Рабочая программа кружка "Хочу все знать" 1-4 классы.
рабочая программа (4 класс)

Новикова Наталья Николаевна

Программа расчитана на 4 года начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat_4_kl_2.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Хочу всё знать»

1-4 классы

3 часа в неделю

                                                             

2016-2020 уч. гг

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка......................................................................................3

2. Общая характеристика курса............................................................................5

3. Ценностные ориентиры содержания курса .......................................................6

4. Ожидаемые результаты изучения  курса ............................................................7

5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….…….7

6. Планируемые результаты изучения курса по классам………………….…...10

6.1. 1 класс…………………………………………………………………………10

6.2. 2 класс…………………………………………………………………………11

6.3. 3 класс…………………………………………………………………………11

6.4. 4 класс…………………………………………………………………………11

7. Содержание курса по классам...............................................................................12

7.1. 1 класс…………………………………………………………………………12

7.2. 2 класс…………………………………………………………………………14

7.3. 3 класс…………………………………………………………………………14

7.4. 4 класс…………………………………………………………………………14

8. Тематическое планирование по классам.......................................................14

8.1. 1 класс…………………………………………………………………………14

8.2. 2 класс…………………………………………………………………………17

8.3. 3 класс…………………………………………………………………………18

8.4. 4 класс…………………………………………………………………………20

9. Материально - техническое обеспечение......................................................21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
  2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  6. Письмо  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении  федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Современное начальное образование ставит  главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции  федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам  ребёнка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающегося  начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности.

   Развитие личности, её творческой индивидуальности и исследовательских способностей становится главной задачей системы образования.  Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого и исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.  

Всё более актуализируется проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников.

Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.

Программа  предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет (1-4 классы).

Это междисциплинарная программа. По содержанию она – дополнительная, по структуре – ступенчатая, по базовой технологии – личностно – развивающая.

Программа отражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов интеллектуальной деятельности в процессе обучения: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Она предусматривает оптимальное чередование развивающих методов: проблемных и исследовательских; активные формы обучения: деловые игры, диспуты, соревнования, клубные формы.

Новизна настоящей программы создаёт условия для развития познавательных потребностей учащихся, исследовательских способностей и психических качеств. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане.  

Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 3 часа в неделю в каждом классе, всего по 117 часов в 1-4 классах. Общее количество часов -  468 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.

 Цели программы:

  • Развитие обще интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития;
  • Формирование у детей устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению;
  • Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.

Задачи программы:

  • Формировать   умения и навыки выполнения нестандартных логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
  • Развивать  межпредметные связи, активно использовать знания,  полученные при изучении одного предмета в другом;
  • Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
  • Воспитывать  коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;
  • Раскрывать творческие способности детей;
  • Воспитывать  интерес к познавательной деятельности.

Реализация целей и задач определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ  +   УВЛЕЧЕНИЕ   +   САМОВЫРАЖЕНИЕ  +  ОБЩЕНИЕ  +    РАЗВЛЕЧЕНИЕ  =  ИНТЕЛЛЕКТ

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Формы  организации занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, портфолио достижений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В содержании  курса  интегрированы задания из различных областей знаний:  русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения,  представленные в игровой деятельности.  Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребёнок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Содержание включает в себя несколько разделов: тренировка психических процессов, развитие логического мышления, задачи геометрического характера, нестандартные задания алгебраического характера, игры, нестандартные задания логического характера, тренинг исследовательских способностей, исследовательская работа.

В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • Формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
  • Повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-  делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей..

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ПО КЛАССАМ

Учащиеся научатся:

  •   Находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  •   Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
  •    Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  •   Называть положительные и отрицательные качества характера;
  •   Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
  •   Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •   Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
  •   Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями;
  •   Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий;
  •   Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
  •   Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  •   Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
  •   Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

К концу обучения в 1 классе

Учащиеся должны научиться:

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • ставить вопросы;
  • классифицировать;
  • объяснять и защищать свои идеи.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять учебные задачи;
  • организовывать свою деятельность во времени;
  • распределять своё внимание, необходимое для успешного выполнения любой деятельности;
  • решать нестандартные задачи.

К концу обучения во 2 классе

Учащиеся должны научиться:

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выдвигать гипотезы, сравнивать;
  • делать выводы на основе простых   обобщений.

Учащиеся должны уметь:

  • совершенствовать способности в совместной деятельности;
  • использовать предложенные задания для развития своего интеллекта;
  • уметь работать в малых группах;
  • применять приемы саморегуляции, самоконтроля, самооценки.                                      

К концу обучения в 3 классе

Учащиеся должны научиться:

  • структурировать материал;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Учащиеся должны уметь:

  • испытывать себя в разных сферах совместной деятельности;
  • включаться в поисковую деятельность;
  • уметь анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

К концу обучения в 4 классе

Учащиеся должны научиться:

  • творчески применять знания в новых условиях;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • решать самостоятельно творческие задания.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать предложенные средства для развития своего интеллекта;
  • выполнять проекты по заданной теме.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО КЛАССАМ

В начале каждого занятия 10-15 минут отводится на повторение изученного в классе.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым годом задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

1 класс

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Первый раз в первый класс

10

III

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

IV

Развитие познавательных процессов

13

V

Формирование основных мыслительных операций

18

VI

По страницам творчества.

10

VII

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

33

VIII

Интеллектуальные «витаминки»

30

Итого

117

Структура занятия «Интеллектуальные «витаминки»

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.

3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

2 класс

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Окружающий мир

23

III

Математика

14

IV

Русский язык

20

V

Литературное чтение

9

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

49

Итого

117

3 класс

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

III

Развитие познавательных процессов

9

IV

Формирование основных мыслительных операций

13

V

Клуб художественного чтения.

31

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

61

Итого

117

4 класс

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Русский язык

25

III

Математика

25

IV

Литературное чтение

25

V

Окружающий мир

22

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

18

Итого

117

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ

1 класс (117 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Первый раз в первый класс (10 ч)

3

Знакомство. Введение знака «Поднятая рука». Формы устного ответа.

1

4

Умение договариваться. Умение выражать свои эмоции. Игры.

1

5

Знакомство и взаимодействие в группах.

1

6

Приветствия. Приветствие учителя. Школьные правили вежливости.

1

7

Взаимодействие в группах. Введение знака «Хор».

1

8

Лента школьного времени. Экскурсия по школе.

1

9

Введение знаков внимания: «Звонок», «+» и «–».

1

10

Введение знака «Мы готовы». Противоречие «люблю – не люблю».

1

11

Спор и ссора (умение вести дискуссию).

1

12

Учимся спорить. Инсценирование коротких диалогов.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч)

13

Графический диктант. Игры.

1

Развитие познавательных процессов (13 ч)

14

Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

15

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

16

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

20

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

1

21

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

22

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка внимания.

1

23

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

24

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

25

Развитие логического мышления. Совершенствование логических операций.

1

26

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.

1

Формирование основных мыслительных операций (18 ч)

27

"Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов.

1

28

"Что скрывает сорока?"  Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа.

1

29

"Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов.

1

30

"Карусель загадок".  Обучение разгадыванию и составлению загадок.

1

31

"Путешествие в сказку".  Решение логических задач о сказочных героях.

1

32

Секреты анаграммы.

1

33

Крылатые слова.

1

34

Пословица недаром молвится.

1

35

Антонимы.

1

36

Веселая арифметика. Решение задач-шуток.

1

37

Синонимы.

1

38

Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек.

1

39

"Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов.

1

40

Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач)

1

41

Игра "Что? Где? Когда?"

1

42

Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток.

1

43

Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

1

44

Игра "Самый умный".

1

По страницам творчества (10 ч)

45

Моделирование сказки  "Три поросенка".

1

46

Играем в "ромашку".

1

47-48

Содержание русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Варианты окончания сказки.

2

49

Инсценирование ситуации с помощь  жестов и мимики.

1

50

Геометрические фигуры, их особенности.

1

51

Содержание русской народной сказки "Маша и Медведь".

1

52

Изображение несуществующего животного. Конкурс рисунков.

1

53

Что такое "имя - перевертыш", "сказка - винегрет"?

1

54

Занимательные игры.

1

Работа на платформе УЧИ.РУ (33 ч)

55-60

Числа и счёт.

6

61-70

Сложение и вычитание до 10.

10

71-75

Геометрия.

5

76-87

Учимся решать олимпиадные задачи.

12

Интеллектуальные «витаминки» (30 ч)

88

Витамин A

1

89

Витамин B

1

90

Витамин C

1

91

Витамин D

1

92

Витамин E

1

93

Витамин F

1

94

Витамин G

1

95

Витамин H

1

96

Витамин I

1

97

Супервитамин 1

1

98

Витамин J

1

99

Витамин K1

1

100

Витамин L

1

101

Витамин M

1

102

Витамин K

1

103

Витамин N

1

104

Витамин P

1

105

Витамин Q

1

106

Витамин R

1

107

Супервитамин 2

1

108

Витамин S

1

109

Витамин T

1

110

Витамин U

1

111

Витамин V

1

112

Витамин W

1

113

Витамин X

1

114

Витамин Y

1

115

Витамин Z

1

116

Витамин K2

1

117

Супервитамин 3

1

2 класс (117 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Окружающий мир (23 ч)

3-5

Природа.

3

6-20

Увлекательная география.

15

21-25

Земля – наш общий дом.

5

Математика (14 ч)

26-28

Математика – царица наук.

3

29-33

«Занимательная математика».

5

34-39

«Интересные задачи»

6

Русский язык (20 ч)

40-42

Письма и письмена.

3

43-49

В царстве фонем.

7

50-54

В мире морфем.

5

55-59

Память и грамотность.

5

Литературное чтение (9 ч)

60-62

«Я знаю силу слова…»

3

63-64

В мире Поэзии.

2

65-66

Поэзия и живопись.

2

67-68

Музыка в поэзии.

2

Работа на платформе УЧИ.РУ (49 ч)

69-72

Круглые числа до 100.

4

73-79

Числа и счёт до 100.

7

80-87

Сложение  вычитание до 20. Разные способы.

8

88-92

Сложение и вычитание до 100 без перехода через десяток.

5

93-96

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Подготовка.

4

97-103

Сложение и вычитание до 100 с переходом через десяток.

7

104-106

Сложение и вычитание столбиком. Введение.

3

107-109

Умножение. Введение.

3

110-113

Уравнения. Введение.

4

114-117

Решаем олимпиадные задачи прошлых лет.

4

3 класс (117 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч)

3

Графический диктант. Игры.

1

Развитие познавательных процессов (9 ч)

4

Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки.

1

5

Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

6

Тренировка зрительной памяти. "Найди число в слове". Развитие мышления.

1

7

Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы". Совершенствование мыслительных операций.

1

8

Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений".

1

9

Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

10

Тренировка зрительной памяти.  "Общее окончание". Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

11

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

12

Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди закономерность".

1

Формирование основных мыслительных операций (13 ч)

13

Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел".

1

14

Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово".

1

15

Совершенствование воображения. Развитие

наглядно-образного мышления". Магические квадраты".

1

16

Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!"

1

17

Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью фигур".

1

18

Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву".

1

19

Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы".

1

20

Развитие логического мышления.  Собери по частям.

1

21

Совершенствование воображения.

1

22

Развитие быстроты реакции. "Найди слова"

1

23

Развитие концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц".

1

25

Тренировка слуховой и зрительной  памяти.

1

Клуб художественного чтения (31 ч)

26-27

Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

2

28-30

Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.

3

31-33

Речь монологическая и диалогическая.  Деление текста на логические части.

3

34-35

Рассказывание, как один из видов декламации.

2

36-37

Логика речи.

2

38-39

Публичное выступление.

2

40-42

Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.

3

43-44

Индивидуальное исполнительское мастерство.

2

45-46

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

2

47-48

В мире Поэзии.

2

49-50

Поэзия и живопись.

2

51-52

Музыка в поэзии.

2

53-56

И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни.

4

Работа на платформе УЧИ.РУ (61 ч)

57-68

Числа и счёт до 1000.

12

69-71

Сравнение чисел до 1000.

3

72-77

Разные способы вычислений до 100.

6

78-84

Сложение столбиком двузначных и трёхзначных.

7

85-91

Вычитание столбиком двузначных и трёхзначных.

7

92-96

Сложение столбиком многозначных чисел.

5

97-102

Вычитание столбиком многозначных чисел.

6

103-106

Умножение в столбик на однозначное.

4

107-113

Деление в столбик на однозначное.

7

114-117

Решаем олимпиадные задачи прошлых лет.

4

4 класс (121 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Русский язык (25 ч)

3-5

Клуб любителей русского языка.

3

6-7

Выполнение заданий по языкознанию.

2

8-10

Куда летят крылатые слова.

3

11-13

Пернатые друзья.

3

14-15

Олимпийские игры современности.

2

16-17

Да здравствует абракадабра.

2

18-20

Поговорим, друзья, о кроссворде.

3

21-22

Чудо-словари.

2

23-25

Клуб любителей головоломок.

3

26-27

Устойчивые выражения и их образы.

2

Математика (25 ч)

28-30

Клуб любителей головоломок.

3

31-33

Решение математических заданий на развитие логического мышления.

3

34-35

Решение задач по математике для 4 класса интеллектуального характера.

2

36-38

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

3

39-41

Олимпийские игры современности.

3

42-44

Задачи геометрического характера.

3

45-46

О времени и о часах.

2

47-49

«Мозговой» штурм.

3

50-52

Букет увлекательных задач

3

Литературное чтение (25 ч)

53

Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.

1

54-57

Путешествие в мир Пушкинских сказок.

4

58-61

Путешествуем в зиму.

4

62-65

Поговорим, друзья, о кроссворде.

4

66-69

Олимпийские игры современности.

4

70-72

Сочиняем истории.

3

73-74

Праздник Ивана Купалы.

2

75-77

Клуб любителей головоломок.

3

Окружающий мир (22 ч)

78-80

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

3

81-82

Мы и государство

2

83-84

Поговорим об экологии

2

85-87

Вода в нашей жизни

3

88-89

Матушка-землица

2

90-91

Учимся наблюдать. Экскурсия.

2

92-93

Олимпийские игры современности

2

94-97

Интеллектуальный клуб мыслитель

4

98-99

Ожившие предметы

2

Работа на платформе УЧИ.РУ (22 ч)

100-105

Сложение и вычитание столбиком.

6

106-111

Умножение и деление столбиком на однозначное число.

6

112-117

Умножение и деление столбиком на двузначное число.

6

118-121

Умножение на трёхзначное число.

4

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-  список используемой литературы: 

  1. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни/ Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Московский центр качества образования, 2010.
  2. В.Волина «Русский язык» Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  3. В.Волина 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-пресс, 1996.
  4. В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.
  5. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
  7. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
  10. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
  11. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  12. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  13. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: РОСТ, 2011.
  14. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: РОСТ, 2011.
  15. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: РОСТ, 2013.
  16. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: РОСТ, 2013.
  17. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  18. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
  19. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  20. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  21. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
  22. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
  23. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под  редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
  24. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
  25. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2010.
  26. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
  27. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2011
  28. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. -  Самара: Учебная литература, 2010.
  29. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
  30. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
  31. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
  32. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. -  Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.  
  33. В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». – М.: Просвещение, 1975.
  34. Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Пособие для учителей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. 
  35. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

- печатные пособия:

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой  в рабочей  программе курса (в том числе в цифровой форме).
  2. Словари различного назначения.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.

- технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.

- экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи  и видеозаписи материалов, необходимых для  занятий.
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

- интернет – ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс] http://www.booklinks.ru/
  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
  5. Образовательная платформа УЧИ.Ру https://uchi.ru/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....