Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир экскурсий" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Маслова Ольга Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир экскурсий" предназначена для тех учителей, кто посещает с детьми музеи, выставки, театры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экскурсионный мир» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности», Горский В. А. - М.: Просвещение, 2011 и пособия для учителя Григорьева Д. В., Степанова П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». – М.: Просвещение, 2010 г.

Цель: создание условий, способствующих привитию культуры учащимся средствами экскурсионной работы.

Задачи:  

  • развивать познавательный интерес;
  • формировать мировоззрение учащихся, нравственную и эстетическую культуру;
  • обогащать активный словарный запас детей;
  • воспитывать устойчивый интерес к истории России и развивать патриотические чувства;
  • воспитывать активную жизненную позицию, способствующую социальной адаптации;
  • содействовать всестороннему развитию личности;
  • приобщать учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев, театров, выставок и других учреждений;
  • обучать умениям и навыкам добывать информацию через культурные учреждения.

Общая характеристика курса

Необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают музеи, выставки, театры и другие учреждения культуры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках.

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников, и направлена на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по городам Московской области и Москве. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.   Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Работа над экскурсией начинается задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания. По окончании экскурсии и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.

 

Место курса в плане внеурочной деятельности

Программа в 1 классе рассчитана  на 33 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • расширение знаний в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • приобщение к культурному наследию нашей страны;
  • интерес к знакомым объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • понимание уникальности, неповторимости нашей страны;

            Учащиеся научатся:

  • находить информацию о городе, памятниках наследия, традициях, а также о различных культурных учреждениях (центрах развлечений, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними.

Содержание курса

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Учреждения культуры

2

1

3

2

Экскурсии в учреждения культуры г. Протвино

4

5

9

3

Экскурсия в цирк

2

5

7

4

Экскурсия в театр

2

5

7

5

Экскурсия в музей

2

5

7

Итого

10

24

33

Учреждения культуры

Вводное занятие. Основные цели и задачи экскурсионной деятельности. Правила безопасности во время экскурсий. Учреждения культуры. Итоговое занятие. Творческая мастерская.

Экскурсии в учреждения культуры г. Протвино.

Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в Детскую библиотеку г. Протвино. Музейный комплекс «Наследие» МБОУ СОШ №3 г. Протвино. Экскурсия в школьный музей. Историко-краеведческий музей г. Протвино. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в Выставочный центр. Впечатления учащихся.

Экскурсия в цирк

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Поездка в цирк Никулина на Цветном бульваре. Впечатления учащихся.

Экскурсия в театр

Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой — учреждение культуры города Москвы. Поездка в театр. Впечатления учащихся.

Экскурсия в музей

Из истории художественного МУзея МУсора  «МУ МУ». Экскурсия в  МУзей МУсора «Му Му» . Впечатления учащихся.

Формы организации

· круглые столы, презентации,

· встречи с интересными людьми,

· видео-уроки, работа с историческими документами,

· экскурсии по музеям, памятным местам,

· посещение выставочных залов и музеев;

· поездки в цирк, театр.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Печатная литература:

Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В. А. Горский.- М.,2011г.

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.proshkolu.ru/

http://viki.rdf.ru/ 

http://pwpt.ru/presentation/detskie/

http://pedsovet.su/

http://www.uchportal.ru/

Оборудование:

Телевизор.

Компьютер.

Презентации.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.


Календарно - тематическое планирование

Тема занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Вводное занятие.

Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы; вступать в диалог; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы.

Понимать цель и задачи занятия, стремиться их выполнить.

2

Учреждения культуры.

Различать учреждения культуры.

Приводить примеры учреждений культуры, в том числе в своём регионе.

3

Экскурсия в школьную библиотеку.

Извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

4

Экскурсия в Детскую библиотеку г. Протвино.

Извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

5

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

6

Музейный комплекс «Наследие» МБОУ СОШ №3 г. Протвино.

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

7

Экскурсия в школьный музей.

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

8

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

9

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

10-14

Поездка в цирк Никулина на Цветном бульваре.

Смотреть цирковое представление, извлекать нужную информацию.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

16

Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой — учреждение культуры города Москвы.

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

17-21

Поездка в театр на Серпуховке.

Смотреть спектакль, извлекать нужную информацию.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

23

Экскурсия в Выставочный центр г. Протвино.

Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

24

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

25

Из истории художественного МУзея МУсора «МУ МУ».

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

26-29

Экскурсия в  МУзей МУсора «Му Му»

Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

30

Мои впечатления.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

31

Историко-краеведческий музей г. Протвино

Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

32

Экскурсия в Историко-краеведческий музей г. Протвино

Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

33

Итоговое занятие.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...