урок русского языка
план-конспект урока (2 класс) по теме
технологичекая карта и презентация урока русского языка для 2 класса умк Гармония по теме: Когда командует словарь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 24.96 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
УМК «Гармония »
Учитель:Конева О.А.
Тема: «Когда командует словарь»
Цель: совершенствование навыка грамотного письма словарных слов; формирование умения работать с орфографическим словарём; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание интереса к русскому языку.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.
Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
- учебник
- индивидуальные карточки.
Для учителя:
- презентация к уроку;
- мультимедийная техника;
- орфографический словарь, толковый словарь
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация);
- здоровьесберегающее обучение.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Создание учебной мотивации. | Проверка готовности к уроку русского языка. - Ребята, прочитайте внимательно тему нашего сегодняшнего урока на экране. «Когда командует словарь» (Слайд 1) - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке русского языка? - Зачем нужен словарь? - Какие бывают словари? - Как пользоваться словарём? (Слайд 2) - Правильно, сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. - Подумайте, а чем ещё мы будем заниматься на уроке русского языка?
| Дети внимательно читают тему урока, думают, высказывают свои предположения. (Мы будем говорить о словаре. Зачем нам нужен словарь? Кто его изобрёл? Как пользоваться словарем?)
(Мы будем тренироваться в грамотном написании словарных слов. Будем учиться отличать словарные слова от слов, которые можно проверить.) | Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации. Личностные УУД: Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке. Регулятивные УУД: Планирование учебных задач. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем. |
2. Актуализация опорных знаний учащихся | - Каждый из вас видел словарь и даже уже пользовался им. Расскажите, в каких случаях вам приходилось обращаться к словарю? - А какие бывают словари? Учитель показывает Толковый словарь Ожегова, Орфографический словарь Ушакова. Словари бывают разные, в зависимости от той работы, которую они выполняют. Орфографический словарь учит нас правильному написанию слов с непроверяемыми орфограммами. Толковый словарь даёт нам толкование, объяснение смысла слова, его значения. Есть словари синонимов и антонимов, словарь иностранных слов. Этимологический словарь рассказывает нам об истории возникновения слова, его исторических корнях. (Слайд 3) | Дети вспоминают свои жизненные ситуации, рассказывают о тех случаях, когда пользовались словарем. (Когда мы не знаем, как правильно написать слово, то смотрим в словарь. Когда мы переводим с английского языка, то смотрим в словарь.) Дети смотрят на словари, сравнивают их, высказывают свои предположения об их назначении. Внимательно читают справочный материал о словарях на экране. | Познавательные УУД: Построение логической цепочки рассуждений, поиск известной информации, установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, с соседом. |
3. Открытие новых знаний
Физкультминутка. | - Вернемся к теме нашего урока. Когда нам приходиться подчинятся команде словаря? Если в словах встречаются непроверяемые написания, то словарь нам помогает правильно написать такие слова. - К какому словарю мы обращаемся за помощью в случае затруднения в написании слов? Вспомните, как называют такие слова? - Какие словарные слова вам уже знакомы? - Запишите только те слова, в которых непроверяемые орфограммы. Работа в парах с опорой на экран. Воробей, волчица, лиса, медведь, заяц, лосиха, барсук, енот. (Слайд 4) Проверьте свои записи. Докажите, что остальные слова можно проверить. Дети записывают оставшиеся слова и подбирают проверочные к проверяемым безударным гласным. Фронтальная работа на доске и в тетрадях. - Сегодня мы продолжим знакомство со словарными словами. Откройте свой учебник на последних страницах, где находится орфографический словарь. Вспомните правила работы со словарем. Расскажите их. (Слайд 5) Памятка работы со словарём.
-Найдите и выпишите слова с непроверяемым непроизносимым согласным в корне. Отметьте непроверяемую орфограмму подчеркиванием. Индивидуальная работа с орфографическим словарем и в тетради. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте записи с опорой на экран. Здравствуйте, лестница, праздник, чувство. (Слайд 6) - Почему эти слова записаны в словаре? Можно ли проверить эти слова? Вывод: Словарные слова – это такие слова, в которых непроверяемые орфограммы. О написании таких слов нужно узнать в орфографическом словаре. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. | Дети вспоминают свой жизненный опыт и приводят пример таких слов. Дети слушают вопрос, думают, вспоминают известный учебный материал. (Это орфографический словарь. Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.) Дети работают в парах, обсуждая выбор словарных слов. Самопроверка с опорой на экран. Дети доказывают, что остальные слова можно проверить. Подбирают проверочные слова к безударным гласным и записывают парами на доске тетради (волчица – волк). Дети вспоминают правила работы со словарем и рассказывают их. Соотносят свои правила с памяткой на экране. Дети внимательно слушают задание учителя, работают с орфографическим словарём, выписывают слова по заданию. Взаимопроверка тетрадей. Дети слушают вопрос учителя, высказывают свои предположения, читают вывод на слайде. Дети составляют и записывают предложение со словарным словом по своему выбору. Могут обратиться за помощью на экран.
| Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: Работа с партнером, диалог с учителем. Регулятивные УУД: Самопроверка, контроль и коррекция.
Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД: Взаимопроверка, контроль и коррекция. Коммуникативные УУД: Работа с партнером, диалог с учителем.
Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД: Самопроверка, контроль и коррекция. Коммуникативные УУД: Работа с текстом. |
4. Картинный диктант | - Ребята, написание некоторых словарных слов мы уже хорошо знаем, потому что познакомились с ними ещё в 1 классе. Проверим свою память. Напишем словарный диктант на тему «Школа», но он будет не совсем обычный. Я буду вам показывать картинку на экране, а вы в свою тетрадь будете записывать слово - её название. Альбом, карандаш, класс, пенал, портфель, ребята, тетрадь, ученики, учительница. (Слайд 7 - 15) | Дети внимательно слушают задание учителя, готовятся к словарному диктанту. Картинный диктант. Запись словарных слов в тетрадь, самопроверка с опорой на экран. | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение.
Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5.Итог урока. Рефлексия. | Подведем итог нашего урока. Ответим на вопросы о том, чем мы занимались сегодня на уроке русского языка. -Что нового вы узнали на уроке русского языка? - Какие задания было выполнять интересно? - Какие задания показались трудными? - Что бы вы хотели ещё узнать о словаре? (Слайд 16) Домашнее задание: составьте словарный диктант для своих одноклассников из 10 – 12 слов на тему «Продукты».
| Дети внимательно слушают вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на них по своему желанию. Запись домашнего задания в дневник.
| Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: Оценивание детьми собственной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: Зачем нужен словарь? Какие бывают словари? Как пользоваться словарём?
Какие бывают словари? Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании. Толковый словарь содержит в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Этимологический словарь позволяет узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении ( этмос – «истина»). 3
Выпишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы В.р.бей, в.лчица, л.са, м.дведь, за.ц, л.сиха, б.рсук, .нот. Словарные слова: В о р о бей, м е дведь, з а яц, б а рсук, е нот. 4
Памятка работы со словарём. Внимательно прочитай слово. Определи, на какую букву оно начинается. Найди в оглавлении на какой странице эта буква. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. 5
Словарные слова с непроизносимым согласным: Здра в ствуйте, лес т ница, праз д ник, чу в ство. Вывод: Словарные слова – это такие слова, в которых непроверяемые орфограммы. О написании таких слов нужно узнавать в орфографическом словаре. Широкая … привела нас к реке. Скоро первый весенний … - 8 марта. Радостное … охватывает нас с приходом весны. 6
а льбом 7
к а р а ндаш 8
кла сс 9
10
п о ртфель 11
р е бята 12
уч е н и ки 13
уч и т е льница 14
т е традь 15
Итог: Что нового вы узнали на уроке русского языка? Какие задания было выполнять интересно? Какие задания показались трудными? Что бы вы хотели ещё узнать о словаре? 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....