Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
статья на тему

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.

Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neuspevaemost_obuchayushchihsya.ryzhova_n.a.docx25.06 КБ
Файл neuspevaemost_ryzhova_n.a.pptx330.22 КБ

Предварительный просмотр:

20.11.2018                                                                                                                     Рыжова Н.А.

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.

Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

(слайд 1)

Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.

(слайд 2)

Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. 

В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.

Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.

Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

(слайд 3)

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

 Отставание – это невыполнение требований..учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.                         (слайд 4)

Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

(слайд 5)

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Следующая причина неуспеваемости - большое количество пропусков по болезни.

Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье.

Ученики с отклонением по здоровью  ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Не составляет труда выявить детей с постоянными или временными серьёзными заболеваниями. Требуется только деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости. Учителю не нужно знать никаких подробностей о заболевании. Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определённый процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.

(слайд 6)

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Одной из объективных причин  неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету.  Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать проблемы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала. На начальном этапе индивидуальной работы некоторые вопросы программы для таких учащихся следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу средней школы и даже получают высшее образование.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, часто  встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит".

(слайд 7)

Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

(слайд 8-9-10)

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися

На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.

Большое внимание  уделяется  дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности.

Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока использую в своей работе. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Учителю крайне необходимо знать индивидуальные особенности детей своего класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приемы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний ее предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистское мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребенка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему: заставлять ребенка больше читать, проводить с ним диктанты, давать для решения дополнительные примеры и задачи. Однако, как отмечают многие учителя, некоторые родители, особенно из неблагополучных семей, даже после проведенных с ними бесед не занимаются с ребенком - нередко из-за неумения это делать.

Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

(слайд 11)

Вывод: учителю важно трезво оценивать зародившиеся причины неуспеваемости у его детей, вовремя предотвратить нарастание этого «кома», принять меры по устранению этой серьезной проблемы в образовательном процессе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Подготовила Рыжова Наталья Анатольевна Учитель начальных классов МОУ «Поповская ООШ»

Слайд 2

«Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лизинский В.М.

Слайд 3

Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Слайд 4

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Слайд 5

О сновные причины существующих пробелов в знаниях учащихся 1) Внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика; 2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Слайд 6

В нутренние причины неуспеваемости Отставание в умственном развитии от своих сверстников ( к этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием); низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала); нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения; отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету; большое количество пропусков по болезни ( слабое здоровье).

Слайд 7

Внешние причины неуспеваемости Отсутствие у школьников способностей к данному предмету; неблагополучная семья; профилактическая двойка.

Слайд 8

Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Слайд 9

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися Не ставить слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения .

Слайд 10

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Слайд 11

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Слайд 12

Вывод: Учителю важно трезво оценивать зародившиеся причины неуспеваемости у его детей, вовремя предотвратить нарастание этого «кома», принять меры по устранению этой серьезной проблемы в образовательном процессе.

Слайд 13

1.Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно !! Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни Почему дети могут, но не хотят учиться?

Слайд 14

Почему дети могут, но не хотят учиться? 2 получаю, а ставят 3!!! Вывод :учить не надо!!!

Слайд 15

Почему дети могут, но не хотят учиться? И за поступление родители заплатят . Вывод: учить не надо!!

Слайд 16

Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы

Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...

Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы

Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

План работы учителя с целью предупреждения неуспеваемости обучающихся

план работы учителяс целью предупреждения неуспеваемости обучающихся...