орфографическим словарем и в тетради. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте записи с опорой на экран.

Здравствуйте, лестница, праздник, чувство. (Слайд 6)  

-  Почему эти слова записаны в словаре? Можно ли проверить эти слова?

Вывод: Словарные слова – это такие слова, в которых непроверяемые орфограммы. О написании таких слов нужно  узнать в орфографическом словаре.

Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

 Дети вспоминают свой жизненный опыт и приводят пример таких слов.

Дети слушают вопрос, думают, вспоминают  известный учебный материал. (Это орфографический словарь. Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.)

Дети работают в парах, обсуждая выбор словарных слов.

Самопроверка с опорой на экран.

Дети доказывают, что остальные слова можно проверить. Подбирают проверочные слова к безударным гласным и записывают парами на доске  тетради (волчица – волк).

Дети вспоминают правила работы со словарем и рассказывают их. Соотносят свои правила с памяткой на экране.

Дети внимательно слушают задание учителя, работают с орфографическим словарём, выписывают слова по заданию. Взаимопроверка тетрадей.

Дети слушают вопрос учителя, высказывают свои предположения, читают вывод на слайде.

Дети составляют и записывают предложение со словарным словом по своему выбору. Могут обратиться за  помощью на экран.

 

   

Познавательные УУД:

  Анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Самопроверка, контроль и коррекция.

 

 

Познавательные УУД:

 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД:

 Взаимопроверка, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

 

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, обобщение, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД:

Самопроверка, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

Работа с  текстом.

 

4. Картинный диктант

- Ребята, написание некоторых словарных слов мы уже хорошо знаем, потому что познакомились с ними ещё в 1 классе. Проверим свою память. Напишем словарный диктант на тему «Школа», но он будет не совсем обычный. Я буду вам показывать картинку на экране, а вы в свою тетрадь будете записывать слово - её название.

Альбом, карандаш, класс, пенал, портфель, ребята, тетрадь, ученики, учительница. (Слайд 7 - 15)  

Дети внимательно слушают задание учителя, готовятся к словарному диктанту.

Картинный диктант.

Запись словарных слов в тетрадь, самопроверка с опорой на экран.

 Познавательные УУД:

 Анализ, синтез, сравнение.

 

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

 Подведем итог нашего урока. Ответим на вопросы о том, чем мы занимались сегодня на уроке русского языка.

-Что нового вы узнали на уроке русского языка?

- Какие задания было выполнять интересно?

- Какие задания показались трудными?

- Что бы вы хотели ещё узнать о словаре?

(Слайд 16)  

Домашнее задание: составьте словарный диктант для своих одноклассников из 10 – 12 слов на тему «Продукты».

 

Дети внимательно слушают вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на них по своему желанию.

Запись домашнего задания в дневник.

 

 

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе учитель: Конева О.А.

Слайд 2

Вопросы: Зачем нужен словарь? Какие бывают словари? Как пользоваться словарём?

Слайд 3

Какие бывают словари? Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании. Толковый словарь содержит в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Этимологический словарь позволяет узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении ( этмос – «истина»). 3

Слайд 4

Выпишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы В.р.бей, в.лчица, л.са, м.дведь, за.ц, л.сиха, б.рсук, .нот. Словарные слова: В о р о бей, м е дведь, з а яц, б а рсук, е нот. 4

Слайд 5

Памятка работы со словарём. Внимательно прочитай слово. Определи, на какую букву оно начинается. Найди в оглавлении на какой странице эта буква. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. 5

Слайд 6

Словарные слова с непроизносимым согласным: Здра в ствуйте, лес т ница, праз д ник, чу в ство. Вывод: Словарные слова – это такие слова, в которых непроверяемые орфограммы. О написании таких слов нужно узнавать в орфографическом словаре. Широкая … привела нас к реке. Скоро первый весенний … - 8 марта. Радостное … охватывает нас с приходом весны. 6

Слайд 7

а льбом 7

Слайд 8

к а р а ндаш 8

Слайд 9

кла сс 9

Слайд 10

10

Слайд 11

п о ртфель 11

Слайд 12

р е бята 12

Слайд 13

уч е н и ки 13

Слайд 14

уч и т е льница 14

Слайд 15

т е традь 15

Слайд 16

Итог: Что нового вы узнали на уроке русского языка? Какие задания было выполнять интересно? Какие задания показались трудными? Что бы вы хотели ещё узнать о словаре? 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....