«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».
статья

Ильянок Анна Алексеевна

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют тяжелые нарушения речевой, эмоционально - волевой и сенсорной сферы, процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pesochnoy_terapii_pri_obuchenii_detey_s_ovz.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».

 

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют тяжелые нарушения речевой, эмоционально - волевой и сенсорной сферы, процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воскотерапия и др). Но хочется остановиться на той, которая, является одной из наиболее целесообразной и эффективной при обучении детей с ОВЗ – песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения и особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ.  Эти дети с удовольствием играют с песком, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Ученики обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. У детей с ОВЗ существенно снижена мотивация к обучению. Песочная терапия поможет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям и свою самооценку, контролировать собственные чувства, снизить отрицательную энергию, развивать восприятие, внимание, мышление, память, речь.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу в учебном кабинете. Общие условия организации песочной терапии. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Стандартный размер 50 см х 70 см х 8 см. Чистый просеянный песок. Песок может быть любой: морской, речной, кварцевый…., который хотя бы один раз в месяц должен просеиваться и прогреваться (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца). Коллекция миниатюрных фигурок (могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире). Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Вода, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.

2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.

3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению. Игры: «Рисование прямых, извилистых, прерывистых....линий», «Написание букв, цифр», «Рисование и выкладывание геометрических фигур из природного материала (шишки, камни, желуди, фасоль...)», «Дорисуй букву, цифру».

Применяются обучающие игры на таких уроках, как альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры: «Изменчивая погода», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Соседи». Эти игры используются на уроках по развитию речи и окружающему миру, социально – бытовой ориентировке, здоровью и основам безопасности жизнедеятельности.

3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка. Игры: «Найди пару», «Лабиринты», Кого не стало?», «Раскопки», «Продолжи ряд». Проективные игры используются на всех уроках.

Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки – звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

Частичный перенос урока в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

 Песок – прекрасный посредник для развития ребенка. Песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.  Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а так же позволяют производить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка. Именно поэтому мы используем элементы песочной терапии на уроках с детьми с ОВЗ. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты.

Список литературы.

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь»,  2002 год.

2.Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб.: Питер, 2001 год.

3.Баряева Л.Б.. Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005 год.

4.Петрова Г.Н. Игры – занятия с водой и песком. –СПб, 2008 год.

5.Сакович Н.А. Технология игры с песком. Игры на мосту. СПб.: «Речь», 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы,  технологии и приемы для устранения недостатков р...

Использование песочной терапии на логопедических занятиях

Песоная терапия на логопедических заняиях...

Особенности растений и животных различных природных зон с использованием песочной терапии

С помощью песочной терапии у детей развивается творческое мышление,фантазия,пространственное восприятие.Занятие направлено налюбознательной активности  активности в  процессе позновате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОН-НОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...