Учебная деятельность
презентация к уроку

Давыденко Лариса Николаевна

презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация196.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная деятельность Давыденко Л.Н., учитель начальных классов

Слайд 2

Учебная деятельность Учебная деятельность как научное понятие не имеет однозначного определения. В трактовке «классической» советской психологии и педагогики - это «ведущая деятельность в младшем школьном возрасте», «особая форма социальной активности». Учебная деятельность - это деятельность преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из её участников. Обеспечивая познание, она даёт его в качестве прямого или главного продукта ( Габай Т.В. ). Учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (Зимняя И.А.).

Слайд 3

Учебная деятельность Д. Б. Эльконин даёт следующее определение данному понятию. « Учебная деятельность » - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

Слайд 4

Учебная деятельность Цель учебной деятельности , т. е. ожидаемый ее продукт, заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в развитии самого человека, усваивающего знания. Такая цель требует постановки личностных и познавательных задач, решение которых связано с нахождением обучающегося в позиции субъекта учебной деятельности. Предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов. Основным результатом учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления с научных позиций.

Слайд 5

Отличие учебной деятельности от других видов деятельности Учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). И. Лингарт выделяет в качестве ее основной отличительной особенности зависимость изменения психических свойств и поведения обучающегося от результата его собственных действий. Учебная деятельность отличается от других видов деятельности человека тем, что в ней субъектом сознательно преследуется цель - достичь изменений в себе самом.

Слайд 6

Отличие учебной деятельности от других видов деятельности Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм деятельности человека: 1). Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. 2). В ней осваиваются обобщенные способы действий и научные понятия (в отличие от понятий житейских, усваиваемых вне специально направленной на это деятельности). 3). Освоение общего способа действия опережает по времени практическое решение задач.

Слайд 7

Отличие учебной деятельности от учения Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей. Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов).

Слайд 8

Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов учебной деятельности нет единого мнения. По В.В. Репкину , в структуру учебной деятельности входят: актуализация наличного теоретико-познавательного интереса; определение конечной учебной цели - мотивы; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели; действия контроля; действия оценки. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 9

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.У. Варданян , Г.А. Варданян предложили следующую структуру учебной деятельности : учебные задачи и действия, направленные на их разрешение; характер эмоциональной окрашенности учебной деятельности; цель УД; средства (методы, способы) осуществления учебной деятельности; результат учебной деятельности (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности); характер процесса учебной деятельности как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий. В.В. Давыдов считал, что в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

Слайд 10

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты учебной деятельности ( по Эльконину ): 1. Мотивация. Учебно-познавательные мотивы– интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности. 2. Учебная задача. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. 3. Учебные операции . Считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. 4. Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. 5. Оценка . Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано…

Слайд 11

Учебные действия Учебные действия – основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. В состав учебных действий входят : принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; моделирование выделенного отношения; модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

Слайд 12

Основные виды учебных действий: 1). Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания). Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки, начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. 2). Регулятивные ( целеобразование , планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование); В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: 1)Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 2) Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. 3)Составление плана и последовательности действий. 4)Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. 5)Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 6)Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

Слайд 13

Основные виды учебных действий: 3 ). Познавательные ( общеучебные , логические и знаково-символические); Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.). 4). Коммуникативные . Эти действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Слайд 14

Учебная задача Учебная задача – основная единица учебной деятельности, определенное учебное задание, которое имеет четкую цель и включает в себя учебные действия, условия достижения цели, т. е. самоконтроль и самооценку, и результат. По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова , вся учебная деятельность в практическом отношении должна быть представлена в виде системы учебных задач. Эти задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – контрольные, предметные, вспомогательные, такие как анализ, выписывание, подчеркивание, схематизация, обобщение.

Слайд 15

Учебная задача По Д. Б. Эльконину , учебная задача отличается от всех других тем, что ее цель и результат заключаются не в изменении предметов, над которыми производится действие, а в изменении субъекта, производящего действие. Согласно А. Н. Леонтьеву задача – это цель, заданная в определенных условиях. Учебная задача требует от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить учебную задачу - значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. .

Слайд 16

Особенности учебной деятельности в начальной школе Учебная деятельность как самостоятельная складывается в период младшего школьного возраста. В развитии детей младшего школьного возраста ей принадлежит особая роль. Задача начальной школы заключается в построении учебной деятельности - прежде всего ребенка надо научить учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. С приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания — науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность .

Слайд 17

Особенности учебной деятельности в начальной школе Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Выделяются три этапа формирования учебной деятельности младших школьников: 1) выделение учебно-практической задачи в ситуации формирования нового практического действия; 2) выделение учебно-теоретической задачи, связанной с анализом понятия, определяющего принцип формируемого практического действия; 3) выделение учебных задач, связанных с анализом понятия как развивающейся системы. Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности . Эти компоненты, по В.В. Давыдову , следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка

Слайд 18

Особенности учебной деятельности в начальной школе Учебная деятельность - индивидуальная деятельность. Сложна по структуре и требует специального формирования. Характеризуется целями и задачами, мотивами. В процессе учебной деятельности младшие школьники не только осваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. В результате происходят изменения в самих учениках. Это деятельность по самоизменению , то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы. Основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебных действиях.

Слайд 19

Используемые источники: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1000 https://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/spetsifika-uchebnoy-deyatelnosti-mladshem79657.html http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=16000 https://lektsia.com/1x7742.html https://studfiles.net/preview/2615953/ http://www.e-reading.club/chapter.php/97821/56/Tkacheva%2C_Hil%27ko_-_Vozrastnaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html http://helpiks.org/4-93260.html https://studfiles.net/preview/1845270/page:5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...