публичное представление педагогического опыта
статья

Публичное представление собственного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГПД МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа»                

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия

Касаткиной Ирины Алексеевны.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Формирование творческих и личностных способностей у детей в процессе занятий танцами во внеурочной деятельности».

Я, Касаткина Ирина Алексеевна, 3 марта 1983 года рождения, окончила Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева по  специальности  «Организатор, методист дошкольного образования, педагог – психолог», начала свою педагогическую деятельность 26 августа 2003 года воспитателем в МБОУ «Умётский детский сад № 2».

7 сентября 2010 года принята учителем ИЗО и ИКМК в МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа», 1 сентября 2014 года переведена воспитателем ГПД в данной школе. Общий педагогический стаж работы  15 лет, в данной школе – 8 лет, в занимаемой должности – 4 года.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Поэтому во время внеурочной деятельности я учу детей танцам, что помогает им раскрыться и  проявить свои творческие способности.

Тема моего педагогического опыта: «Формирование творческих и личностных способностей у детей в процессе занятий танцами во внеурочной деятельности».

Актуальность данной темы заключается в социальной значимости проблемы воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Танцы – это волшебный мир музыки и искусства. Когда дети танцуют, они выплескивают стресс и негативные эмоции, накопившиеся за день. Танцы – это замечательный способ провести время, укрепить здоровье ребенка и приобщить его к искусству. Регулярные занятия танцами успокаивают детей, помогают им стать более общительными, раскрепощенными, выносливыми. Во время занятий ребенок учится ощущать ритм музыки, понимать и чувствовать музыку, у него развивается музыкальный слух. Танцы помогают ребенку раскрыть в себе творческие способности, прививают любовь к искусству. Польза для здоровья ребенка, который регулярно занимается танцами, тоже немалая: красивая фигура, походка, правильная осанка, гибкость, психическое развитие, улучшение работы мозга, мышц и сосудов, общее оздоровление организма ребенка. Кроме того  ребенок получает огромный заряд энергии и удовольствие от уроков танцами.

 Основной целью опыта я считаю – раскрытие творческого потенциала и развитие врожденных способностей у детей средством ритмики, приобщение ребят к искусству танца.

Задачи которые я ставлю перед собой на  занятиях:

• познакомить детей с различными видами танцев (их историей,  костюмами, атрибутами, танцевальной технологией).

• учить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

• учить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

• обучать основам импровизации.

• развивать музыкальность (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• формировать художественный вкус;

• развивать выразительность движений;

• развивать координацию движений;

• воспитывать интерес к занятиям ритмикой;

• воспитывать умение работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

• развивать мышление, воображение, познавательную активность.

Для реализации поставленных задач, я составила  программу дополнительного образования по развитию танцевальной  грамотности для детей младшего школьного возраста.

На моих занятиях дети занимаются с большим удовольствием. Также я стараюсь привлекать родителей. Очень часто необходимо сшить костюмы и приготовить реквизит, аксессуары, в этом их помощь неоценима. При подготовке танца, я советуюсь с детьми и другими воспитателями. Стараюсь, чтобы танец выглядел не только набором движений, а целым представлением, с сюжетом, историей, жизнью. С родителями я делюсь своими планами, и мы вместе обсуждаем какие костюмы и атрибуты нужно приготовить. Дети  рады, что в процесс вовлечены их родители и стараются им помочь.

Объект исследования: развитие творческих и личностных способностей у  детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих  и личностных способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Необходимо развивать способности, заложенные самой природой, это и чувство ритма, и координация движений, и обучение танцевальным движениям с помощью музыки, движения и игры, которые способствуют развитию творческого воображения, объединяются в единый процесс обучения. В процессе работы я использую танцы разных жанров хореографического искусства, сочетание разных музыкальных стилей, композиций.

Новизна моего педагогического опыта заключается в сочетании традиционных методов и в дополнении их инновационными технологиями, с применением музыкально – пластических средств в форме сюжетных занятий, где обучающие и творческие задачи движения классических, народных, современных, историко-бытовых танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих танцевальными способностями.

В своей работе я использую традиционные и инновационные методы обучения.

Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных знаний, принятых в качестве нормативных. К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Но развитие современных  технологий требует внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие творческих и личностных способностей, потребностей в самообразовании детей. Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому я чаще использую инновации.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

 -современные педагогические технологии развития лидерских способностей; 

-педагогические аспекты творческой деятельности;

-методы развития межличностного общения в коллективе;

-интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьютеризированности молодого поколения;

-методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

• использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

• интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

• здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей);

• коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

• индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первые творческие проявления, участие в танцах очень важны для ребят, если даже не всё получается, потому что они являются началом их будущей творческой деятельности. Стимулируя их положительными отзывами и похвалой, получение грамот, я стараюсь привить уверенность в своих силах и способностях. Дети с удовольствием используют полученный опыт в танцах и применяют его в свободной деятельности, в быту.

В работе применяю следующие принципы педагогического опыта:

  • создание комфортной обстановки на занятиях, чтобы дети чувствовали себя непринужденно;
  • создание условий для творческого самовыражения детей, с учетом индивидуальных способностей;
  • привлечение родителей ребят в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты, развлечения, выставки, конкурсы, собрания).

В своей работе я опираюсь на теоретическую базу, в исследовании методик, посвященных выработке и развитию у младших школьников творческих и личностных способностей в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»,

публикации С.Л.Слуцкой «Танцевальная мозаика», «Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В.Зарецкой, З.Я.Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П.Раевской, С.Д.Рудневой, Г.Н.Соболевой, З.Н.Ушаковой. Также для постановки танца, я обращаюсь к помощи интернет ресурсов.

Своей педагогической идеей считаю формирование творческих способностей младших школьников, улучшение физического и эмоционального состояния с помощью музыкально-ритмических движений.

         Для каждого танца я выбираю наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать. Поэтому для эффективности педагогического опыта использую следующие формы занятий:

  • Метод показа. 

Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, можно выполнять движения вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

  • Словесный метод. 

Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

  • Импровизационный метод. 

При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

  • Метод иллюстративной наглядности. 

Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

  • Игровой метод. 

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

  • Концентрический метод. 

Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

          Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

Работая уже несколько лет по данной теме, я могу сделать вывод –развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогов во внеучебной деятельности. Если на занятиях воспитателем создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей ребёнка, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью. По моим наблюдениям и мнению моих коллег, у детей  младшего школьного возраста произошли положительные изменения в поведении, в отношения друг к другу, дети стали меньше ссориться, мальчики стали нежнее относиться к девочкам, ребята стали более сплоченными. Дети стали проявлять индивидуальность в танцевальных движениях, самостоятельность в поступках, девочки стали следить за прическами, внешним видом, осанкой.

Об успехах детей свидетельствуют их выступления на мероприятиях школы и посёлка. 

Идея моего педагогического опыта доступна всем педагогам работающим в ГПД. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.

По моему мнению, организовывать жизнь детей во внеурочной деятельности следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной. Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцами на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....