Программа детского отдыха " Галактика" для загородного лагеря
методическая разработка по теме

Программа летнего отдыха для детей санатория «Юбилейный» г.Нерехта.-2010 г.

Программа стала победителем областного конкурса « Мы, за здоровый образ жизни» в номинации- игровая модель смены.

 

Руководитель программы Короткова Ольга Михайловна

Тематика смен:

«Галактика»-

это увлекательное путешествие к звёздам, открытие нового, неизведанного.

 


Содержание программы. 

1.     Пояснительная записка.

2.     Цели и задачи организации работы летнего отдыха.

3.     Содержание и формы реализации программы.

4.     Условия реализации программы.

5.     Критерии эффективности программы.

  1. Предполагаемые результаты программы.

 

 

 

 

 


Пояснительная записка. 

Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.

 Эта программа рассчитана на 21 день для детей от 7 до 15 лет:  первая половина дня -  мед. процедуры,  вторая половина дня – активный отдых.

 

 

Проведение  смены обусловлено необходимостью:

 

·         Летняя занятость детей;

·        Укрепление здоровья детей.

 

При написании программы используются педагогические принципы, заложенные в воспитательную систему санатория:

 

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип добровольности участия в делах;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

 

 

 

 

 


Цели и задачи программы.

Цель программы– создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

 

Задачи программы:

1.Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.

2Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых.

4.Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.

5.Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

6.Оздоровление в рамках санаторного лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание и формы реализации программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Галактика». Все учащиеся делятся на  шесть возрастных групп. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общего плана. Центром всего является космический корабль «Юбилейный».

Основные режимные моменты дня:

8ч.00м.-подъём экипажей, утренние процедуры.

9ч.00м.- завтрак экипажей на космодроме.

9ч.30м.-13ч.00м.- мед. процедуры.

13ч.00м.- обед экипажей на космодроме.

13ч.30м.-16ч.00м.-отдых.

16ч.30м.-подпитка экипажей на космодроме.

17ч.00м.-18ч.30м.-интеллектуальная, физическая подготовка экипажей к путешествию.

18ч. 30 м.-ужин экипажей на космодроме.

19ч.00м.- вечернее путешествие по галактике в поиске планет.

21ч.30м.- подпитка во время путешествия.

22ч.00м.- возвращение на Землю, обсуждение, обмен информацией.

22ч.30м.- отбой.

 

В течение смены планируется реализация программы по блокам:

Ø      Организационный;

Ø      Интеллектуальный;

Ø      Спортивно-оздоровительный;

Ø      Творческий;

Ø     Экологический.

 

Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:

  • Космодром « Юбилейный»
  • Планета встреч
  • Планета трудоголиков
  • Планета подвижных игр
  • Планета интеллектуалов
  • Планета романтиков
  • Планета сказок
  • Планета спорта
  • Планета юмора
  • Планета неболейка
  • Планета юный эколог
  • Планета рекордов
  • Планета «Мульти-пульти»
  • Планета туриста
  • Планета танца
  • Планета «очумелые ручки»
  • Планета талантов
  • Планета этикета
  • Планета героев
  • Планета неожиданностей.
  • Планета друзей

Структура управления.

Экипаж корабля:

Капитан – начальник лагерной смены.

Бортпроводники – методисты.

Диспетчеры – воспитатели.

Космонавты – дети.

 

Задача капитана, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы  смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегиюучастия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце  смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Юбилейный». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты  (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Конечно,. за долгие 21 день наш космический корабль «Юбилейный» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.

  Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

*      Закон точного времени.

*      Закон доброты.

*      Закон порядочности.

*      Закон дружбы.

*      Закон безопасности.

*      Закон взаимовыручки.

Заповеди:

*      Экипаж – одна семья.

*      Один за всех и все за одного.

*      Порядок, прежде всего.

*      Каждое дело вместе

*      Все делай творчески, а иначе зачем?

*      Даже если трудно, доведи дело до конца.

*      Чистота – залог здоровья.

 

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в санатории интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

 

1.      Чёткое представление целей и постановка задач.

2.      Конкретное планирование деятельности.

3.      Кадровое обеспечение программы.

4.      Методическое обеспечение программы.

5.      Педагогические условия.

6.      Материально-техническое обеспечение.

 

Кадровое обеспечение (на 150детей.)

В реализации программы участвуют:

  • Педагог-организатор;
  • Педагог-методист ( 2 человека);
  • Педагог-физрук; музрук.
  • Педагоги дополнительного образования ( кружковые – 6 человек)
  • Воспитатели ( дневные- 6 ч. Ночные- 4 чел. Подменные -2 чел.)

 

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией санатория. Перед началом работы летних смен проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает два воспитателя (ночной,дневной). Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, при выполнении воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел,  участвуют в работе экипажа-космонавтов, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.

Методическое обеспечение.

 

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 Педагогические условия.

1.      Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.      Организация различных видов деятельности.

3.      Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.      Создание ситуации успеха.

5.      Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.      Организация различных видов стимулирования.

 Материально-техническое обеспечение.

1.      Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.      Материалы для оформления и творчества детей.

3.      Наличие канцелярских принадлежностей.

4.      Аудиоматериалы и видеотехника.

5.      Призы и награды для стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

·        Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

·        Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

·        Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

·        Творческое сотрудничество взрослых и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

 При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в санатории, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они вновь приедут  к нам в Нерехту.


 

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе летних смен планируется активно задействовать социум города: Дворец культуры,  библиотеку, музей,спортивные площадки спорткомплекса Старт, парк.