«Лесные звери»
план-конспект на тему

Черникова Светлана Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx224.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Лесные звери»

Цель:  закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте их проживания; развивать речь.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей умение  называть и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

 уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, месте обитания (бельчонок рыжий, живет в дупле; медвежонок – в берлоге; заяц серый, живет под кустом; лисенок в норе; волчонок – в логове);

формировать звуковую культуру речи, употреблять в речи труднопроизносимые слова (логово).

 Развивающие:
развивать связную диалогическую речь; умение отвечать на вопросы, различать и выделять
 в  словосочетаниях  прилагательные с существительными в роде и числе;

укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения  звука «с»;

развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую  моторику детей.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к обитателям живой природы.

Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, серый, рыжий, косолапый, мохнатый.
 Материалы и оборудование:

Набор картинок «дикие животные », «лесная поляна», фломастеры, листы с изображением животного и его дома.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

-Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу!  Утром на мой телефон пришло сообщение. Хотите узнать от кого оно? (Да)

-Давайте я прочитаю, а вы  послушайте его.

Воспитатель читает сообщение:

«Здравствуйте, ребята! Мы потерялись. Нам нужна ваша помощь. Живем мы в лесу, у каждого из нас свой дом. Мы хотим скорее найти свой дом и своих родителей. Помогите нам!»

-Как вы думаете, кто же  из лесных жителей мог потеряться? (ответы детей)

-Почему лесные детеныши потерялись?

- Ребята, вы хотите  помочь лесным зверятам? (да)

-А мы справимся? (да)

-Давайте узнаем, кто же  просит нас о помощи.

Закрываем  глаза и произносим волшебные слова: «Раз, два, три  покружись и в весеннем лесу очутись!»

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1)уточнить представления детей о диких животных: внешний вид, место обитания; развивать связную диалогическую речь;

2)повторить умение детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей;  3)укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения  звука «с»;

4) тренировать мыслительные операции – сравнение и анализ, развивать внимание, воображение.

-Вот мы и в весеннем лесу.

 Речевая игра  «Весна пришла»

 Мы тихонько в лес зайдем (ходьба на месте)

 Что же мы увидим в нем? (повороты головы влево, вправо)

 Весной деревья подрастают (поднимают руки вверх),

 К солнцу ветки направляют.

 Ветер сильный налетает

 И деревья он качает (покачивание рук)

 Тише, тише не шуми

 Лесных зверей хотим найти.

 - Лес – это дом для птиц, насекомых и  зверей. Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

 - Почему их так называют? (потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду)

- Давайте назовем  их (заяц, белка, лиса, волк, медведь).

Воображаемая ситуация.  

Дидактические задачи: развивать фантазию, умение изображать состояние ребенка с помощью жестов и мимики.

-Ребята, давайте возьмем  бинокль (изображают) и посмотрим,  где же наши потерявшиеся животные.

-Кто это?  (бельчонок)

         -Бельчонок – он, какой? (рыжий, маленький, красивый, ловкий)

         -Как называется дом бельчонка?  (дупло)

         -Давайте посмотрим,  правильно ли вы сказали.

         -Представьте себе, что бельчонка вы взяли на руки – погладьте его, он маленький, хочет к маме. Как зовут его маму? (белка)

 -Белки устраивают себе домик высоко на дереве. Давайте, вместе покажем, как высоко и малыша аккуратно отдадим  в домик к маме (встают на носочки).

           - Как вы думаете, почему дупло белки находится так высоко? (чтоб другие звери не могли достать ни ее, ни ее малышей)

-Бельчонку мы  помогли, теперь он в своем домике.

-Кто еще у нас потерялся?

-Медвежонок - он, какой? (коричневый, маленький, пушистый, неуклюжий)

 -Как называется дом медвежонка? (берлога)

- Да, зимой медведь спит в берлоге  - вот так   (показывает

-Как зовут  маму медвежонка? (медведица)

-У мамы  медведицы  зимой  появляются  в берлоге медвежата,  и она кормит  их молоком. 

-А весной выводит на полянку погреться на солнышке. Потом они все вместе  пойдут по лесу в поисках пищи. Наш мишка  побежал к своей маме.

- Мама отличается от своего детеныша.

Игра «У медведя есть глаза, у медвежонка – глазки» 

(нос - носик, уши - ушки, лапы-лапки, хвост – хвостик).

-Кто здесь сидит и дрожит?  

-Зайчонок - он, какой? (серенький, маленький, пушистый, с длинными ушками)

-Где живет зайчик? (под кустом)

-У зайки нет  домика, под кусточком  или в  небольшой ямке  он поспал и убежал.

-Как зовут его маму? (зайчиха)

-Скачи скорее к маме!

-Почему у зайца шубка весной серая, а не белая? (ответы детей). Давайте проведем небольшой эксперимент и проверим. У меня две картинки, этот зайчик какой (серый), а этот какой (белый). Здесь весенняя полянка. Какому зайчику легче спрятаться весной от лисы или волка? (воспитатель накладывает зайчика на  поляну).

–Значит, серенькая шубка весной зайчику  нужна, чтобы выжить в лесу.

Музыкальная  физминутка  «Пляска лесных зверят»

Дидактические  задачи: организовать активный отдых детей, развивать творческие способности.

 -Кому же еще мы  поможем найти свой дом?

-Лисенок - он, какой? (рыжий, маленький, красивый, хитрый, пушистый)

 -Как называется дом лисенка? (нора)

-Вход в нору узкий, длинный, а внутри нора просторная, удобная. Как зовут  маму лисенка? (лиса)

-Видите, как она рада, что нашелся ее малыш.

Зачем лисе такой длинный, пушистый хвост? (следы заметать)
Давайте, вместе покажем, как лиса ходит и следы заметает.

-Су-су-су – мы видели лису  

-Са-са-са - всех запутала она,         

следы хвостом замела  (показ и повтор за воспитателем)

 -Пойдем   дальше, может  еще  кто-то  потерялся?  

-Волчонок - он, какой? (серый, маленький, пушистый)

3.Затруднение в игровой ситуации.

          Дидактические задачи:

         1)создать мотивационную ситуацию для  формирования звуковой      культуры  речи, употребления в речи труднопроизносимого  слова (логово);

         2)сформировать опыт под руководством воспитателя  фиксации затруднения, понимания его причины;

          3) развивать - зрительное и слуховое восприятие;

-Как называется дом волчонка? (мы не знаем)

- Значит  это нам нужно узнать? (да)

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи: 

1)актуализировать  способ действия в ситуации затруднения - «спросить у того, кто знает»;

2) формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять в речи труднопроизносимые слова (логово);

3) сформировать опыт  самостоятельного открытия  и эмоционального переживания радости открытия;

- Что нужно сделать, если чего-то  не знаешь, но очень хочешь узнать?

 (надо спросить у того,  кто знает)

- Дом волка называют – волчье логово.

Запомните, ребята это новое слово, давайте вместе скажем логово.

(хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Волки живут и охотятся стаями, свое логово они сооружают под корнями деревьев  в густых зарослях.

 -Как зовут  маму волчонка? (волчица)

- Видите, как они рады, что нашлись.

-Волк-волк - волк  в логове живет  волк,

Волк  завыл – у-у-у стало тихо в лесу (тихо – громко).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1)формировать умение пользоваться  картинками – схемами животных  для закрепления мест их обитания;

2)развивать речь, фантазию, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;

Игра «Кто, где живет?»

- Где живет волк? (в логове)

 - Проводим дорожку от картинки животного к  его домику  (вместе с детьми находим домики животных: лисе – нора, медведю – берлога, белке – дупло, зайцу – куст).

-Молодцы, вы  помогли всем малышам найти свой дом.

-Они все  очень рады, давайте назовем всех наших  потерявшихся  зверят.

Пальчиковая игра «Веселые зверята»
  Это - зайчонок,  это бельчонок (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).  
  Это -  лисёнок, это  - волчонок.
  А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем) 
  Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

- Нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза и произнесем слова: «Раз, два, три покружись и в детском саду окажись!».

- Вот мы снова в детском саду, присаживайтесь на стульчики.

5. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

-Где вы сегодня побывали? (в лесу)

-Кому и чем смогли помочь? (помогли  малышам найти свой дом и маму)

-Молодцы,  ребята, вам удалось  помочь зверятам найти свои домики и родителей. Вы тоже никогда не убегайте от своих мам, это очень опасно остаться без родителей в незнакомом месте.

-Посмотрите, какая у нас в группе  замечательная картина, но кого-то здесь не хватает. Как вы думаете, кого? (диких животных)

-Давайте поиграем с ними, они погуляют по лесной полянке, а потом мы  проводим  животного до его дома. (Игра на закрепление в самостоятельной деятельности).

 

IMG_20160321_144949


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"

Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы:                            ...

урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...

Жизнь лесных зверей зимой

Урок по окружающему миру в 1 классе  по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....

ЦОР "О лесных зверях" окружающий мир. 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе, УМК "Начальная школа XXI  века". ...

Жизнь лесных зверей зимой

Материал об особенностях жизни зверей зимой...

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС  УМК "ПНШ"...

Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"

Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...