Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира.
статья (1 класс) на тему

Степаненко Елена Александровна

Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира.

  Ответ на вопрос.   Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степаненко Е.А., учитель начальных классов

Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира.

    Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института? Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; · от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; · от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

     Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.  Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:

-личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

Выделим из этого списка регулятивные УУД.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

К регулятивным УУД относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Выделяют следующие приемы организации принятия цели:

-опора на личный жизненный опыт обучающихся;

-использование занимательного игрового материала;

-создание проблемной ситуации в процессе целеполагания:

-выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

- моделирование цели урока;

-постановка цели на длительный период.

На уроках окружающего мира в начальной школе, я считаю, надо стараться использовать все приемы, так как они достаточно доступны для сознания детей младшего школьного возраста.

После определения цели урока под руководством учителя ребята могут спланировать свою деятельность на уроке или составить план работы на определенном его этапе. Например, изучаем хвойные деревья. Каждая группа должна изучить свой вид хвойного дерева. Выясняем, что для этого надо: рассмотреть внешний вид (форму кроны, форму и размер иголок, шишек, направление роста ветвей); ощутить на ощупь хвою и шишки; прочитать текст о данном дереве; сделать выводы; сообщить другим полученную информацию. Здесь проявляются регулятивные УУД: планирование. Перед работой по плану выполняется прогнозирование результата. После выступления групп осуществляются другие виды регулятивных УУД: контроль, коррекция и оценка. Также для формирования регулятивных УУД, я часто подбираю задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Литература

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32

2. учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/

3.Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.

4.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college. ru. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных навыков учащихся 1 класса на уроках окружающего мира

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающем...

Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"

Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....

Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...