Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазеры»
рабочая программа

Гомбоева Маргарита Гончиковна

       Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Фантазеры»» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazery-11.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Рекомендована к утверждению                                Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                 ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                   №______ от ___.___,______  

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Фантазеры»

для_______1-4______класса (I ступени)

 (художественно-эстетическое направление)

                                                                                         

                                                                               Автор (составитель): Гомбоева М.Г.,

                                                                                    учитель начальных классов,I категория

2017г

      I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Фантазеры»» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:

- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО;

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).

Цель программы: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Задачи:

- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.

- развивать речевую культуру и эстетический вкус.

-воспитывать творческую активность.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа кружка реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Программа включает следующие разделы:

  1. Театральная игра
  2. Культура и техника речи
  3. Ритмопластика
  4. Основы театральной культуры
  5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, репетиции в выгородке.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Алгоритм работы над пьесой.

  • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.
  • Премьера.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

III. Место учебного курса в учебном плане

  •  Программа   предназначена  для  работы  с  детьми  1-4  классов  во  внеурочной    деятельности  по  направлению «Проектная  деятельность» в рамках введения ФГОС.  
  • Программа  рассчитана  на   4  года  обучения (как  внеурочное  занятие) по 1 ч  в каждом классе (33 учебных недель в 1 классе, по 34 недели во 2-4 классах),всего 135ч

IV. Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся научатся:

  • правилам поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после спектакля;
  • различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
  • проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать свои затруднения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение.

V. Содержание программы (34 часа)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел(1час) Вводное занятия.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

2 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. (В содержании занятий«Работа над спектаклем»)

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. (32часа) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи     

                                         VI. Учебно-тематический план 1класс

N

п\п

Содержание программы

Всего часов

1

Вводные заняти

1

2

Театральная игра

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

5

3

Культура и техника речи

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

5

4

Ритмопластика

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

7

5

Основы театральной культуры

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

7

6

Работа над спектаклем

7

7

Показ спектакля. Заключительное занятие.

1

8

Итого:

33

                                         Учебно-тематический план 2-4 классы                              

N

 п\п

Содержание программы

        Всего часов

1

Вводные занятия.

1

2

Театральная игра.

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

7

3

Культура и техника речи.

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

7

4

Ритмопластика.

В содержании занятий «Работа над спектаклем»

8

5

Основы театральной культуры.

В содержании занятий «Работа над спектаклем».

8

6

Работа над спектаклем, показ спектакля.

2

7

Заключительное занятие.

1

8

Итого:

34

                                     

                                   Календарно-тематическое  планирование 2 - 4классы

Тема

Кол-во

занятий

Дата

Примечание

1.

Подготовка к  празднику «День Матери». Выбор пьесы.

(9)

7.09

1

2.

Чтение материала. Постановка пьесы  «Сказка на новый лад»

1

14.09

3.

Разбор и обсуждение материала.

1

21.09

4.

Работа над текстом.

1

28.09

5.

Упражнения в декламации.

1

5.10

6.

Разбор и обсуждение материала.

1

12.10

7.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

19.10

8.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

26.10

9.

Показ пьесы на Празднике «День матери».

1

2.11

10.

Подготовка к  празднику «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Выбор сказки.

7

16.11

1

11.

Чтение материала

1

23.11

12.

Разбор и обсуждение материала.

1

30.11

13.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

7.12

14.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

14.12

15.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

21.12

16.

Проведение праздника.

1

28.12

17.

Подготовка к  празднику  8 марта.

Выбор сценария. Чтение материала.

3

1

18.01

18.

Разбор и обсуждение материала

1

25.01

    19.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

1.02

    20.

Подготовка к празднику Белого месяца. Выбор сценария. Чтение материала.

            7

7.02

            1

21.

Разбор и обсуждение материала

             1

14.02

22.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

21.02

23.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

28.02

    24.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

7.03

25.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

15.03

26.

Проведение праздника.

1

22.03

27.

1-3 класс «Здравствуй, лето!»

4 класс- «До свиданья, начальная школа!» Выбор сценария. Чтение материала.

8

1

5.04

28.

Разбор и обсуждение материала.

1

12.04

29.

Разбор и обсуждение материала.

1

19.04

30.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

26.04

31.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

3.05

32.

Работа над текстом. Упражнения в декламации.

1

10.05

33.

Импровизация. Подготовка к показу.

1

17.04

34.

Импровизация. Подготовка к показу.

.1-3 класс «Здравствуй, лето!»

4 класс- «До свиданья, начальная школа!»

1

24.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • компьютер;
  • музыкальная фонотека;
  • проектор
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

«Виды театрального искусства»

  • Сценарии сказок, пьес, детские книги.

Список литературы, рекомендуемой для педагога

  1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2013
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2014.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2015.
  4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
  5. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
  6. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2016г
  7. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2017
  8. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986
  9. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
  10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2015.

Список литературы, рекомендуемой для детей

  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2017
  2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2014
  3. Скороговорки, пословицы.
  4. Русские народные сказки о животных
  5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики
  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
  1. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой
  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Программа внеурочной деятельности "Фантазеры"

Программа "Фантазеры" - общекультурное направление- рассчитана на детей 8- 10 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазеры"

Рабочая программа внеурочной деятельности   "Фантазеры" ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на г...