программа курса внеурочной деятельности "Клуб любителей шашек"
рабочая программа на тему

Ирина Ананьевна Шигина

программа "Клуб любителей шашек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klub_lyubiteley_shashek.docx78.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»

_________________________________________________________

Рассмотрено на заседании                       Согласовано с Методическим              «Утверждаю»

методического объединения                      советом гимназии                                  Директор МАОУ учителей начальных классов                                                                                                              «Гимназия № 33»

___________ Грибанова О.П.             ___________ Тюрюханова Н.В.      __________Д.К. Халтаева

Протокол № ____                               Протокол № ____        

от «____» _________ 20__ г.                 от «____» _________ 20__ г.           «___»__________ 20__ г.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Музыкальная капель»

на 2016-2017 уч. год

2 класс

                                                

                                                                                                  Разработчик:

                                                                                        Шигина И.А.

                                                                                        

                                                                                

                                                                                

.

Пояснительная записка

       Рабочая программа внеурочной деятельности  «Клуб любителей шашек»

для 3 класса разработана в соответствии  с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), ООП НОО  МАОУ  гимназии №33 и авторской программы Кравченко Е.В.

Особенности учебной программы

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей,  пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального  и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Возраст, на который рассчитана программа –7-10 лет

Количество  учебных часов – 1 час в неделю, за год 26 часов

Год обучения  - 2016/17учебный год

Цель программы:

  • привитие интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

  • научить детей играть в шашки;
  • развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры

Основные разделы

темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

2

1

1

3

Цель и результат шашечной партии

2

1

1

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «уголки»

1

1

1

Планируемые результаты

- знание шашечных терминов

- знание названий шашечных фигур;

- знание и выполнение правил шашечной игры;

- умение ориентироваться на шашечной доске;

- правильно расставлять шашки перед игрой;

- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;

- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;

- умение общаться и договариваться со сверстниками;

-сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.

Содержание разделов программы

  1. Шахматная доска и фигуры,2 ч

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

        Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур,2 ч.

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Цель и результат шашечной партии,2 ч.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  1. Общие принципы разыгрывание партии,6 ч.

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

  1. Особенности хода «дамки»,2 ч.

     Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Тактические приемы и особенности их применения,8 ч.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

  1. Шашечный турнир, 2ч.

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

  1. Игра «уголки»,2 ч.

Тематическое  планирование

темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

5.10,12.10

2

Ходы и взятие фигур

2

1

1

19.10,26.10

3

Цель и результат шашечной партии

2

1

1

 9.11, 16.11

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

23.11, 30.11,

7.12,14.12, 21.12, 28.12

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

11.01,18.01

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

25.01,1.02, 8.02,22.02,

29.02,7.03,

14.03, 21.03

7

Шашечный турнир

2

2

 4.04,11.04

8

Игра «уголки»

2

1

1

18.04,25.04

Периодичность и формы текущего и промежуточного контроля

№ п/п

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Формы контроля

Формы подведения итогов

1.

октябрь

Знание правил игры

Опрос

2.

ноябрь

Умение определять результат партии в окончаниях одна простая против одной простой или две против двух

Опрос

3.

декабрь

Знание отдельных ловушек в начале партии

Опрос

4.

декабрь

Умение проводить простейшие комбинации

Опрос, контрольные

5.

январь

Соревнования

Участие в соревнованиях

6.

февраль

Умение находить угрозы противника и подготавливать свои

Опрос, проверка упражнений

7.

март

Знание правил игры в шашки

Опрос

8.

апрель

Проверка уровня игры. Умение находить и исправлять ошибки

Анализ партий между учащимися

Присвоение мест

Список  используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

                         Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список  используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

                         Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любители русского языка" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Любители русского языка" 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КЛЮЧ – клуб любителей чтения» в 4 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Литературная гостиная "КЛюЧ" – клуб любителей чтения» Программа курса внеурочной деятельности «Литературна...