Рабочая программа "Умники и умницы". 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Букатова Олеся Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rps_3_klass.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа внеурочной деятельности  по курсу "Развитие познавательных способностей", составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании писем Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03- 296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО" и Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г.    № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополни-тельных общеобразовательных программ", основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха "Средней общеобразовательной школы № 5" и на основе развивающего  курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. "Юным умникам и умницам".

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Особенность курса – задания неучебного характера, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

      Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Система представленных  заданий (задач и упражнений) позволяет решить:

познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных и навыков.

развивающий аспект

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  • развитие двигательной сферы.

воспитывающий  аспект        

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции»).

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения:

  • самостоятельно действовать,
  • принимать решения,
  • управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены  таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это значит, что возникает интерес к учёбе.

     Программа рассчитана на младших школьников – возраст 6,5 – 11 лет.

Срок реализации программы  - 4 года (из расчета 1 час в неделю):

1 год –33 часа,

2 год - 34 часа,  

3 год – 34 часа,

4 год – 34 часа,

Программа реализуется в системе внеурочной деятельности учащихся в рамках общеинтеллектуального направления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения по курсу является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество  народов  и  уважение к многообразию их культур

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Тренировка психических процессов. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания геометрического характера. Уникурсальные кривые. Составление и моделирование предметов.  Построение фигур из счетных палочек.  Построение фигур из конструктора "монгольская игра", "танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера. Арифметический шифр.  Математический фокус.  Арифметические лабиринты с воротами.  Математические ребусы. Магические квадраты 3*3.

Нестандартные задания логического характера. Анаграмма. Комбинаторные задачи. Задачи с альтернативным условием. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

курса «Развитие познавательных способностей»  

Форма организации внеурочной деятельности: занятие.    

Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность.

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные задания. Занятия направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

В 3___ КЛАССЕ  (34 часа, 1 час в неделю)

дата

Тема

Ко-во часов

  Плани

руемая

Факти

ческая

12.01-20.01

Совершенствование мыслительных операций

1

12.01-20.01

Тренировка зрительной памяти.

1

23.01-27.01

Развитие логического мышления.  Обучение поиску зако-номерностей.

1

23.01-27.01

Совершенствование воображения.

1

30.01-03.02

Развитие наглядно-образного мышления.

1

30.01-03.02

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

06.02-10.02

Развитие быстроты реакции.

1

06.02-10.02

Развитие аналитических способностей и способности рас-суждать.

1

13.02-17.02

Развитие концентрации внимания. Совершенствование

мыслительных операций.

1

13.02-17.02

Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти.

1

20.02-22.02

Тренировка зрительной памяти.

1

20.02-22.02

Совершенствование мыслительных операций.

1

27.02-03.03

Развитие логического мышления.

1

27.02-03.03

Обучение поиску закономерностей. Развитие способности рассуждать.

1

06.03-10.03

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

06.03-10.03

Развитие наглядно-образного мышления. Задания по пере-кладыванию спичек.

1

13.03-17.03

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

13.03-17.03

Развитие способности рассуждать.

1

20.03-24.03

Тренировка концентрации внимания.

1

20.03-24.03

Совершенствование мысли-тельных операций.

1

03.04-07.04

Тренировка внимания

1

03.04-07.04

Развитие способности рассуждать.

1

10.04-14.04

Тренировка слуховой памяти.

1

10.04-14.04

Совершенствование мыслительных операций.

1

17.04-21.04

Тренировка зрительной памяти

1

17.04-21.04

Совершенствование мыслительных операций.

1

24.04-28.04

Развитие логического мышления.

1

24.04-28.04

Обучение поиску закономерностей.

1

02.05-05.05

Совершенствование вообра-жения. Ребусы.

1

02.05-05.05

Развитие наглядно-образного мышления. Задания по пере-кладыванию спичек.

1

10.05-12.05

Развитие аналитических способностей и способности рас-суждать.

1

15.05-19.05

Совершенствование мыслительных операций.

1

15.05-19.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, вооб-ражения.

1

22.05-29.05

Выявление уровня развития памяти и мышления.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...

Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"

Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в в...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам".

Материал содержит рабочую программу для 1 класса по курсу О.А.Холодовой "Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика", рабочие тетради в 2-х частях, методическое пособие к рабочим тетрадям...

Программа внеурочной деятельности Умники и умницы класс

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и э...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...