Одарённый ребёнок в школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

 художником, выйдя из детского

                                                                                          возраста.

Пабло Пикассо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnyy_rebyonok_v_shkole.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ.

Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

 художником, выйдя из детского

                                                                                          возраста.

Пабло Пикассо.

           Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
          В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.


         Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.


         Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает  случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь  чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а  то и утрата некоторых детских возможностей.

          Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

         Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это – неповторимое своеобразие данного возраста.

           Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

          Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

           Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил и творческих способностей  по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при  рождении, за немногие годы поначалу с помощью и под руководством взрослых, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства… Обогащение психики идет в таком темпе, который будет  уже  недоступен в зрелые годы. Детство   - неповторимая по своим возможностям пора развития. Каких же детей можно считать одаренными?

          Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?

          Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.

           Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.

          Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.

         Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.

           В 2012 – 2013 учебном году   стратегической целью программы работы с одарёнными детьми в МБОУ Начальная школа – детский сад было создание системы педагогического содействия  развитию детской одарённости, начиная с младшего школьного возраста; формирование ключевых компетенций у педагогов, работающих с неординарными детьми; внедрение в учебно–воспитательный процесс эффективных контрольно-измерительных методик, материалов мониторинга, анализа и сопровождения одарённых детей.

         В процессе работы выполнялись задачи:

-реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармоничного развития человека как субъекта творческой деятельности;

-создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

-совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование;

-создание банка данных «Одарённые дети», включающего информацию  о детях, имеющих способности выше среднего, повышенный интеллект, высокий уровень креативности (признаки одарённости), в результате чего было выяснено:

- 12 (7,1%) учащихся начальной школы имеют способности выше среднего,

-14(8,3%) человек – проявляют дополнительный интерес к предметам

- 2 (1%) человека  имеют высокий уровень креативности.

           Интеллектуальные возможности детей определялись путём:

-установления общих интеллектуальных способностей детей;

-определения продуктивного мышления;

-способности к лидерству;

-наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;

-анализа результатов проведения школьных и городских предметных олимпиад;

-определение художественных и артистических способностей.

           Для уточнения общего уровня знаний о ребёнке проводились тестирования, определялось, к какому типу высшей нервной деятельности он относится, как строить работу с ним дальше. Педагогом-психологом изучались психологические особенности речи, памяти, логического мышления, проведена диагностика изучения творческого воображения.

          Разработана памятка «Адаптация первоклассников», согласно которой проведены мини-исследования в % соотношениях по предложенным таблицам:

-«Готовность к школьному обучению»

-«Внутренняя позиция школьника»

-«Мотивация к учению»

-«Школьная тревожность»

-«Умственное развитие»

-«Адаптация»

        В связи с тем, что возрастная одарённость в младшем школьном возрасте нестабильна, имеет тенденцию к «угасанию», педагогический коллектив стремится к выработке особого подхода к младшим школьникам и их родителям.

       Разработана памятка «Портрет одарённого ребёнка», накапливаются информационно-справочные, методические, научно-исследовательские и публицистические материалы по работе с мотивированными детьми.

        Учащиеся школы во внеурочное время занимаются в системе дополнительного образования города.Занимаясь в учреждениях дополнительного образования, учащиеся стали победителями и призёрами в первенстве г. Ессентуки по спортивной гимнастике, в региональном джазовом фестивале в г. Минеральные воды, Российском турнире по спортивным танцам «Аида».

         Для развития способностей учащихся педагоги школы  в своей деятельности используют принципы:

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-создание условий для совместной работы учащихся при минимальном или активном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

На уроках и во внеурочное время учителями ведётся дифференцированная работа с учащимися по отдельным предметам и темам.

          В школе в течение учебного года  проведены мероприятия по развитию способностей детей:

-мюзикл по мотивам сказки  «Приключения Буратино или Золотой ключик»

- классный час – концерт «Никто не забыт, ничто не забыто»

-конкурс мини-сочинений и рисунков, посвящённых Дню Победы;

-конкурс поделок из природного материала «Своими руками»;

-интеллектуальные марафоны по русскому языку, математике, предмету «Окружающий мир»;

-конкурсы рисунков «Здравствуй, Новый год!», «День, пахнущий мимозой», «Наша армия родная»;

          Одной из приоритетных целей работы Методического совета школы является работа с одарёнными детьми. На заседаниях заслушивались и обсуждались результаты участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах. В течение года вёлся «Экран» участия младших школьников, имеющих повышенный интеллект и творческую мотивацию в школьных и городских мероприятиях разного уровня.

         Уделялось внимание повышению квалификации учителей, созданы творческие группы по параллелям классов.

        Активно велась подготовка к переходу обучения  детей по новому образовательному стандарту, введению в учебный процесс интерактивных методов обучения, современных технологий.

           Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Методика определения одарённости ребёнка

Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...

С одарённым ребёнком тоже трудно общаться

Мысли для размышления родителей...

Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком.

О способностях  все наслышаны,о них часто ведут разговор,когда речь идёт о детях и об их будущем.В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги,но и родители,бабушки,дедушки.Поэтому оче...

Одарённый ребёнок в начальной школе

В статье даётся определение, что такое одарённость и кого можем назвать одарённым ребёнком. Что понимается под терминами "актуальная одарённость" и "потенциальная одарённость". Как...