Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва театральная" 1-4 классы
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Балашова Елена Викторовна

    Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творческого отношения к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

    Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

    Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

    Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

            Задачи:

    • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

    способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

    • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

    общения;

    • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

    и дать первичные сведения о ней;

    • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

    любой работе.

    Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

    начальной школе даются общие представления о его специфике.

    Программа строится на следующих концептуальных принципах:

    Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

    Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

    Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

    Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

    Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

     Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

           Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

           Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

                Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

    • игра
    • беседа
    • иллюстрирование
    • изучение основ сценического мастерства
    • мастерская образа
    • мастерская костюма, декораций
    • инсценирование прочитанного произведения
    • постановка спектакля
    • посещение спектакля
    • работа в малых группах
    • актёрский тренинг
    • экскурсия
    • выступление

    Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

    Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

    Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

    Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

    Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

               Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

            Программа курса «Москва театральная» включает разделы:

    1. «Мы играем – мы мечтаем!»

    2. Театр.

    3. Основы актёрского мастерства.

    4. Просмотр спектаклей в театрах города.

    5. Наш театр.

    В программу курса «Москва театральная» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых по программе «Литературное чтение».

    Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

    Формы контроля

    Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

    • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
    • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
    • итоговый – открытые занятия, спектакли.

         

    Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

    Планируемые результаты освоения программы:

    Учащиеся должны знать

    • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
    • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
    •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
    • наизусть стихотворения русских авторов.

    Учащиеся должны уметь

    • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
    • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
    • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
    • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
    • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
    • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
    • строить диалог с партнером на заданную тему;
    • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

    Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

    Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

    В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

    Личностные результаты.

    У учеников будут сформированы:

    • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
    • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
    • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
    • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    Обучающийся научится:

    • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
    • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
    • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
    • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

    Познавательные УУД:

    Обучающийся научится:

    • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
    • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

    Коммуникативные УУД:

    Обучающийся научится:

    • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
    • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
    • обращаться за помощью;
    • формулировать свои затруднения;
    • предлагать помощь и сотрудничество;
    • слушать собеседника;
    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • осуществлять взаимный контроль;
    • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты:

    Учащиеся научатся:

    • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
    • выразительному чтению;
    • различать произведения по жанру;
    • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
    • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
    • сочинять этюды по сказкам;

    Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: 1 час в неделю в 1-4 классах.  

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    «Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

    Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

    Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

    Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

    Ожидаемые результаты

    № п/п

    Тема раздела

    Форма

    Уровень

    Ожидаемый воспитательный результат

    1

    «Мы играем – мы мечтаем!»

    игра

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    2

    Театр

    беседа

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    экскурсия

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    3

    Основы актёрского мастерства

    изучение основ сценичес-кого мастерства

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    актёрский тренинг

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    4

    Просмотр спектаклей в театрах города

    просмотр спектакля

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    беседа

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Иллюстри-рование

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    5

    Наш театр

    мастерская образа

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    мастерская костюма, декораций

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Инсцени-ровка, постановка спектакля

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Выступ-

    ление

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1 класс (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

    1

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    2

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    3

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    4

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    5

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    6

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    7

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    8

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    9

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    10

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    11

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    12

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    13

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    14

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    15

    Игры на развитие внимания и воображения.

    1

    Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

    16

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    17

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    18

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    19

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    20

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    21

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    Раздел «Наш театр»

    22

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    23

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    24

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    25

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    26

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    27

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    28

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    29

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    30

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    31

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    32

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    33

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    34

    Инсценирование русских народных сказок

    1

    Итого 34

    2 класс (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Раздел «Театр»

    1

    Дорога в театр.

    1

    2

    Дорога в театр.

    1

    3

    В театре.

    1

    4

    В театре.

    1

    5

    Как создаётся спектакль.

    1

    6

    Как создаётся спектакль.

    1

    Раздел «Основы актёрского мастерства»

    7

    Мимика. Пантомима.

    1

    8

    Мимика. Пантомима.

    1

    9

    Мимика. Пантомима.

    1

    10

    Мимика. Пантомима.

    1

    Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

    11

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    12

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    13

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    14

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    15

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    16

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    17

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    18

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    19

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    20

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    21

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    22

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    Раздел «Наш театр»

    23

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    24

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    25

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    26

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    27

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    28

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    29

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    30

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    31

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    32

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    33

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    34

    Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    1

    Итого 34

    3 класс (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Раздел «Театр»

    1

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    2

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    3

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    4

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    5

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    6

    Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

    1

    7

    Древнегреческий театр.

    1

    8

    Древнегреческий театр.

    1

    9

    Театр «Глобус».

    1

    10

    Театр «Глобус».

    1

    11

    Театр под крышей.

    1

    12

    Современный театр.

    1

    13

    Театральный билет.

    1

    14

    Театр кукол.

    1

    15

    Музыкальный театр.

    1

    16

    Цирк.

    1

    17

    Цирк.

    1

    18

    Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

    1

    19

    Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

    1

    20

    Зритель в зале.

    1

    21

    Зритель в зале.

    1

    Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

    22

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    23

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    24

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    25

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    26

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    27

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    28

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    29

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    30

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    31

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    32

    Просмотр спектаклей в театрах города.

    1

    33

    Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

    1

    Основы актёрского мастерства

    34

    Театральный этюд.

    1

    Итого 34

    4 класс (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Раздел «Театр»

    1

    Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

    1

    2

    Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

    1

    3

    Театральные жанры.

    1

    4

    Театральные жанры.

    1

    Основы актёрского мастерства

    5

    Язык жестов.

    1

    6

    Язык жестов.

    1

    7

    Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

    1

    8

    Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

    1

    9

    Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

    1

    10

    Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

    1

    11

    Интонация.

    1

    12

    Интонация.

    1

    13

    Темп речи.

    1

    14

    Темп речи.

    1

    15

    Рифма.

    1

    16

    Ритм.

    1

    17

    Считалка.

    1

    18

    Скороговорка.

    1

    19

    Скороговорка.

    1

    20

    Искусство декламации.

    1

    21

    Искусство декламации.

    1

    22

    Импровизация.

    1

    23

    Импровизация.

    1

    24

    Диалог. Монолог.

    1

    25

    Диалог. Монолог.

    1

    Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

    26

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    27

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    28

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    29

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    30

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    31

    Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

    1

    Наш театр

    32

    Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

    1

    33

    Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

    1

    34

    Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.

    1

    Итого 34

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

    Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Спортивно - оздоровительное направление...