Исследовательская деятельность учеников начальной школы: рекомендации для успешной работы с классом
статья

Бастракова Светлана Вениаминовна

Пошаговая инструкция для учителей начальной школы, начинающих исследовательскую работу с новым классом. Этапы овладения новыми знаниями и умениями описаны кратко. Статья подходит и для родителей, желающим помочь своим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учеников начальной школы: рекомендации для успешной работы с классом

         В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.                                                                  

           Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Статья поможет учителям, начинающим работу в этом направлении.

Этапы исследовательской работы

  • выбор темы
  • постановка цели
  • выдвижение гипотезы
  • поиск и отбор необходимой информации
  • анализ, описание информации  (сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений)
  •  интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний
  • планирование, организация наблюдений  
  • четкая организация необходимого эксперимента
  • сравнение результатов с поставленной целью

Что надо учитывать учителю начальных классов при организации исследовательской деятельности в начальной школе:

1)темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;

2)проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;

3)длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;

4)важно при этом ставить цели вместе с детьми;

5)целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии,  прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, широкую общественную презентацию.

Темы исследования

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, фильмах и т.д.).

Цель исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель.

Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждена опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis -основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы требуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

Организация и методика исследования.

Как составить план исследовательской работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Надо определить, какие инструменты или методы можно использовать, выстроить их по порядку. Список доступных методов исследования:

  1. подумать самостоятельно;
  2. прочитать книги о том, что исследуешь;
  3. познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
  4. найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
  5. спросить у других людей;
  6. понаблюдать;
  7. провести эксперимент.

1.Подумать самостоятельно.

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

  • Что я знаю по теме исследования?
  • Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
  • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
  • Запиши все это здесь.

2.Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.        Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

3.Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Научные, научно-популярные и художественные, фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике.

4.Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет      

 Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Пот пробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

5.Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучал.

6.Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

7.Провести эксперимент  

Слово «эксперимент» происходит от латинского (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план.

После этого стоит посоветоваться с учителем или с кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента

Защита исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

  1. дать определения основным понятиям;        
  2. классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;        
  3. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
  4. ранжировать основные идеи;        
  5. предложить метафоры и сравнения;
  6. сделать выводы;        
  7. выработать возможные пути дальнейшего изучения явления;
  8. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  9. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и др. иллюстрации результатов исследования.        

1.Дать определения основным понятиям

Понятия - это краткие и точные характеристика предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоём исследовании. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследований.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем, это похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления.Предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера. Используется, тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезнее ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение. Позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение Позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и др.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный).

4.Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая — третье и т.д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность ума.        

5.Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

7.Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

8.Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

  • почему избрана эта тема;
  • какой была цель исследования;
  • какие ставились задачи;
  • какие гипотезы проверялись;
  • какие использовались методы и средства исследования;
  • каким был план исследования;  
  • какие результаты были получены;
  • какие выводы сделаны по итогам исследования;
  • что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

9.Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования

Например, ты исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную лодку. Твой доклад будет восприниматься ещё лучше, если сделать чертёж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

Если ты изучал, как влияет место расположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по-твоему, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо?

Учителю стоит познакомить с секретами исследовательской работы и учеников, и родителей (например, на родительском собрании). Стоит выполнять все постепенно: сначала выбрать тему, потом поставить цель, определить задачи, выдвинуть гипотезу и т.д. Эти этапы лучше проводить письменно, записывая в тетрадь. В ней же можно описывать и эксперименты. Лишь после тщательной проработки «в теории» можно начинать оформлять в виде презентации. Этапы экспериментов лучше фиксировать в виде фотографий, которые затем вставляются в презентацию.

Для мотивации детей можно каждую работу оценивать на этапе защиты. Для удобства привожу таблицу с критериями для оценивания. Можно оценивать по этим же критериям по пятибалльной шкале.

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся

Критерий

Балл

Критерий 1. Актуальность темы и глубина её  раскрытия

Тема не раскрыта

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

2

0

1

2

Критерий 2. Постановка цели и задач

Цель и задачи не сформулированы

Цель и задачи сформулированы, но не обоснованы

Цель и задачи  ясно сформулированы и обоснованы

2

0

1

2

Критерий 3. Научность изложения (использование терминов)

Нет применения научных терминов

Автор частично использует научную терминологию

Автор определяет все элементы исследования

2

0

1

2

Критерий 4. Речь учащегося

Выступление  отсутствует

Автор пользуется напечатанным докладом (читает)

Наблюдаются грамотная устная речь и логика изложения

2

0

1

2

Критерий 5. Результаты исследования

Нет выводов, результатов работы

Выводы сформулированы нечетко, нет связи с поставленной целью

Имеется результат работы  в виде выводов в соответствии с целью исследования

2

0

1

2

Критерий 6. Практическое применение работы

Данный критерий в работе не представлен

Работа поверхностна, иллюстративна

Работа имеет практическую значимость

2

0

1

2

Дополнительные баллы (особое мнение жюри)- по 1 баллу  за

-оригинальность идеи

-умение вызвать интерес аудитории

-отличное оформление наглядности, проведение эксперимента перед аудиторией

-практическую значимость работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе...

«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе».

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)

Статья о том, как правильно построить работу над проектом  с ребенком....