Современные особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе
статья

Гартвих Юлия Вячеславовна

Одна из главных задач современной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. Возникает необходимость работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ   ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ   ГОРОДА   ТАМБОВА

РЯБОВСКИЕ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ

Современные особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе

Автор: учитель начальных классов

Гартвих Юлия Вячеславовна

Тамбов 2018

  Современные особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе

Гартвих Юлия Вячеславовна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 33

     Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

     Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Слайд 2

   Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

    Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. 

Принимая во внимание актуальность означенной проблемы, следует указать, что в начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:

Слайд  3

В зависимости от того, какая деятельность  является ведущей при реализации проекта, его можно отнести к одному из типов:

практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой;

Исходя из предметно-содержательной области  выделяют монопроекты (в рамках одной области знаний) и межпредметные, надпредметные – выходят за рамки предметов.

По количеству участников выделяют: индивидуальные, парные, групповые работы.

В зависимости от продолжительности следует говорить о краткосрочных (1 урок, максимум 3-6), среднесрочных (1-2 месяца) и долгосрочных работах (до года).

Слайд 4

При работе над проектом используются следующие этапы:

  1. Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

  1. Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

  1. Информационно – операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов, так и зрителей. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. При оценке процесса проектирования можно задать  ученикам следующие вопросы:

  • Правильно ли сформулировали задачу?
  • Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
  • Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  • Насколько хорошо вы использовали время?

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Слайд 5

То есть проект это «пять П»  Проблема – Проектирование (планирование) –Поиск информации –Продукт – Презентация.

Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии  может быть подготовительный этап, который включает: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

В первом и во втором классе необходимо учить работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению.

Задача учителя – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия.

Слайд 6

Необходимо обратить внимание на определенные правила выбора темы проекта.

- тема должна быть интересна ребёнку.

- тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.

         - тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

- тема должна быть доступной по возрастным особенностям детей.

Важными представляются критерии оценивания проектной деятельности, а именно: осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы; аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов; выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность; качество изделия, его оригинальность; уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество и полнота в оформлении записей.

Перечень  возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентации учебных проектов доклад, деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события (диалог  исторических  или  литературных  персонажей), спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

    Важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу.  Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. 

Таким образом, учитывая особенности проектной деятельности, а также специфику означенной возрастной группы, представляется возможным добиться понимания и сознательного отношения к работе над проектом и учеников, и родителей, сделать их действия целенаправленными и эффективными, что гарантирует достижение лучших результатов исследовательской деятельности.  

                                                                                                                           

Среди проектов внутри моего класса можно назвать следующие.

Слайд 7

 Проект «Богатства русского языка»  направлен на воспитание внимания к  языку, способности задумываться над значением слов и выражений, развитие чувства языка, что в конечном счете ведет к повышению речевой культуры.

 В ходе проекта ученики увидели, что русский язык богат фразеологизмами, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной. Был сделан вывод, что чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли. 

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков «Фразеологизмы в рисунках».

Слайд 8

Проект «Покормите птиц зимой»  помог закрепить представления обучающихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано

3 группы

Группа литераторов: собирали информацию об особенностях птиц, изучали, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы,

отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, приметы о птицах.

Группа изобретателей: разрабатывала проекты птичьих кормушек, собирала материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов, показали презентацию «Сделай кормушку». Результатом являются изготовленные кормушки.

Группа наблюдателей: в ходе работы над проектом, собирали материал о  птицах, зимующих в нашем городе, наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам.

Отчёт представлен в виде рисунков «Помогите птицам зимой», коллекций фотографий, картинок для оформления проекта, сочинений «Покормите птиц зимой», памятки «Главные правила при подкормке птиц».

В ходе выполнения исследовательского проекта «Ядовитые грибы»  ученики

-собрали информацию о наиболее распространенных ядовитых грибах;

-установили их влияние на человека;

-выяснили меры первой помощи при отравлении грибами;

-познакомились с отличиями съедобных грибов от ядовитых (грибы-двойники);

-подготовили памятку для грибника «Что нужно помнить, собираясь за грибами?»;

-оформили результаты в виде презентации.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности проектной деятельности в начальной школе"

Материал этой презентации предназначен для учителей начальных классов, которые хотят использовать метод проектов в своей работе с младшими школьниками....

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.К описан...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно-обоснованного подхода. Проектную деятельность веду с 1 класса. В данной презентации опыт работы за первый год....

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

В работе рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе....

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из глав...