Программа детского лагеря отдыха "Этнографическая экспедиция"
материал на тему

Тихонькина Антонина Петровна

Прогр известными льдьми.амма детского лагеря отдыха "Этнографическая экспедиция" - заочное путешествие по районам и городам Марий Эл. Дети знакомятся со своей республикой, достопримечательностями, памятными местами, знакомятся с

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                   

ДЛО дневного пребывания  

«Радуга»

 Этнографическая экспедиция

        Сенькино

Информационная карта программы

1

Полное название программы

«Этнографическая экспедиция»

2

Цель программы

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина, толерантности

3

Направление деятельности

Духовно-нравственное  воспитание с использованием этнокультурного компонента

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5

Автор программы

А.П.Тихонькина,  учитель начальных классов

6

МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»

7

Адрес, телефон

д. Сенькино, ул. Школьная, д.18 а.

53-53-64

8

Место реализации

МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»

9

Количество, возраст учащихся

20 обучающихся в возрасте от 8 до 14 лет.

10

Сроки проведения, количество смен

Одна смена с 01июня по 21 июня

Содержание программы. 

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  1. Цели и задачи деятельности лагеря…………………………………….6

  1. Содержание (блоки программы, основные направления)…………….7

  1. Деятельность самоуправления лагеря………………………………….11

  1. Необходимые условия реализации……………………………………..13

        4.1         нормативно-правовое обеспечение……………………....13

  1.        кадровое обеспечение………………………………………14

  1.        материально-техническое и финансовое обеспечение……14

  1.        научно-методическое обеспечение…………………………15

 

 

  1. Ожидаемые результаты программы…………………………………….16

  1. Список литературы………………………………………………………19

 

  1. Пояснительная записка 

Модифицированная программа детского отдыха «Этнографическая экспедиция»  представляет собой программу разноплановой деятельности лагеря, объединяющей различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях  лагеря с дневным пребыванием детей.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная» организуется  лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить порядка 20 учащихся. Возраст детей от 8 до 14 лет. Продолжительность смены с 01 июня по 21 июня 2015 г. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, дети, находящиеся под опекой, а также дети из неблагополучных семей.

 Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

    ∙        Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

        Проблема летней занятости детей;

        Укрепление здоровья учащихся.

 В данной программе упор делается   на основную  деятельность лагеря с дневным пребыванием детей – оздоровительную. Она предусматривает создание комплекса условий и реализацию мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Кроме этого в программе широко представлена образовательная деятельность лагеря с дневным пребыванием детей, согласно которой обеспечивается актуализация и адаптация потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности. 

Коммуникативные навыки будут формироваться в процессе общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умений приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Социальное развитие детей и подростков в лагере связаны с основными этапами творческого роста в культурно - досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным развитием ребёнка.

Творческие способности личности отдыхающих детей развиваются в процессе участия в творческо-художественных проектах, в работе кружков прикладного характера по интересам, представлении успехов и достижений на концертах и КТД.

Согласно проекту общего Положения деятельность лагеря с дневным пребыванием детей основывается на следующих принципах:

безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

гуманный характер отношений и оздоровительно - образовательных мероприятий;

конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Предполагается использование нетрадиционных форм деятельности, которые обеспечивают:

нетрадиционный, свободный (необязательный) характер организации, отличающий их от уроков, тренировок или соревнований;

интегративность, позволяющую сочетать «несочетаемые» линии и направления, например физкультуру и познавательную деятельность, спорт и творчество или спорт и экологию.

рекреационность деятельности, которая для ребенка приемлема и интересна, это возможность в период летних каникул «погулять», «ничего не делать», «поиграть».

игровую основу, определяющую динамику развития форм деятельности, их сюжетность (интеллектуально-спортивные; спортивно-творческие; социальные; сюжетно-ролевые; организационно-деятельностные игры).

 Программа предполагает восполнить необходимость создания социокультурной среды общения в каникулярное время.  Это происходит в результате постоянного включения детей в творческую деятельность, формирующую культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для ребёнка. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

   Анализ работы  лагеря с дневным пребыванием детей прошедших лет показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь работал по программе «Кругосветное путешествие».  Эта программа полностью отвечала требованиям  и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды и творческие коллективы, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир игр и спорта и показать свои творческие и спортивные умения, никого из детей не оставило равнодушным.

Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название  и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в форме заочных экскурсий по районам и памятным местам РМЭ. Таким образом, была разработана  программа «Этнографическая».

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  В этом году предполагается, что Программа «Этнографическая экспедиция» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы - создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина, толерантности.

 

Задачи программы:

  1. Организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
  2. Организовать интересный досуг;
  3. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков школьников;
  5. привить детям навыки экологического обращения с окружающей средой;
  6. Сформировать интерес к истории родного края, к своей родословной, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию.

Организация деятельности лагеря.

Тип лагеря - пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей.

Продолжительность реализации программы – апрель-июль 2015 г.

Тематическая направленность лагеря - духовно-нравственное  воспитание с использованием этнокультурного компонента

 Количество отрядов -1 отряд из 20 обучающихся в возрасте от 8 до 14 лет.

 Режим  дня-с 8.30 до 14.30

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап (апрель-май 2012 г.)

  1. Подбор кадров.                                                                                          2.       Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми.       3.       Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний.                                                                                                     4. Подготовка методических материалов.                                                   5. Подготовка материально-технической базы.

Организационный этап (июнь)

  1. Формирование отрядов.
  2. Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами.
  3. Оформление уголков отрядов.
  4.  Выявление и постановка целей развития коллектива и личности.
  5. Сплочение отряда.
  6. Формирование законов и условий совместной работы.
  7. Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

Основной этап (июнь)
Реализация основных положений программы
.

  1. Гигиенические  мероприятия по плану;
  2. Спортивные мероприятия по плану;
  3. Трудовые дела по плану;
  4. Досуговые мероприятия;
  5. Методическая работа с воспитателями и вожатыми.

Заключительный этап (июнь-июль)

  1. Закрытие смены.
  2. Обобщение итогов деятельности.
  3. Сбор отчетного материала.
  4. Выпуск фотодневника лагеря.

3. Содержание деятельности лагеря

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Этнографическая экспедиция». Все учащиеся делятся на  две разновозрастные группы. Каждый отряд  планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего  является    экспедиционная группа «Радуга».

 В течение смены планируется реализация программы по блокам:

Блок

Мероприятия

1

Организационный

Линейки, мероприятия, сборы, экскурсии, походы, подвижные игры, формирование отрядов, ознакомление с режимом дня, оформление уголков, ознакомление с законами лагеря.

2

Интеллектуальный

Занятия с элементами тренинга, викторины, мозговые штурмы

3

Спортивно-оздоровительный

  • Гигиенические процедуры; утренняя зарядка; солнечные и воздушные ванны (ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе);  Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике      табакокурения,  алкоголизма, наркомании; утренняя зарядка, спортивные соревнования; С-витаминизация, йодизация продуктов; сбор и сушка растений; влажные уборки, проветривания динамические паузы и физкультминутки

4

Творческий

Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей; конкурсные мероприятия, организация концертов, участие в мероприятиях; мастер-классы

5

Экологический

Викторины,  экскурсии , рейды чистоты, беседы, тренинги, конкурсы.

6

Краеведческий

Викторины, посещение музеев, экскурсии

7

Духовно-нравственный

Беседы, чтение книг, рассматривание картин, драматические постановки

 

Каждый день смены будет посвящен посещению одного из районов республики или памятного места:

         Медведевский район

        Памятные места района

        п. Медведево

        Звениговский район

        Памятные места района

        «Марий чодыра»

        Моркинский район

        Памятные места

        Килемарский район

∙        Памятные места

        Горномарийский район

        Памятные места

        Оршанский район

        Памятные места

  • Г. Йошкар-Ола

        Мари-турекский район

        Памятные места

        Параньгинский район

        Памятные места

∙       Новоторъяльский район

  • Советский район , памятные места
  • Куженерский район, памятные места
  •         Юринский район, памятные места
  •         Сернурский район, памятные места

Задача командира – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегию участия в деле отрядов организуют командир.

Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает  журнал экспедиции, где отражает жизнь отряда каждый день.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Путешествуя по республике, дети посещают каждый день новый район, узнают и знакомятся с богатством районов. Успехи, достигнутые той или иной командой,  отражаются на стенде.

На информационном стенде представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня. 

4. Деятельность самоуправления лагеря

Структура самоуправления летнего лагеря дневного пребывания.

СОВЕТ ЛАГЕРЯ: командир; от каждого отряда: санитары, физорги, массовики-затейники.

       Органы самоуправления лагеря.

Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят: совет лагеря и взрослые.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

-оказания помощи  в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

-создания в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;

-содействия в создании благоприятного психологического климата.

Детский совет отряда выбирает старшину, ответственных за различные направления деятельности (санитары,  физорги, массовики-затейники.)

Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов.

Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуры поведения.

Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов  программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

5. Необходимые условия  реализации программы

5.1 Нормативно-правовое обеспечение

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.2599-10;
  4. Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха обучающихся»;
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  6. Программа работы детского лагеря отдыха;
  7. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.;
  8. Устав МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»;
  9. Положение о лагере дневного пребывания;
  10. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
  11. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  12. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском лагере отдыха;
  13. Приказы Управления образования;
  14. Должностные инструкции работников;
  15. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
  16. Заявления от родителей;
  17. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
  18. Акт приёмки лагеря;
  19. План работы.
  20. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПин 2.4.4.2599-10
  21. Муниципальная долгосрочная целевая программа  «Организация отдыха,  оздоровления и занятости детей в каникулярное время на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район» на 2012 – 2015 годы» (Постановление Администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» РМЭ от 28.12.2011 №1729)
  22. «Организация отдыха, оздоровления детей и подростков РМЭ на 2012-2014 г.г.» (Постановление Правительства РМЭ от 29.12.2011, № 420)
  23.    «Правовое воспитание граждан в РМЭ на 2011-2013 г.г.» (Постановление Правительства РМЭ от 9.02.2011, № 44)
  24.    «Патриотическое воспитание граждан в РМЭ на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства РМЭ от 23.06.2011, № 192)

5.2 Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Педагог-организатор; учитель физической культуры
  • Учителя Сенькинской школы -3 человека;
  • Фельдшер ФАП.

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). В лагере работают  два учителя и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе лагеря, а также занимаются организацией отрядной жизни.

5.3 Материально-техническое обеспечение.

  •  финансирование за счет средств местного бюджета;
  • спортивный зал;
  • штаб лагеря (учительская);
  • школьная библиотека;
  • столовая;
  • игровая и спортивная площадки;
  • кабинеты;
  • ТСО;
  • спортивный инвентарь;
  • художественные средства, игры настольные и др.;
  • хозяйственный инвентарь;
  • музыкальный центр, магнитофон, аудиотека, фонограммы;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.

5.4 Научно-методическое обеспечение

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 Методическое обеспечение:

  1.     наличие необходимой документации, программы, плана;
  2. проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до      начала лагерной смены;
  3. коллективные творческие дела;
  4. творческие мастерские;
  5. индивидуальная работа;
  6. тренинги;
  7. деловые и ролевые игры;
  8. самоуправление в отряде и в лагере.

6. Ожидаемые результаты программы

  • проведение интересного и содержательного отдыха в лагере;
  • укрепление физических и психических сил детей и подростков;
  • развитие лидерских и организаторских качеств;
  • личностный рост участников смены;
  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
  • получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
  • улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы;
  • пополнение жизни детей основами экологической культуры.
  • накопление методического материала педагогической деятельности.
  1. Список литературы

1.     «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.

2.     «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

3.     Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

4.     Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

5.     Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.

6.     Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

7.     «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"

содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Программа детского отдыха " Галактика" для загородного лагеря

Программа летнего отдыха для детей санатория «Юбилейный» г.Нерехта.-2010 г.Программа стала победителем областного конкурса « Мы, за здоровый образ жизни» в номинации- игровая модель смены. Руково...

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Программа детского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (площадкой раньше назывался)  "Планета Здоровья". Основная цель программы: создание условий для оздоровления детей и привития навыков зд...

Программа детского летнего оздоровительного лагеря(ДЛОЛ) Сорванцы

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных э...

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...

Программа детского лагеря "Улыбка"

        Информационная карта программы:Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муници...