Шахматы
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Родионова Нина Сергеевна

Разработка шахматного занятия, буклет по шахматам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Нотация

Слайд 2

Шахматная нотация Ты не успел доиграть партию с дедушкой, так как пора спать. Не грусти — доиграешь завтра! Но мама требует убрать шахматы со стола. Тоже не беда! Мы запишем шахматную позицию, а завтра ты расставишь фигуры и доиграешь партию. Шахматный термин Нотация - запись шахматной партии или той или иной позиции. Различается буквенная и цифровая нотация.

Слайд 3

Шахматный город Представь себе шахматный город . Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура

Слайд 4

Шахматный город Король живёт на улице « b » в доме № 7. Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4. Ладья живёт на улице «е» в доме № 5. Слон живёт на улице « f » в доме № 8. Конь живёт на улице « g » в доме № 2.

Слайд 5

Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Шахматная нотация Кр - Король С - Слон Ф - Ферзь К - Конь Л - Ладья п. - пешка

Слайд 6

Шахматная нотация Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила: Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от « a » к « h ».

Слайд 7

Белые: Король Ладья Ладья Слон Слон Пешка Чёрные: Король Ладья Ладья Пешка е1 с3 d8 d3 g7 f5 b2 a1 c2 a2

Слайд 8

I тур ответь на вопросы 1 2 3 4 5 6 I I тур выполни задание 1 2 3 4 5 6

Слайд 9

Шахматные поля – это клетки шахматной доски, они бывают белые(все светлые поля называются белыми) и черные(все темные поля шахматной доски называются черными). Что такое шахматные поля, какие они бывают?

Слайд 10

Что такое шахматная нотация? Система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

Слайд 11

Как на шахматной доске обозначаются горизонтали? Горизонтали на шахматной доске обозначаются цифрами: 1 горизонталь, 2 горизонталь…

Слайд 12

Как на шахматной доске обозначаются вертикали? Вертикали на шахматной доске обозначаются буквами: a, b, c…

Слайд 13

Назови правильно все буквы шахматной доски! a - а b - бэ c - цэ d - дэ e - е f - эф g - жэ h - аш

Слайд 14

Покажи шахматные поля с 7, d8, f1?, g2,e5, a 3! с7 d8 f1 g2 e5 a3

Слайд 15

Как обозначается король в шахматной нотации? Кр

Слайд 16

Как обозначается конь в шахматной нотации? К

Слайд 17

Реши задачу на мат в один ход и запиши решение (ход белых). Ф f7 x

Слайд 18

Реши задачу на мат в один ход и запиши решение (ход белых). Ф d3 x

Слайд 19

Реши задачу на мат в один ход и запиши решение (ход белых). Kd7 x

Слайд 20

Реши задачу на мат в один ход и запиши решение (ход белых). Kd4 x

Слайд 21

Сыграй партию в шахматы !

Слайд 22

Спасибо за игру!!!

Слайд 23

Источники Сухин И.Г., Шахматы, второй год, или играем и выигрываем., в двух частях. Часть 1, 5-е издание, Издательство «Духовное возрождение» 2014 http://pochit.ru/pars_docs/refs/47/46708/46708_html_5627826b.jpg фон http://www.clipartbest.com/cliparts/9iz/64E/9iz64E49T.png нота http://4.bp.blogspot.com/-dQw-1M68f54/UIIdEYDqeLI/AAAAAAAAAqM/fhMvSIMVocI/s1600/circustent.png цирк http://www.clipartster.com/images/97/comma-clipart-clipart-best-hGIz24-clipart.jpeg запятая https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F нотация http://tr.stockfresh.com/thumbs/dengess/1746827_mavi-satran%C3%A7-krali%C3%A7e-alt%C4%B1n-ta%C3%A7-spor.jpg шахматная королева https://cdn.pixabay.com/photo/2012/04/16/13/47/king-36052_960_720.png король http://www.chess58.ru/index.php/mr/57-2010-10-13-19-28-46.html задачи


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация к занятию:  Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей  шахматных партий и позиций. Это занятие открывает знания юных шахматистов в область шахматной нотации. Данное занятие учит юных шахматистов определиться, каким видом шахматной нотации записывать  собственные партий; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше.

Предмет: шахматы

Возрастная группа: обучающихся 2-4 классов (второй год обучения)

Тема занятия: шахматной нотации

Цель занятия: - знакомство c шахматной натацией.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • научить правильно,  записывать шахматную партию разными способами;
  • научить правильно по записи,  расставлять шахматную позицию;
  • научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать шахматный кругозор;
  • развивать мотивацию с целью создания ситуации успеха.

Воспитывающие:

  • формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.

Формирование видов универсальных учебных действий:

Личностные:

  • самооценка
  • мотивация к предмету

Познавательные:

  • работа с учебными диаграммами
  • использование схем (запись партии)
  • выполнение логических операций – сравнение, классификация, обобщение.

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью,
  • самостоятельность
  • умение делать выводы

Коммуникативные:

  • навыки сотрудничества.

        Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия: 30 минут

План проведения занятия:

Этапы урока

Временная реализация

1.

Выступление

3 мин

2.

Организационный момент

2 мин

3.

Видеоролик (Отрывок из кинофильма «Белый снег России» о сеансе одновременной игре)

7 мин

4.

Сообщение нового материала.

 мин

5.

Повторение ранее изученного материала. Решение задач.

11 мин

4.

Разыгрывание  партий

2 мин

8.

Момент рефлексии.

3 мин

Ход занятия

  1. Выступление

Стих про ладью 

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

может двигаться она.

Эта башня боевая

неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

в бой её скорей веди.

Стих про ферзя

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон

— и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

ты больше вниманья ферзю удели.

Стих про короля

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

2.  Организационный момент (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! (Организация внимания и участия обучающихся). У нас с вами сегодня необычное  занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным!

 Актуализация знаний.

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

-Можно ли помочь Пете? Как?

-Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

3. Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.

Формулирование темы занятия и постановка целей

- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

-Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

-Какие цели стоят перед нами?

1.Эвристическая беседа «Шахматный город» (познакомиться с обозначениями  язык шахмат.)

Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

 

Король живёт на улице «b» в доме № 7.

Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.

Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.

Слон живёт на улице «f» в доме № 8.

Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:

Кр - Король

С - Слон

Ф - Ферзь

К - Конь

Л - Ладья

п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!

2. Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятии ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

1.        Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

2.        Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.

3.        Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии. Запишите на листочках.

-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране

Белые        Черные

1.        Ке1        1.        Kb2

2.        Лс3        2.        Лa1

3.        Лd8        3.        Лс2

4.        Сd3        4.        пa2

5.        Cg7        

6.        пf5        

 

Несколько полезных советов:

Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.

Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

1.        Путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);

2.        Забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

3.        Ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажите имена и фамилии противников — кто с кем играл.

Не расстраивайтесь, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

- Хорошо, что такое шахматная нотация мы с вами уже знаем и чуть позже познакомимся с видами шахматной нотации.

- Ребята, мы уже ранее пробовали участвовать в сеансах  одновременной игры.

-  Да

- Кто-то из вас был сеансером, а кто-то участником сеанса одновременной игры.

- Да

1. Научиться записывать партию.
2. Научиться читать и понимать шахматные книги
3. Научиться играть в слепую на 45 досках как Алехин.
4. Научиться разбирать шахматные партии гроссмейстеров

- Я предлагаю вашему вниманию видео отрывок из кинофильма «Белый снег России». Этот ролик о великом непобедимом четвертом чемпионе мира по шахматам Александре Алехине (слайд 2). 

Алехин был чрезвычайно разносторонним шахматистом. Больше всего он известен атакующим стилем игры и эффектными, глубоко просчитанными комбинациями. Вместе с тем ему принадлежит большое количество теоретических разработок в дебютах, он обладал высокой эндшпильной техникой, а также великолепно проводил сеансы одновременной игры вслепую! Одну из них мы сейчас посмотрим.

Видеоролик из кинофильма: четвертый чемпион мира Александр Алехин играет вслепую с немецкими военными, и, сидя к ним спиной, обыгрывает их,  не глядя на доску, Алехин первый русский чемпион мира по шахматам, и во время войны он продолжал играть в шахматы, проводил сеансы одновременной игры. Из отрывка мы видим, какая память у чемпиона,  Алехин в заключительном эпизоде обыгрывает немецкого генерала и белыми и черными. Он внес свой вклад в Великую победу над немецкими захватчиками.  

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.

Для начинающих задание за 1- 3 столом. Записать позиции начатых партий на бланках.

Розыгрыш партии у доски (Детский мат) Анна и Миша.

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

- Что помогло вам в достижение успеха?

Дата                                   ______________________

Ф. И. (белые)                    ______________________

Ф. И. (чёрные)                  ______________________

ХХ

Белые

Чёрные

Принятые сокращения

Кр – король

С – слон

Ф – ферзь

К – конь

Л – Ладья

п.- пешка

http://www.printplay.ru/wp-content/uploads/2010/03/_001_450.jpg

Система знаков:

+

Шах

++

Двойной шах

#

Мат

х

Взятие фигуры (съел)

0-0

Рокировка

0-0-0

Длинная рокировка

!

Хороший ход

!!

Отличный ход

?

Слабый ход

??

Грубая ошибка

!?

Ход, заслуживающий внимания

?!

Сомнительный ход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Шахматы и оригами"

Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Путешествие в страну шахмат

Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...

внеурочная деятельность 1 класс шахматы

данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...