Внеурочная деятельность
методическая разработка (3 класс)

Баймаганбетова Асель Кайратовна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО

МОБУ «СОШ № 4» на 2018-2019 учебный год

пр. №697-О от 30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Социокультурные истоки» в 2 классе

учитель начальных классов:

Баймаганбетова А.К.

пгт. Пойковский

Содержание

             Пояснительная записка....................................................................................... 3

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………   4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………  .5
  3. Тематической планирование ……………………………………………………7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» духовно-нравственной направленности рассчитана на 1 год обучения (второго из четырех), ориентирована на обучающихся 2 классов на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МОБУ «СОШ №4» на 2018-2019 уч. год;

Авторской программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»: развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

Задачи курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»:

 - освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;

— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

—  развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

На изучение курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные УУД

1. Реализовать  свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

7. Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик должен знать такие понятия, как:

     Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город.  Нива. Поле лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

        

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-тематический  план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Родной очаг

2

Родные просторы

3

Труд земной

4

Труд души

Итого

 34

Предметное содержание

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение9ч реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД  2 КЛАССА

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

К/ч

 Основные понятия

Активные формы обучения

Видеоряд

план

факт

1 четверть

Родной очаг – 9 часов

1

Введение в предмет. Имя

1

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя.

Ресурсный круг

«Имя и доброе качество»

Песня Шаинского «С голубого ручейка», иллюстрации родника и радуги

2

Семья

1

Семья – любовь, забота.

Согласие. Семейные традиции.

Работа в паре

«Семья»

Портреты знаменитых людей России

3

Семья

1

Родители. Почитание родителей.

Обязанности каждого в семье.

Ресурсный круг

«За что я благодарен

своим родителям»

Семейные фотографии детей. Колосок пшеницы. Зернышко. Пословицы о семье.

4

Род

1

Родина. Род. Родня. Родственники.

Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево.

Работа в паре

«Родовое дерево»

«Листок» с родового дерева. Стихотворение И. Смирнова «Смех для всех», рассказ Т. Ломбиной «Письмо бабушке»

5

Дом

1

Порядок, уклад, ритм жизнидома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Ресурсный круг

«Дом»

Пословицы о доме. Стих-ние Ю. Тенфьюрда «Дом». Песня Ю. Антонова «Родительский дом». Выставка семейных реликвий.

6

Дом

1

Мир вещей. Святыни.Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник.

Работа в паре

«Родственные вещи»

Пословицы о доме. Стих-ние Ю. Тенфьюрда «Дом». Песня Ю. Антонова «Родительский дом». Выставка семейных реликвий.

7

Деревня

1

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

Работа в паре

«Занятия жителей деревни»

Книга Л. Кузьмина «Сельские дорожки». Стихотворение «Детство». Песня «Деревенька моя»

8

Город

1

Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры.

Доброта и милосердие.

Ресурсный круг

«Город»

Презентация с видами городов и с названиями для изображений

9

Обобщающий урок «Родной очаг»

1

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Работа в паре

«Вечные ценности»

(оценивающий тренинг)

Солнышко с лучиками – категориями раздела (6)

                           2 четверть

                              Родные просторы – 9ч.

10

Нива и поле

1

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы.Труд воина. Воля вольная.

Работа в паре

«Поле и школа»

Репродукция картин: Шишкин «Рожь», «На поле Куликовом». Песня «Русское поле»

11

Нива и поле

1

Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь».

Ресурсный круг

«Чем похожи поле и школа»

Репродукция картин: Шишкин «Рожь», «На поле Куликовом». Песня «Русское поле»

12

Лес

1

Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

Ресурсный круг

«Лес»

Выставка даров леса. Презентация «Лес в разные времена года».

13

Река

1

Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода.

Работа в паре

«Вода-Живая вода-Святая вода»

Физическая карта России, картаХМАО, изображения рек. Кроссворд. Песня Шаинского «Улыбка»

14

Река

1

Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога.

Ресурсный круг

«Река»

Кроссворд. Песня Шаинского «Улыбка»

15

Море-океан

1

Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.

1. Работа в паре«Человек и море» 2. Ресурсный круг

«Как море воспитывает человека»

Пословицы о море. Песня Ю. Антонова «Дорога к морю»

16

Путь-дорога

1

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Работа в паре

«Путь-дорога»

Песня «Если с другом вышел в путь». Иллюстрация паломников.

17

Дорога жизни

1

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни.

Ресурсный круг

«Значимые цели жизни»

3 четверть

18

Обобщающий урок«Родные просторы»

1

Родные просторы

Работа в паре

«Почему родные просторы значимы для человека»

                                                 Труд земной – 8ч.

19

Сев и жатва

1

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

1. Работа в паре«Полевые работы»2.  Работа в паре

«Пословицы и поговорки»

Пословицы.

20

Братья меньшие

1

Домашние животные.

Забота о животных.

Любовь к животному.

   1. Работа в паре

«Про кого так говорят»

2. Ресурсный круг

«Кто важнее?»

Иллюстрации животных. Песни о животных. Загадки

21

Ткачихи-рукодельницы

1

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

Ресурсный круг

«Ткачихи-рукодельницы»

Презентация «Ткачихи-рукодельницы»

22

Ткачихи-рукодельницы

1

Лён. Полотно. Терпение. Сноровка.

Работа в четвёрке

«Как рубашка в поле выросла»

Презентация «Ткачихи-рукодельницы»

23

Мастера-плотники

1

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1. Работа в четвёрке

«Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг«Мастера-плотники»

Иллюстрации плотницких инструментов

24

Кузнецы-умельцы

1

Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

1. Работа в тройке

«Подкуём лошадку»

2. Ресурсный круг

«Кузница»

Иллюстрации кузнецов и их инструментов

25

Ярмарка

1

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник.

Ресурсный круг

«Ярмарка»

Иллюстрации

26

Обобщающий урок

«Труд земной»

1

Труд земной

1. Работа в четвёрке«Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг«Ценности труда земного»

Иллюстрации

Труд души – 8 ч.

27

Слово

1

Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово»

2. Ресурсный круг

«Подари доброе слово»

Стихотворение о словах

4 четверть

28

Сказка

1

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1. Работа в четвёрке

«Уроки сказки»

2. Ресурсный круг

«Любимый сказочный герой»

Выставка книг (сказок)

29

Песня

1

«Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

1. Работа в четвёрке

«Праздничная песня»

2. Ресурсный круг

«Душа поёт»

Слушание народных песен. «Школа – родной дом»

30

Праздник

1

Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души.

1. Работа в четвёрке

«Смысл праздника»

2. Ресурсный круг

«Любимый праздник»

Видеофрагмент «Праздник в нашем городе»

31

Книга

1

Книга книг – Библия.

Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

Ресурсный круг

«Любимая книга»

Иллюстрации древних книг, букв древнерусского алфавита

32

Икона

1

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

1. Ресурсный круг

«Икона»

2.  Работа в четвёрке

«Иконописный образ»

Иконы Богородичные, Святых

33

Храм

1

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1. Работа в четвёрке

«Храм души»

(оценивающий тренинг)

2. Ресурсный круг

«Храм души»

Колокольный звон. Презентация «Храмы России»

34

Обобщающий урок

«Труд души»

1

Труд души

Ресурсный круг

«Мир, в котором мы живём»

Иллюстрации из разных разделов. Чтение стихов о родине, родных просторах



Предварительный просмотр:

Выписка из  основной образовательной программы  НОО,

МОБУ «СОШ №4»  на 2018-2019 учебный год

пр. №697-О от 30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»  во 2б классе

учитель начальных классов:

                                                                                                                Баймаганбетова А.К.

пгт. Пойковский


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

3.  Содержание курса.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации занятий.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».


3.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

дата

Вид контроля

план

факт

1

Удивительная снежинка.

2

Крестики-нолики.

3

Математические игры.

4

Прятки с фигурами.

5

Секреты задач.

6

«Спичечный» конструктор.

Текущий , работа в парах

7

«Спичечный» конструктор.

Текущий , работа в парах

8

Геометрический калейдоскоп.

9

Числовые головоломки.

10

«Шаг в будущее»

11

Геометрия вокруг нас.

12

Путешествие точки.

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны окружности.

15

Математическое путешествие.

16

«Новогодний серпантин»

17

«Новогодний серпантин»

18

Математические игры.

19

«Часы нас будят по утрам…»

20

Геометрический калейдоскоп.

21

Головоломки.

22

Секреты задач.

23

«Что скрывает сорока?»

24

Интеллектуальная разминка.

25

Дважды два – четыре.

26

Дважды два – четыре.

27

Дважды два – четыре.

28

В царстве смекалки.

29

Интеллектуальная разминка.

30

Составь квадрат.

31

Мир занимательных задач.

32

Мир занимательных задач.

33

Математические фокусы.

34

Математическая эстафета.



Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО

МОБУ «СОШ № 4» на 2018-2019 учебный год

пр. №697-О от 30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Занимательная математика» в 3а классе

учитель начальных классов:

Баймаганбетова А.К.

пгт. Пойковский


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

—сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

—моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работе.

—для работы с числовыми головоломками;

—анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

—включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное  мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

—аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для  обоснования своего суждения;

—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

—анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

—искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для  ответа на заданные вопросы.

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические  средства для моделирования ситуации;

—конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; |

—анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее  эффективный способ решения задач:

—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

—участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; I

—конструировать несложные задачи.

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;—ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

—составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром  конструкции;

—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

—анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток;

—осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

2. Содержание курса внеурочной деятельности.

Числа. Арифметические действия. Величины

    Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 1000. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

       Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры: «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

     Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»3.

Универсальные учебные действия

       Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение

в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

     Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.3 «Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и

выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

      Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

      Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по

собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Форма организации обучения – работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»конструктор5. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

       Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

3. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема/

Тема раздела

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

Числа. Арифметические действия. Величины

15ч

1.

Интеллектуальная разминка.

1

2

Числовой конструктор.

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5

6.

В царстве смекалки

2

7

«Шаг в будущее»

1

8

9

 «Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

1

11

12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокус

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

Мир занимательных задач

16

17

Нестандартные задачи.

2

18

 Математическое путешествие

1

19

Выбери маршрут

1

20

21

Мир занимательных задач

2

Геометрическая мозаика

13ч

22

 Геометрический калейдоскоп

1

23

 Интеллектуальная разминка

1

24

Разверни листок

1

25

26

От секунды до столетия

2

27

28

Числовые головоломки

2

29

30-

Это было в старину

2

31

32

Энциклопедия математических развлечений

2

33

Математические фокусы.

1

34

Математический лабиринт

1



Предварительный просмотр:

Выписка из  основной образовательной программы  НОО,

МОБУ «СОШ №4»  на 2018-2019 учебный год

пр. №697-О от 30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Здоровый образ жизни»»  в 3 а классе

учитель начальных классов:

                                                                                                           Баймаганбетова А.К.

пгт. Пойковский


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе: 

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностными результатами изучения курса являются:

-установка на здоровый образ жизни;

-осознание ценностного отношения младших школьников к своему здоровью;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственным здоровьем;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-понимание здорового образа жизни, как явления, способствующего развитию целостной личности человека;

-понимание здоровья, как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;

-понимание физической культуры, как средства организации здорового образа жизни

Предметными результатами изучения курса являются:

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

-соблюдение правил здорового образа жизни;

-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями и нарушением состояния здоровья;

-соблюдение правил гигиены и рационального питания и сохранения здоровья;

-выбор возможных продуктов для сбалансированного ежедневного меню;

-способность распознавать негативные влияния на организм человека, знание особенности влияния вредных привычек на здоровье;

-знание особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

2.  Содержание курса.

Раздел 1 «Режим дня, учёбы и отдыха»

Введение. Если хочешь быть здоров. Устав школы и здоровье учеников. О пользе зарядки. Сон – лучшее лекарство.

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья второклассника и успешной работы в школе. Правила организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа как источник отдыха и восстановления сил.

Раздел 2 «Здоровье и здоровый образ жизни»

Что я знаю о ЗОЖ. Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика. Вредные привычки. Мудрое слово о здоровье. Травматизм и его профилактика. Советы доктора Айболита. Что нужно знать о лекарствах. Опасные и безопасные ситуации. Стартуют все!

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни.

Теоретическая часть: беседы, дискуссия, рассказы, видео-уроки.

Практическая часть:  конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие

Раздел 3 «Личная гигиена»

Как устроен человек?. Забота о глазах. Чтобы уши слышали. Чтобы зубки не грустили. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. Гигиена позвоночника. Кожа. Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело. Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

Раздел 4 «Основы рационального питания»

Аппетит приходит во время еды. Вкусное  часто бывает опасным. Витаминная семья. Отравления и их профилактика. Если хочешь быть здоров….      

Меню. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.

 Раздел 5 «Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья»

Соревнования «Защитники Отечества». Путешествие в страну Здоровья. Секреты здоровья. Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону!. Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Вместе веселей играть!).

Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

Раздел 6 «Самопознание и саморегуляция»

Темы: Сам себе я помогу и здоровье сберегу. Сам себе я помогу и здоровье сберегу. Я - неповторимый человек. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.. Каким я был? Есть? Буду?

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

        Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом.

№ п/п

Тема (раздел) урока

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

I. Режим дня, учёбы и отдыха (4 ч )

1

Введение. Если хочешь быть здоров.

1

2

Устав школы и здоровье учеников

1

3

О пользе зарядки

1

4

Сон – лучшее лекарство.

1

II. Здоровье и здоровый образ жизни ( 8ч)

5

Что я знаю о ЗОЖ.

1

6

Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика

1

7

Вредные привычки.

1

8

Мудрое слово о здоровье.

1

9

Травматизм и его профилактика. Советы доктора Айболита.

1

10

Что нужно знать о лекарствах.

1

11

Опасные и безопасные ситуации.

1

12

Стартуют все!

1

                                                     III. Личная гигиена ( 8 ч)

13

Как устроен человек?

1

14

Забота о глазах.

1

15

Чтобы уши слышали.

1

16

Чтобы зубки не грустили.

1

17

Ногти и уход за ними.

1

18

Уход за волосами.

1

19

Гигиена позвоночника.

1

20

Кожа. Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело.

1

IV. Основы рационального питания ( 5ч )

21

Аппетит приходит во время еды.

1

22

Вкусное  часто бывает опасным.

1

23

Витаминная семья.

1

24

Отравления и их профилактика.

1

25

Соревнования «Защитники Отечества».

1

V. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья ( 5ч)

26

Если хочешь быть здоров…

1

27

Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону!

1

28

Путешествие в страну Здоровья. Секреты здоровья.

1

29

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!

1

30

Вместе веселей играть!

1

VI. Самопознание и саморегуляция (4ч )

31

Сам себе я помогу и здоровье сберегу.

1

32

Я - неповторимый человек.

1

33

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

1

34

Каким я был? Есть? Буду?

1

     



Предварительный просмотр:

Выписка из  основной образовательной программы  НОО

МОБУ «СОШ №4»  на 2018-2019 учебный год

пр. №697-О от 30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Шахматы» в 3а  классе

учитель начальных классов:

Баймаганбетова А.К.

пгт. Пойковский

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями. Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников  А.А. Тимофеев. (сборник  программ         внеурочной         деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.)

Содержание программы разбито на четыре  модуля по 33ч и 34ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих    результатов:

Личностные результаты

1. развитие любознательности и сообразительности;

2. развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли-  ровать свои действия;

3.развитие навыков сотрудничества со сверстниками;  

4. развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные результаты

1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

2.записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;  3.находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

4.оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

5. планировать, контролировать и оценивать действия соперников;  6. определять общую цель и пути её достижения;

7. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;

8. ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

9. понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

10. сравнивать и анализировать действия других игроков;

11. разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;

12. осуществлять простейшие комбинации;

13. определять наиболее эффективные способы достижения результата;

14. занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

15. блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

16.  использовать базовые понятия.

Предметные результаты:  1.шахматную доску и её структуру;

2.обозначение полей линий;

3.ходы и взятия всех фигур, рокировку;

3.основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной;

4. выигрышные стратегии матования одинокого короля;

5.основные идеи комбинаций различных типов;

6.понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

7. слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных  пешек в центре, централизацию блокады;

Содержание тем учебного курса

Название разделов

Количество часов

 Модуль 1

1

Фигуры и шахматная доска

2

Ходы и взятия фигур

12ч

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

10ч

4

Запись шахматных ходов

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

ИТОГО

33ч

Модуль 2

7

Повторение

8

Защита

9

Реализация большого материального перевеса

10ч

10

Эндшпиль

11

Практическая игра

ИТОГО

34ч

Модуль 3

12

Повторение

13

Тактика в шахматах и определение комбинации

29ч

14

Практическая игра

ИТОГО

34

Модуль4

15

Атака в шахматной партии

16

Оценка позиции

17

Игра в середине партии

22ч

18

Практическая игра

ИТОГО

34 ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Модуль1

Повторение  (3ч)

1

Способы защиты от нападения.  

1

2

Матование одинокого короля.

1

3

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

1

Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч)

4-7

Тактические приёмы и комбинации.

4

8-13

Вариант, форсированный вариант, жертва.

6

14-17

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

4

18-27

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка,  разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.

10

28-32

Комбинации на сочетание идей.

5

Практическая игра

33

Практическая игра

1

34

Практическая игра

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....