Выступление на педагогическом совете
материал

Бондаренко Светлана Валентиновна

«Системный подход к организации работы по развитию одаренности у детей как ресурс повышения качества образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Системный подход к организации работы по развитию одаренности у детей как ресурс повышения качества образования»

Слайд 2

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

 

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. 

Слайд 3

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 4

Признаками одарённости является высокая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, высокий уровень интеллектуальных способностей, возможность достижения нестандартных решений.

Слайд 5

Могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной - интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной - лидерская.

Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны педагогов и родителей. Задача педагога - создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст, доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений обучающихся, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик.

Слайд 6

По результатам ежегодного мониторинга педагогического процесса в дошкольном отделении можно сделать следующие выводы:

- 31% детей имеют высокий уровень познавательного развития,

- 16% детей имеют высокий уровень речевого развития в старшем дошкольном возрасте,

- 21 % детей –  имеют высокий уровень художественно-эстетического развития,

- 25% детей – имеют высокий уровень физического развития.

Одним из методов в начальной школе является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключаются в том, что с их помощью можно охватить всех учеников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 В соответствии с требованиями ФГОС в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих учеников, развития их общих, универсальных способностей.

Слайд 7

Для решения этой проблемы учителя применяют такие технологии как:

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- технологию проблемного обучения;

- метод проектов;

- коллективные способы обучения;

- развивающее обучение.

Слайд 8

Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся);
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Слайд 9

В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей обучающихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, «творческие мастерские». Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.  

Для того чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную индивидуальную  работу не только на уроке, но и во внеурочное время.

Занятия во внеурочное время по выбору в большей степени позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Слайд 10

Вне урока основными формами работы с одаренными детьми в начальной школе являются:

1. Предметные  недели.    

2. Внеурочная деятельность «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Мастерская речевого творчества», «Народные и подвижные игры», музыкальные занятия, хореография, «Слово и сценическое искусство» и другие внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: фантазирование, воображение, придумывание, сочинительство, поиск дополнительной информации к заданию, используя различные источники.    

3. Участие в исследовательской работе и проектной деятельности, как в классе, так и в районе, например, ХХI век. В поисках совершенства», «Человек на Земле» и т.д.

4. Участие во Всероссийских конкурсах,  интеллектуальных играх, викторинах, олимпиадах.

5.  Составление ученического «портфолио».

Для каждого ребёнка создаются детские «портфолио» - анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.

О жизнеспособности системы работы с одаренными детьми в классе и в школе можно подтвердить только наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, региональных и всероссийских конкурсов, научно-исследовательских работ обучающихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

Как правило,  одаренные ребята имеют неплохие результаты  в таких конкурсах, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «ЭМУ», «Инфознайка», «УНИКУМ», «Человек и природа» и др. И что замечательно учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, результатах, что говорит о познавательной их активности. За свои заслуги и победы обучающиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.

Во внеклассной работе важно расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:

- музыкальные школы;

- спортивные школы;

- художественные школы;

- хоровые студии;

- детские клубы.

Слайд 11

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. Поэтому, развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Во время учебного года родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.

Следовательно, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями.

В связи со всем вышеизложенным, можно сделать вывод, что готовить учащихся и развивать их способности нужно, исходя из разных стратегий организации деятельности, опираясь на различные формы и методы. Большая награда для учителя - знать, что его труд, его идеи оказали благотворное влияние на судьбы учеников.

Слайд 12

Желаю успеха!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бондаренко С.В., зам. директора по УР «Системный подход к организации работы по развитию одаренности у детей как ресурс повышения качества образования»

Слайд 2

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 5

Виды одаренности:

Слайд 6

Мониторинг педагогического процесса

Слайд 8

Принципы работы с одарёнными детьми

Слайд 9

Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение; проектная деятельность; - работа в малых группах, научно-исследовательская деятельность; творческие и нестандартные задания; -игровые технологии (деловые игры и путешествия) ; -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации; -развитие способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) .

Слайд 10

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие индивидуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады; конкурсы; факультативы; кружки по интересам; индивидуальная работа ; научно-практические конференции; занятия исследовательской деятельностью; творческие мастерские; занятия с «сильными» учащимися; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах и конкурсах; работа по индивидуальным планам) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...