Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
    рабочая программа на тему

    Аипова Рабия Мунировна

    Паспорт рабочей программы

    Тип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     

    Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах

    Категория обучающихся: 1б класс – 3б класс.

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 1б класс - 99часаов

                                                     3б класс – комплект 68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1 б класс - 3 часа в неделю

                                 3б класс-  2 часа в неделю.

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

     

    Введение

         Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР,ОГКОУШ № 39,2018г.

         Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

        Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

    «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

    Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №_______от_______

    Руководитель____МяннановаГ.А.

    Согласовано

    Заместитель директора по

    УВР филиала ОГКОУШ  №39

    __________МозговаЮ.Е.

    Утверждена

    Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №___от____

    Директор_________ПономареваМ.Н.

    Рабочая программа по учебному предмету

    «Речь и альтернативная коммуникация»

    предметная область

     «Язык и речевая практика»

    для обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

    Вариант 2

    1б класс/

    3 б класс

    Составитель программы:

    Аипова Р.М.

                                           Ульяновск 2018

    Содержание

    1.Паспорт рабочей программы

    2.Введение

    3.Пояснительная записка

    4.Планируемые предметные и личностные результаты

    5.Базовые учебные действия.

    6.Содержание рабочей программы

    7.Учебно-тематическое планирование

    8.Перечень материально-технического обеспечения

    9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

    10.Лист внесения изменений

    Паспорт рабочей программы

    Тип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

    Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах

    Категория обучающихся: 1б класс – 3б класс.

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 1б класс - 99часаов

                                                     3б класс – комплект 68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1 б класс - 3 часа в неделю

                                 3б класс-  2 часа в неделю.

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

    Введение

         Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР,ОГКОУШ № 39,2018г.

         Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

        Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

    Пояснительная записка

         Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

         Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

         Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

         Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

         Реализация содержания учебного предмета позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

         Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

        Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рукав-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

         Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью, и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

         Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

        Учебный предмет включает 3 раздела:

     - коммуникация,

     - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

     - чтение и письмо.

        Задачи предмета.

        В разделе «Коммуникация»:

     - формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

        В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

     - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

     - формирование доступных (включая альтернативные средства коммуникации) видов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

         В разделе «Чтение и письмо»:

    - развитие ручной и мелкой моторики,

    - учение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

    - развитие слухового внимания и слухового восприятия,

     - формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

    Планируемые личностные и предметные результаты

    Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися:

    - эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

    - зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

    - интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым;

    - положительное отношении е к учебным занятиям;

    - заинтересованность в восприятии учебного плана;

    - мотивированность своих действий;

     Предметные:

    - использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;

    - проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

    - выполнение действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;

    - понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

    - умение использовать усвоенный словарный и фразовый запас в коммуникативных ситуациях.

    Базовые учебные действия

         Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

    - выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

    - поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    - использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

    - выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

    Содержание рабочей программы

         Программа включает следующие разделы:

    «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

    Коммуникация: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

    Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).Реагирование на собственное имя.Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание простых предложений.

    Чтение и письмо: рисование вертикальных линий; рисование горизонтальных линий; рисование наклонных линий; рисование волнистых линий; обведение по трафарету простых предметов; обведение клеточек.

    Учебно-тематическое планирование

    1 б класс – 99 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (24 часа)

    1

    СказкаГ.Остера «Как тебя зовут»

    3

    2

    Кто как подает голос (звукоподражание)

    3

    3

    Школьные принадлежности

    3

    4

    Подготовка руки к письму. Рисунки на песке.

    3

    5

    СказкаТри поросенка

    3

    6

    Осень. Работа с сюжетной картиной.

    3

    7

    Подготовка руки к письму Рисование на песке.

    3

    8

    Осень. Работа с предметными картинками

    3

    2 четверть (24 часа)

    1

    Сбор урожая. Работа с предметными картинками.

    3

    2

    Прослушивание сказки про Машу и Сашу

    3

    3

    Подготовка руки к письму.

    3

    4

    Подготовка руки к письму. Рисование по контуру.

    3

    5

    Праздник «Новый год»

    3

    6

    Подготовка руки к письму (трафареты)

    3

    7

    «Как тебя зовут?» Глобальное чтение.

    3

    8

    Зима. Работа с предметными картинками.

    3

    3 четверть (27 часов)

    1

    Зима. Работа с предметными картинками

    3

    2

    Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

    3

    3

    Дикие животные (работа с предметными картинками).

    3

    4

    Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо)

    3

    5

    Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

    3

    6

    Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном..»

    3

    7

    Праздник 8 марта

    3

    8

    Подготовка руки к письму (трафареты)

    3

    9

    Домашние животные (работа с предметными картинками)

    3

    4 четверть (24 часа)

    1

    Весна. Работа с предметными картинками

    3

    2

    Весна. Работа с сюжетной картинкой

    3

    3

    Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

    3

    4

    Цветы. Работа с предметными картинками.

    3

    5

    Стихотворение «Одуванчик».

    3

    6

    Подготовка руки к письму

    3

    7

    Насекомые. Работа с предметными картинками

    3

    8

    Сказка «Муха-Цокотуха»

    3

    Итого:     99 часов

    Учебно-тематическое планирование

    3 б класс –68 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (16 часов)

    1

    СказкаГ.Остера «Как тебя зовут»

    2

    2

    Кто как подает голос (звукоподражание)

    2

    3

    Школьные принадлежности

    2

    4

    Подготовка руки к письму. Рисунки на песке.

    2

    5

    СказкаТри поросенка

    2

    6

    Осень. Работа с сюжетной картиной.

    2

    7

    Подготовка руки к письму Рисование на песке.

    2

    8

    Осень. Работа с предметными картинками

    2

    2 четверть (16 часов)

    1

    Сбор урожая. Работа с предметными картинками.

    2

    2

    Прослушивание сказки про Машу и Сашу

    2

    3

    Подготовка руки к письму.

    2

    4

    Подготовка руки к письму. Рисование по контуру.

    2

    5

    Праздник «Новый год»

    2

    6

    Подготовка руки к письму (трафареты)

    2

    7

    «Как тебя зовут?» Глобальное чтение.

    2

    8

    Зима. Работа с предметными картинками.

    2

    3 четверть (20 часов)

    1

    Зима. Работа с предметными картинками

    2

    2

    Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

    2

    3

    Дикие животные (работа с предметными картинками).

    3

    4

    Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо)

    2

    5

    Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

    2

    6

    Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном..»

    2

    7

    Праздник 8 марта

    2

    8

    Подготовка руки к письму (трафареты)

    2

    9

    Домашние животные (работа с предметными картинками)

    3

    4 четверть (16 часов)

    1

    Весна. Работа с предметными картинками

    2

    2

    Весна. Работа с сюжетной картинкой

    2

    3

    Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

    2

    4

    Цветы. Работа с предметными картинками.

    2

    5

    Стихотворение «Одуванчик».

    2

    6

    Подготовка руки к письму

    2

    7

    Насекомые. Работа с предметными картинками

    2

    8

    Сказка «Муха-Цокотуха»

    2

    Итого:                                                                                      68 часов

    Материально-техническое оснащение предмета:

    - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

    - компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;

    -информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, ―Boardmaker‖, ―Alladin‖ и др.), компьютерные программы символов (например, ―Bliss‖); компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

    - аудио и видеоматериалы.

    Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Цель:        

    1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

     2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

            

    Личностные результаты:

    Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

    Результаты:

    • 0 баллов - нет продвижения;
    • 1 балл – минимальное продвижение;
    • 2 балла – среднее продвижение;
    • 3 балла – значительное продвижение.

    Предметные результаты

    Бальная система оценки:

    • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
    • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
    •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
    • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
    • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
    • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

    Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

    В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

    Например:

    «выполняет действие самостоятельно»,

    «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

    «выполняет действие по образцу»,

    «выполняет действие с частичной физической помощью»,

    «выполняет действие со значительной физической помощью»,

    «действие не выполняет»;

    представление:

    «узнает объект»,

    «не всегда узнает объект» (ситуативно),

    «не узнает объект».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

    Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

    Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

    АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

    Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

    Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

    Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...