программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Манц Ирина Сергеевна

Курс внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umniki_i_umnitsy.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы» в 1-4 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  СОШ №41.

        В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №41  на курс  «Умники и умницы»» в 1- 4 классах отводится 1  час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

В результате реализации программы внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы УУД.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами 

Ученик  научится:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

Ученик получит возможность научиться:

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2.Содержание курса внеурочной деятельности  «Умники и умницы»

Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.

“Развитие коммуникативных способностей”

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

“Развитие познавательных способностей”

Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Виды учебной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

творческая мастерская .

Содержание занятий

Название                              темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

“Вводное занятие”

Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика.

“Развитие коммуникативных способностей”

Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.

На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффективное восприятие материала обеспечат картинки, работа с которыми может органически включаться занятие.

“Развитие познавательных способностей”

Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры.

“Итоговое занятие”

Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные” (совместно с родителями)

        

3. Тематическое планирование

Образовательная программа состоит из четырех разделов:

Тема

Количество занятий по годам обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Вводное занятие

1

1

1

1

2.

Развитие коммуникативных способностей

8

12

12

20

3.

Развитие познавательных способностей

24

19

19

11

4.

Заключительное занятие

1

1

1

1

Итого

33

34

34

34

Тематическое планирование занятий в 1 классе

№ заня

тия

Дата проведения занятия

Тема

Кол-во час

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

 

1

31

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

33

Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские.

1

Тематическое планирование занятий во 2 классе

№ заня

тия

Дата проведения занятия

Тема

Кол-во час

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей .

1

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

34

Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские.

1

Тематическое планирование занятий в 3 классе

№ занятия

Дата проведения занятия

Развиваемые способности

Кол-во час

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

17

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

33

Тренировка зрительной памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

34

Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские.

1

Тематическое планирование занятий в 4 классе

№ занятия

Дата проведения занятия

Развиваемые способности

Кол-во час

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

3

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

4

Тренировка слуховой памяти.Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

10

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

32

Тренировка слуховой и зрительной памяти.

1

33

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

34

Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...