Диагностика
методическая разработка (1 класс)

Платонова Елена Александровна

Комплект диагностических методик по выявлению музыкального развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst1.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект диагностических методик по выявлению музыкального развития учащихся.

  1. Оценка музыкального развития детей.

Критерии диагностики:

  1. Сформированность звуковысотного слуха:

  • Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров
  • Способность различать мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении.
  • Способность пения с аккомпанементом и без него.
  1. Ритм:
  • Умение определять на слух быстрый, медленный, умеренный темп.
  • Способность различать марш, танец, песню.
  • Умение простучать за педагогом ритмические приемы 2/4, 3/4, 4/4 в произведениях.
  • Умение повторять заданный ритмический рисунок.
  • Простукивание ритма любой песни, прохлопывание ритма мелодии, сыгранной на фортепиано.
  1. Уровень эмоциональной отзывчивости:
  • Умение представлять характер и темп движения.
  • Способность различать инструментальную музыку и «живое» исполнение.
  1. Динамический диапазон на различной высоте (тр. - р; mf - тр; f - рр).
  2. Дикция оценивается по степени: разборчивости, осмысленности,
    выравненное™ гласных и способу артикуляции.

Оценка музыкального развития детей.

  1. Высокий уровень: обучающийся правильно исполняет заданное
    музыкальное произведение (песню), заданный материал, полностью
    соответствующее авторским указаниям, умеет самостоятельно
    творчески работать над произведением.
  2. Уровень выше среднего: обучающийся делает незначительные
    ошибки.
  3. Средний уровень: обучающийся исполняет заданное музыкальное
    произведение, допускает ошибки.
  4. Уровень ниже среднего: обучающийся неполно и с ошибками
    исполняет заданное музыкальное произведение, не способен до конца
    выучить произведение (песню). Не может самостоятельно разобрать
    учебный материал и выполнить задания.


2. Определение уровня звуковысотного чувства по В.П. Анисимову

2.1. Кот и котенок (музыкальная игра)

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до 1), а так - котенок (исполняется более высокий звук, соль 1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?

Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий);

Код задания

Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы)

Присуждаемый балл                 (за правильный ответ)

Правильный ответ

1.1.

ми 1-соль 1

1

Кот - котенок

1.2.

Соль 2 – фа 1

2

Котенок - кот

1.3.

Фа 1 – фа 2

3

Кот - котенок

2.1.

Фа 2 - соль 1

1

Котенок - кот

2.2.

Ми 2 – соль 1

2

Котенок - кот

2.3.

Ля 1 – ми 2

3

Кот - котенок

3.1.

Ля 1- ре 2

1

Кот - котенок

3.2.

Ре 2 – си 1

2

Котенок - кот

3.3.

До 2 – си 1

3

Котенок - кот

Примечание. Аналогичный алгоритм заданий можно предъявлять и в другом тональном и регистровом режиме.

Алгоритм предъявления теста: вначале дается задание 1.3.

Далее, в случае правильного ответа - задание 2.3, затем – задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается невероятным, задание упрощается - 1.2 (где правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1 (1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • Высокий уровень = 7 - 9 баллов ( 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
  • Средний уровень = 4 - 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
  • Низкий уровень = 1 - 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или 1+1+0; или
    1+0+0).

2.2. Гармонические загадки (определение ладово-гармонического чувства (гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т.е. способности определять количество звуков в интервалах.

- Я сыграю несколько звуков одновременно (созвучие), а ты угадай - сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков.

Исполняется сначала пробные созвучия, например, бЗ, ч 5, ТЗ/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребенок понял суть задания. Затем задаются следующие серии созвучий:

  1. До-мажор: до - соль, ми - соль, до 1 – до 2 (сумма = 3 балла);
  2. Соль-мажор: ре – соль – си, ре - фа - ля, си - ре соль (сумма = 3 балла);
  3. Фа-мажор: до - ля, ре - фа - си бемоль, фа - ля (сумма = 3 балла).

Критерии оценки:

  • Высокий уровень = 8 - 9 баллов;
  • Средний уровень = 4 - 7 баллов;
  • Низкий уровень =1 - 3 балла.


1. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ТЕСТ

Повтори мелодию

Цель: определить уровень развития произвольных слухомоторных представлений:

• вокального типа, т. е. возможностей управлять (координировать)
мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми
 представлениями интонационного эталона мелодии;

•        инструментального типа, т. е. возможности подбирать по слуху на инструменте (с фиксированным строем) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребенком или предложенные педагогом-диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка диапазоне 1:

-        Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей
любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику ...).

-        Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.

Критерии оцениваются:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или
    вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение
    тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребенка
    диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на
    кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических
    линий в диапазоне октавы и более.

2.3. Игры - тесты на выявление уровня развития чувства метра

Тесты позволяют определить реактивно - метрические способности.

Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.

Шаги великана. Тома и гнома. Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы - будильник, ход которых «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг - на звук часов «ТИК» и приставной шаг - на звук «так»), шаги его маленького друга - гнома подвижны, игривы (на звук часов «ТИК» - шаги приставной шаг, на ход «ТаК» - то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик - так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «ТИК - ТаК»). 

Стимулирующий материал: часы - будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15 - 20 см). Всего 16 следов - шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

Критерии оценки:

• точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении

всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) - высокий

уровень чувства метра;

• воспроизведение шагов с двумя - тремя нарушениями метрической

координации - средний уровень. Допустимые границы нарушений - от 2 до 8

несвоевременных шагов (из 16);

• сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до

12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге - низкий

уровень развития чувства метра.

Дождик

Игра предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимулирующего материала в диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

Задания:

• ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе «редкие капельки начинающегося дождика», т. е. поочередно исполнять указательным пальцем левой и правой руки любые два звука. Успешное выполнение задания соответствует слабому уровню метрической регуляции;

• последовательным исполнением звуков до, ре, ми в третьей и четвертой октавах в медленном темпе (желательно отрывисто, - staccato) поочередно каждой рукой (2, 3, 4 пальцами правой и 4, 3, 2 пальцами левой) изобразить «спокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

• на этих же звуках одновременно двумя руками изобразить «веселый, бодрый летний дождик» сначала в умеренном темпе, затем с ускорением (дождь усиливается) и с замедлением (дождь утихает). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро - темповой регуляциимелкой моторики пальцев рук.

2.4.Тесты-игры на изучение чувства ритма

 

Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационны длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков - ритм - отражает все характеристики движения: темп и метр.

Ладошки 1

Цель: выявление уровня, сформированное™ метроритмической способности.

Стимулирующий материал:

1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

2) М. Красев «Елочка»;

3) Детская песня «Петушок».

- Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем спрячем голос и «споем» одними ладошками.

• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка

одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (3 балла);

• воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) - средний уровень (2 балла);

• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);

• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень (0 баллов).

Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей 75-80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем. Предлагаемые тестовые задания построены в соответствии с нормативными требованиями уровней ритмической сложности исполнения детьми дошкольного возраста.

«К нам гости пришли»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Взрослые и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.

Приходит медведь (взрослый в костюме медведя).

«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».

 

Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка - под звон колокольчиков.

«Укрась музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой музыкально - дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...