паспорт кабинета
учебно-методическое пособие на тему

Кобыляцких Вера Станиславовна

Паспорт кабинета начальных классов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»

 Тальменского района Алтайского края

«Согласовано»

«Утверждаю»

На заседании педагогического совета

Директор МКОУ

 «Новотроицкая СОШ»

Протокол №1 от 31.08.16

С.В.Жариков______________________

Приказ  № 103 от 31.08.16

Рабочая программа  факультатива

«В мире книг»

(общеинтеллектуальное  направление внеурочной деятельности)

для учащихся  7 лет-8 лет

 срок реализации - 1 год

                                                                      Программу разработала:

 учитель начальных классов

В.С.Кобыляцких

                                                                                                2016 год

                                            Пояснительная записка

    За основу программы взят ФГОС начального образования, концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планирование результатов начального общего образования, Закон РФ « Об образовании, Примерные программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н. Ф.Виноградовой.

  Образовательная внеурочная деятельность факультатива «В мире книг» организована  по  направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»

 Цель курса: расширить читательское пространство учащихся, реализовать дифференцированное обучение и развивать индивидуальные возможности каждого ребёнка, воспитывать ученика – читателя.

Задачи:  

-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

 - расширение литературно – образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;

Новизна и актуальность заключается в том, что содержание соответствует требованиям предъявляемым ФГОС, ориентированы на становление личностных характеристик школьников, умеющих учиться, осознающих важность образования  для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике.

Программа помогает решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.    

. Основные виды деятельности учащихся:

-      познавательная деятельность

-      практическая работа;

-      проектная деятельность

-      самостоятельная работа;

-      работа в парах, в группах;

-      творческие работы

Место  факультатива  в учебном плане.

Программа рассчитана на 32 часа в год в 1 классе и по 33 занятия в 2-4 классах, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.  Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 7 -8лет с учётом пожеланий детей и родителей.

 .

Способы оценки достижения планируемых результатов:

- участие в конкурсах, викторинах,  выполнение творческих работ.

Методическое обеспечение.

-кабинет для занятий;

-домашняя библиотека;

-школьная библиотека;

- сельская библиотека;

-детские периодические и электронные издания;

-словари, справочники, энциклопедии.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

– создания возможности для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

– формирование основ самостоятельной читательской деятельности;

–  формирование умения рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических);

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях, обогащая читательский опыт и эрудицию.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие воображения, памяти, внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

_формирование потребности в систематическом чтении,

_ использование разных видов чтения( сознательного, изучающего, выборочного, поискового);

        -развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности мышления.

Метопредметные результаты

-уметь работать с книгой ,пользуясь алгоритмом учебных действий;

-уметь самостоятельно работать с новым произведением;

-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книг;

-отбирать книги по теме ,жанру и авторской принадлежности,

-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом;

-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою этическую позицию;

-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою точку зрения;

-участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков;

-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

-находить книгу в открытом библиотечном фонде;

-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу – сборник с книгой – произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

-пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

№ п/ п

Тема

Содержание

1

Здравствуй, книга

Знакомство с учебной книгой, элементами структуры учебной книги (обложкой, титульным листом, оглавлением), аппаратом ориентировки, правилами пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?»

 Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники – оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

2

Здравствуй, книга

Книгочей- любитель чтения.

Знакомство с книгой – произведением: обложкой, информацией о книге. Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

3-4

Книги о Родине и родной природе

Знакомство с книгами о Родине, о родной природе детских писателей (книга – произведение и книга – сборник).Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,, чтение или слушание). Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я библиотекарь».

5

Писатели детям

Книги о твоих ровесниках

Знакомство с книгами детских писателей – классиков (А Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев). Библиотечный урок «Дети – герои детских книг». Выставка книг. Книги – сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и др. писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс – кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях – ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай – кА», «Зёрнышко» (электронная версия)

Библиотечные плакаты «Герои – ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев – сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях».

6-7

Писатели детям

Книги о твоих ровесниках

Знакомство с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.) Инсценирование  картин – эпизодов из выбранной книги.

8

Народная мудрость. Книги - сборники

Знакомство с книгами – сборниками малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Книги- сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах)

9

Народная мудрость. Книги – сборники.

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку»

10-12

По страницам книг В.Сутеева

Знакомство с книгами В.Сутеева (книги – сборники, книги – произведения). Структура книги – сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги – сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

13-15

Сказки народов мира

Знакомство с книгами – сборниками «Русские народные сказки» Книги – произведения. Сказки  России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики – сказки (коллективная  проектная деятельность).

16-18

Книги русских писателей – сказочников

Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей – сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

19-21

Детские писатели

Книги о детях и для детей

Знакомство с книгами С.Я.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К.Чуковский детям: книги – произведения, книги – сборники. Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина Книги – сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журнала.

Книги  – сборники о детях и для детей. (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.)

Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н. Сладков и др.)

Книги – сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С. Маршак, С.Михалков, А.Барто).

22-24

Сказки зарубежных писателей

Знакомство с книгами Ш.Перро. Книга – произведение. Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга – сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин – эпизодов из выбранной книги.

25-26

Книги – сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и для детей. Книги – сборники А.Л.Барто, В.Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге- сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?» Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».

27-29

Дети – герои книг.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

Дети – герои сказок. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н.Толстого «Приключение Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок.

Дети – герои рассказов ( В.Осеева «Мушка», Е.Пермяка «Первая рыбка», В.Осеева «Совесть», Н.Носова «Мишкина каша», В.Драгунского «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети – герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй», Я.Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини – проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

30-33

Книги о животных

По страницам любимых книг

Знакомство с книгами – сборниками о животных. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.  Книга В.Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга – сборник И.Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги – сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

 Учебно-тематический план (1класс)

 п/ п

Тема

Всего

часов

Из них

Теория

Практика

Примечание

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

1

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга- произведение)

1

1

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

1

1

4

Книги о Родине и о природе.

1

1

5

Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник.

1

1

6

Книги – сборники писателей – классиков о детях

1

1

7

Книги современных писателей о детях

1

1

8

Потешки, шутки и считалки. Книги – сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

1

1

    9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку»

1

1

10

Творческая работа «Сочини загадку», «Посчитай», «Отгадай загадку».

1

1

11

По страницам книг В.Сутеева (книги – сборники, книги – произведения).

1

1

12

В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

1

1

13

Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

1

1

14

Народные сказки. Инсценирование знакомых сказок.

1

1

1

15

Книга – сказка. Большеформатные книги с одним произведением

1

1

16

Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе.

1

1

17

Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения Буратино».

1

1

18

По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев – кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

1

1

19

Книги С.Я.Маршака. Выставка книг.

1

1

1

20

Книги – сборники произведений К.Чуковского.

1

1

21

Е.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг.

1

1

22

Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

1

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

1

1

24

В гостях у сказки.

1

1

25

Стихотворения для детей. Книги – сборники.

1

1

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

1

27

Дети – герои книг детских писателей.

1

1

28

Литературная игра «Вопросы и ответы»

1

1

29

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

1

1

30

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

1

31

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

1

1

32

Выставка книг.

1

1

33

По страницам любимых книг

1

1

                                    Итого:

33

24

13

Учебно-тематический план (2 класс)

 п/ п

Тема

Всего

часов

Из них

Теория

Практика

Примечание

1

Роль книги в жизни человека

1

1

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

1

3

Структура книги (элементы книги)

1

1

4

Экскурсия в библиотеку (районную)

1

1

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

1

1

6

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

1

7

Книги В.Осеевой. Книга – сборник.

1

1

8

Книги Е.Пермяка. Титульный лист.

1

1

    9

Книги Н.Носова. Типы книг.

1

1

10

Книги В.Драгунского. Аппарат книги.

1

1

1

11

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)

1

1

12

Книги – сборники. Малые жанры фольклора.

1

1

13

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении

1

1

1

14

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку»

1

1

1

15

Скороговорки и чистоговорки.

1

1

1

16

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

1

17

Писатели – сказочники.

1

1

18

Герои – сказок. Викторина.

1

1

19

По страницам сказок Х.К.Андерсена.

1

1

20

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

1

1

21

Книги о детях. Выставка книг.

1

1

22

Герои книг В.Осеевой.

1

1

23

Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке и его друзьях.

1

1

24

Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

1

25

Книги о братьях наших меньших. Художники – оформители.

1

1

26

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

1

27

Книги – сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики, обработчики народных сказок

1

1

28

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

1

1

29

Книги о семье.

1

1

30

Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове».

1

1

31

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

1

1

32-34

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочтей» или «Дневника читателя»

3

1

1

                                    Итого:

34

24

12

Список литературы для педагога:

1 А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Язык. – Киев,1990.

2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя.- М. Просвещение, 2010.

3.  В.И.Казаренков. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие.- М.:Логос,2003.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

 4.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

5.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989

6.  Е.В.Михайлова. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. – М.Экон – Информ, 2009

7. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учеб. – метод. пособие под общей ред. А.С.Прутченкова – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003

Список литературы для детей:

для дополнительной информации, закрепления изученного материала:

1. Л.М.Лихтарников. Отгадай загадку. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

2. Л.М. Рыбейников. Кроссворды «Литературные герои» для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

3. А.А.Свечников, П. И.Сорокин. В мире сказок - М.,1997.

4. В. П.Труднев. Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006

Интернет ресурсы:

1.http//www.vneuroka.ru/mathematics.php-образовательные проекты портала «Вне урока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета

Готовые таблицы, чтобы облегчить учителю заполнение паспорта своего рабочего кабинета....

Паспорт кабинета

Цель паспортизации учебного кабинета:Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению уче...

Паспорт кабинета

Паспорт кабинета начальных классов....

Паспорт кабинета

Брошюра"Паспорт кабинета начальных классов"...

Паспорт кабинета начальных классов

Паспорт кабинета начальных классов...

Паспорт кабинета начальной школы

Каждый кабинет должен иметь паспорт. Предлагаю свой вариант паспорта.   Учебный кабинет– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и технически...

Паспорт кабинета. Приказы о заведовании кабинетом.

1)В данном паспорте кабинета отражена:опись имущества; занятость кабинета; план работы кабинета на 2021 - 2022 учебный год;наглядные пособия и иллюстрированный материал по предметам, используемый учит...