Главные вкладки

    « Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
    материал (1, 2, 3, 4 класс)

    Идрисова Оксана Ивановна

    Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл refleksiya.docx36.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Приемы  рефлексии на уроках в начальной школе»

    Учитель начальных классов Идрисова О.А

       Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи: познакомить коллег с приемами  рефлексии.  Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    Планируемые результаты на этапе рефлексии:

    • оценивать верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
    • самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
    • формировать и развивать новые способы самовыражения;
    • развивать речь учащихся

    Ход мастер-класса:

     - Добрый день ,уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

    – Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.

    - Как и мои ученики, я очень люблю играть. Возьмите, пожалуйста, конверты и достаньте содержимое. Есть такая игра «Буквы рассыпались». Предлагаю составить  из них слово. Что получилось? Рефлексия.

    Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе».

    Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, запишите, пожалуйста, в первую графу «Понятие» - Рефлексия и во вторую графу «Знаю» -  что знаете по данной теме и отложите.

    В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

    Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

    Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

    В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя:

     - любимым, нужным, а главное,  успешным

    -Назовите, какие приемы рефлексии вы применяете на своих уроках?

     -А как вы понимаете, что такое рефлексия?

       Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. 

    1. Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
    2. Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.  

      Психологи утверждают, что рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе.

      -А что, прежде всего,  развивает рефлексия в человеке?( ответы)

    Рефлексия развивает:

    Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

    Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

    Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, в конце четверти, полугодия, учебного года.

    И наш разговор сегодня о рефлексии.

    Итак:  Рефлексия настроения и эмоционального состояния – она позволяет установить эмоциональный контакт в начале и в конце урока. Отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие. Является средством самопознания.     

    Какие же используются приёмы: это…

    Использование  карточек с изображением смайлика, (грустного, спокойного, веселого) -  показать настроение до начала урока или в конце урока; различных картинок  «Солнышко» – всё у меня будет хорошо, «солнышко и тучка» – немного волнуюсь,  «тучка» – у меня ничего не получится или «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

    Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если ребёнок чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

    «Весёлый гномик» – всё хорошо, «Грустный гномик» – грустно, плоховато.

    Приём эмоционально – художественной рефлексии. Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.                      

    Следующий вид рефлексии - Рефлексия деятельности - это осмысление  способов   и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, в конце урока,- чтобы  оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

    Здесь применяю приёмы «Лесенка успеха» – нарисовать человека на нижней ступеньке - ничего не получилось; на средней ступеньке – были проблемы; на верхней ступеньке – мне всё удалось!

    С помощью ступеней можно ещё определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка.

     «Букет настроения» (доволен – не доволен своей работой на уроке).

    В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

     «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки, красный лист – 3 - 4 ошибки.

     «Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Предлагаю   детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10. у меня получилось …
    11. я смог…
    12. я попробую…
    13. меня удивило…
    14. урок дал мне для жизни…
    15. мне захотелось…

     «Пятёрочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.

    И ещё один вид рефлексии - Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Например, в 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать  на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (это прием называется -  «Пометки на полях» (или инсерт, маркировка).  

    Приём «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета)

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

    В графу «П» – «плюс» заносится все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу «М» – «минус» -  что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» – «интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    • первая строка – название темы (одно существительное);
    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    Приём «Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии». Его я Вам предложила в начале мастер-класса.

    Понятие

    Знаю

    Узнал

    Хочу узнать

     

    Приёмы: Кластер (гроздь), Жучок,  – когда фиксируется какое-либо системное понятие с его взаимосвязями.

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/626313/1.gif

    В мастер-классе я рассказала Вам лишь о небольшой части, используемых мною приёмов рефлексии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    И хочу сделать вывод:

    Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  

    - Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете эти и другие приёмы использовать в своей работе – покажите мне Солнышко. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите Тучку. (Спасибо!)

    А сейчас возьмите, пожалуйста,  карточку с таблицей-фиксацией, и если есть, чем дополнить, впишите в третий и четвёртый столбик.

    - Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников). Спасибо!

    Внимание. Предлагаю поработать в парах. Как только будете готовы - возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

    У вас на столе листочки и ручки. Составьте, пожалуйста, синквейн по теме моего Мастер-класса.          

    (Зачитывают синквейны.)

    В завершении хочется сказать о том , что предложенные приёмы рефлексии можно использовать не только на уроках ,но и на внеклассных мероприятиях, а также использовать как подведение итога родительского собрания.

    Если у вас настроенье хорошее,

    То дружно хлопайте в ладоши.

    Данная тема актуальна всегда!

    Если согласны, то крикните «Да»!

    Знанья, если пригодятся, если будешь применять,

    Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.

     - Всем большое спасибо! 

                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

    В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

    Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

    Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

    Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

    Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

    ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

    Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

    Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

    Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

    Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...