Одарённый ребёнок в начальной школе
статья

Фатихова Венира Галимзяновна

В статье даётся определение, что такое одарённость и кого можем назвать одарённым ребёнком. Что понимается под терминами "актуальная одарённость" и "потенциальная одарённость". Какими проблемами в обучении могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnyy_rebyonok_v_nachalnoy_shkole.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых: педагогов, воспитателей, родителей.

Одарённость

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одарёнными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».

Одарённый ребёнок

- это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Согласно Рабочей Концепции одарённости, разработанной группой авторов во главе с Д.Б.Богоявленской, «одарённый ребёнок  это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Авторы, названной выше Концепции, выделяют актуальную и потенциальную одарённость.

Под актуальной одарённостью понимают: «…психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной  и  социальной нормами. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только в обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Под «потенциальной  одарённостью понимается психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Одарённые и талантливые дети те, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности. Для детей данной категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям побуждает к проявлению инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим поискам. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекательном занятии они могут длительно поддерживать умственное напряжение. Они не могут быть пассивными. Их мозг нуждается не в отдыхе, ему необходима работа. В результате одарённые дети больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их сверстники при тех же обстоятельствах. Таких детей, с ускоренным умственным развитием, чаще всего и называют одарёнными.

Одарённость или талант являются результатом взаимодействия многих факторов. Одарённость не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития IQ, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом. Умственные способности одарённых детей нельзя объяснить особенными внешними условиями. Такой ребёнок может оказаться и в семье с низким образовательным уровнем, и в семье с высоким уровнем образования. Творческая сторона активности проявляется у такого ребёнка в том, что он может быть очень изобретателен в занятиях: усвоение нового вызывает у него встречную активность, ему хочется получать впечатления, достигать чего-то необычного. Поэтому для таких детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают им реализовать свои способности и внести вклад в развитие общества. Они могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей:

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое или продуктивное мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительные искусства;

    - психомоторные способности.

Основные структурные компоненты одарённости:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность;

- возможность достижения оригинальных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Одарённость многолика и многогранна, её можно квалифицировать по различным основаниям:

- по широте проявления – общая или специальная;

- по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, спортивная, конструкторская, лидерская (организаторская);

- по интенсивности проявления – повышенная готовность к обучению;

- по виду проявления – явная или скрытая (непроявившаяся);

Каждый одарённый – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которые выходят за рамки обучения в обычной школе.

Несмотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:

  • опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;
  • любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы);
  • демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;
  • стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;
  • ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;
  • многие из них имеют прочную, ёмкую память;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Для выявления таких  одарённых детей диагностические  методики педагогу могут не понадобиться, потому что  их одарённость очевидна.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство  педагогов, работающих с одарёнными детьми,  придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом.

1. Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных  детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие  из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге.

2. Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся  именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по  школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют  свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей  легко обучать.

3. Художественная одарённость присуща учащимся, которые  имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять  способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

4. Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором  средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость  выявляется труднее других, так как она не всегда очевидна и  не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

5. Не сложно понаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры  будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка, он всё равно будет лидировать.

6. Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей   характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны.  Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

 Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики  большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики  на начальном этапе обучения в школе  могут быть следующие:

- психическая неустойчивость и стрессы;

- зависть со стороны других учащихся;

- самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

- завышенная или заниженная самооценка;

- трудности в общении с другими детьми.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития  или проявления одарённости.

Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС

Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для  самореализации в  постижении нового. Однако, несмотря на это, у педагогов при обучении некоторых типов одарённых детей всё равно могут возникнуть трудности. Например, педагог может столкнуться с ситуациями, приведёнными в таблице ниже, которые необходимо будет решать исходя из понимания особенностей конкретного одарённого ребёнка.

Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения  новых ФГОС

Требования по новым ФГОС

Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком

Метапредметные умения - универсальные учебные действия

Дети с художественной и спортивной одарённостью, не  всегда столь же одарены в  образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать.  

Ценностно - смысловые установки на образование

Одарённый ребёнок,  может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно-смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.

Социальные компетентности, личностные качества

При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с проявлениями одарённого ребёнка, которые могут восприниматься педагогом как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое).

Новая рабочая программа

Стараясь  создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей.

Система оценки достижений планируемых результатов

Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем  вызывают недовольство по отношению к себе.

Это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут проявляться при введении новаций в образовательный процесс, когда  внимание педагога на какой-то период времени переключается на новое содержание и подходы к обучению в большей мере, чем на работу с особенными детьми, которыми являются одарённые учащиеся.

 Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать…». Эти дети, несмотря на свои таланты,  нуждаются в сопровождающем обучении.

Список использованных источников:

1. Барбитова А.Д. Использование средств личностно-ориентированного воспитания при работе с одарёнными детьми. // Одарённый ребёнок. – 2007, № 2. – с.130-135
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.6-13
3. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.

4. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208 с.

5. Корниенко Е.Е. Самооценка детей с признаками одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 5. – с.90-93
6. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. //Детский портал. – 2003, № 12. – с.62-66
7. Кушнарёва Н.Ю. Обучение одарённых детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления. // Одарённый ребёнок. – 2007, № 3. – с.114-118
8. Ларионова Л.И. Проблема обучения одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 6. – с.122-128

9. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия. 2000. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....