Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
методическая разработка на тему

Буданцева Виктория Владимировна

Методическая разработка урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Методическая разработка урока литературного чтения

во 2 классе Трубчевской гимназии им. М. Т. Калашникова

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс IV , группа 41Н

Морозова Виктория Владимировна

Руководитель: Ермакова Н. А

2018 год

г. Трубчевск

Аннотация

Данный урок литературного чтения проводился во 2-м классе в Трубчевской гимназии. На нём была успешно реализована технология продуктивного чтения. Данная технология подразумевает использование во время чтения диалога с автором.

Содержание

Данная разработка включает в себя аннотацию, введение, основную часть и заключение.

Введение

На уроке использовалась технология продуктивного чтения так как данная технология подразумевает не банальное чтение произведения, а чтение, в котором главную роль играет диалог с автором.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателей, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

(Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова)

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

  • 1.  Работа с текстом до чтения.

Цель – прогнозирование будущего чтения.

Главная задача взрослого – вызвать желание читать, мотивацию к чтению.

  • 2.  Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста, создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

  • 3. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения воспитывает грамотного читателя.

Грамотный читатель:

- Любит и хочет читать

- Умеет выбирать книги

- Умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст

Основная часть

Учебный предмет: литературное чтение

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

Цель: через чтение, анализ произведения, иллюстрации, помочь учащимся понять, чему учит сказка.

Задачи:

Предметные:

  1. Формировать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. Формировать умение делить текст на части;
  3. Формировать умение размышлять о характере и поступках героя.

Личностные:

  1. Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
  2. Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. Формировать умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Формировать умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:  способствовать формированию метапредметных УУД

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. Умение делить текст на части;
  3. Умение размышлять о характере и поступках героя.

Личностные:

  1. Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
  2. Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение определять и формулировать цель деятельности на урок с помощью учителя;
  2. Умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  1. Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. Умение слушать и понимать речь других.

Оборудование: учебник

Образовательные ресурсы:

Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс, 2015. – 208 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

План:

1.Организация начала урока. (5 мин)

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности к уроку

2. Работа с текстом до чтения. (7-10)

2.1.Отгадывание загадок (Работа в тетради)

2.2.Работа с иллюстрацией

3. Целеполагание. (2мин)

4. Работа с текстом во время чтения. (22 мин)

4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой»

4.2. Работа с текстом 2-й части

4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой»

4.4. Обобщающая беседа

4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16)

5.Подведение итогов. Рефлексия. (5мин)

6. Домашнее задание. (1мин)

Сценарий урока

Этап урока

Ход урока

Формирование

УУД

1.Организация начала урока

Цель: Организовать детей на урок, мотивировать их деятельность

1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Садитесь.

1.2.Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку

- Проверьте, на столе должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

2. Работа с текстом до чтения.

Цель: ввести учащихся в тему урока, с помощью имеющихся знаний.

2.1. Отгадывание загадок (Работа в тетради).

- Ребята, наш урок мы начнём с отгадывания загадок.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 32-й, найдите упражнение 1-е.

- Прочитайте загадки про себя и подготовьтесь выразительно прочитать их вслух.

- Первую загадку вслух прочитает …

1. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град)

- Вторую загадку прочитает…

2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)

- Как вы думаете, для чего мы сейчас отгадывали загадки?

- В загадках, как и в сказках, содержится народная мудрость. А в сказках о мудрых людях часто встречаются загадки.

- Давайте вспомним, как называется наш раздел? (Сказка мудростью богата)

- С какой сказкой о мудрости вы уже знакомы? (Мудрый старик)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой о мудрости.

2.2. Работа с иллюстрацией.

- Ребята, откройте учебник на странице 11-й.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто на ней изображён?

- Почему вы решили, что это царь? (Одежда, трон, перстни)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем тему урока.

3. Целеполагание

Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока, входе обсуждения проблемы в созданной учебно- проблемной ситуации

- Тема нашего урока: «Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

- Как вы думаете, какова будет цель урока? (познакомиться со сказкой, провести диалог с автором, ответить на вопрос темы урока)

-Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос темы урока? (прочитать сказку, работать с иллюстрацией и т.д.)

- Совершенно верно!

4. Работа с текстом во время чтения.

Цель: решение УЗ и обсуждение их решений.

4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой».

-Давайте начнём чтение сказки. Начинает …

Вопросы после чтения:

- Что вы узнали о Сарыбае?

- Каким он был человеком? (умным, мудрым, дальновидным)

- Найдите в тексте и прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор. («Живые быстро забывают слова умерших».)

- Как вы их понимаете?

- Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да. Ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.)

- Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)

- Как Болотбек правил своим ханством? (Много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.)

- На какие две части делится прочитанный текст? Найдите границу частей.

- Вспомните название сказки. А узнали мы что-нибудь о девушке?

- Давайте читать дальше.

4.2. Работа с текстом 2-й части.

Вопросы после чтения:

- Каким он был человеком? (умным, справедливым, отзывчивым)

- Почему хан согласился жениться? (Потому что аксакалы напомнили ему Сарыбая. Он умер, не оставив после себя наследников.)

- О какой жене он мечтал? (Он мечтал об умной жене.)

- Какие загадки загадал Болотбек? (Какое расстояние между востоком и западом. Какое расстояние между небом и землёй. Какой расстояние между правдой и ложью.)

- Попробуйте отгадать их.

- Продолжаем читать 2-ю часть.

- Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?

- Как к ней относились знатные богатые девушки? (Знатные девушки относились к ней грубо и смеялись над её бедной одеждой.)

- Почему Болотбек женился на Даанышман? (Потому что она отгадала все 3 загадки.)

- Какое качество жены он ценил особенно? (Ум)

4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой».

Вопросы после чтения:

- Что означает имя Даанышман? (Мудрая)

- Как правили хан с женой своим ханством? (Они всегда помнили о бедняках и заботились о них.)

- Чем Даанышман разгневала хана? (Она нарушила слово, данное мужу, и научила джигита, как ему отвечать перед Болотбеком.)

- Как она ему помогла понять несправедливость его упреков? (Она оставила дворец и город Болотбека, но взяла его с собой, потому что очень сильно его любила.)

4.4. Обобщающая беседа.

- Чем закончилась сказка? (Болотбек со своей женой вернулся во дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.)

- Какой момент сказки вам показался самым интересным?

- Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем?

- Так чему же учит сказка? (Сказка учит любви, мудрости, преданности. Нужно ценить ум, а не богатство.)

- Правильно ребята. Ведь действительно ум дороже любого богатства.

4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16).

- Ребята, откройте страницы 15-ю и 16-ю. Рассмотрите иллюстрации.

- Что их объединяет? (На обеих иллюстрациях изображены Болотбек и Даанышман.)

- Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций? (На первой иллюстрации Даанышман отгадывает загадки Болотбека, а на второй иллюстрации изображена их свадьба.)

- Кто главный герой на первой иллюстрации? На второй? Как художник выделяет главного героя (план, краски, поза, выражение лица)?

(Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты.)

- Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик героев, их одежду.

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Достигли мы её?

- Так чему же всё-таки учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

- Ребята, что мы делали, для того, чтобы достичь цель урока? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, делали выводы, работали с иллюстрацией)

- Что говорит о том, что прочитанная нами сказка – сказка киргизского народа? (внешний облик героев, их имена и одежда, слова «аксакалы», «джигит»)

- Что объединяет киргизскую сказку о мудрых людях с татарской сказкой? (Эти сказки бытовые, поучительный сюжет взят из жизни. Обе сказки о мудрости.)

- Чему учит «Сказка о мудрой девушке»? (Сказка учит ценить ум человека, держать слово, быть справедливым и добрым.)

- А есть ли в сказке волшебство? (Нет. Это сказка бытовая, поучительный сюжет взят из жизни.)

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?

6. Домашнее задание.

- Запишите Д/З

Перечитать сказку и озаглавить её части. План записать в тетради

(с. 32–33, задание 4).

Заключение

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствовало более эффективному развитию устной речи школьников, повышало качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, а также стимулировало интерес учащихся к уроку литературного чтения.

Использование данной технологии позволило детям размышлять о характере и дальнейших действиях героев произведения.

Список использованных источников

1. Технология продуктивного чтения. Режим доступа URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 03.12.2018)

2. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Режим доступа URL: https://infourok.ru (Дата обращения: 03.12.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...