Главные вкладки

    Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)
    статья

    Чоботарская Олеся Вячеславовна

    Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

     

    Движение - это жизнь!

    Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

    Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

    Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:

    «Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.

    Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

    «Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной  жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).

    Моторика данной       категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.

    Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.

    В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

    Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

    Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

    Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

    В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

    1. Коррекционно – развивающие:

    -поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

    -стимулировать общее физическое развитие;

    Развитие крупной моторики:

    - обучение переходу из одной позы в другую;

    -повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

    -поднимание и удерживание головы при присаживании;

    -опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

    -стимуляция появления новых движений;

     -формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

    Развитие тонкой моторики:

    -учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

    2. Воспитательные:

    - воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

    -вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

    -вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

    В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

    Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

    Основные методы проведения упражнений:

    1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).

    2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).

    Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.

    3.Дренажная гимнастика.

    Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений,  но исключительно лежа.

    Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.

    Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

    Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

    Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

    Используемая литература:

    Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

    Движение - это жизнь!

    Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

    Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

    Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:

    «Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.

    Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

    «Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной  жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).

    Моторика данной         категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.

    Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.

    В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

    Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

    Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

    Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

    В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

    1. Коррекционно – развивающие:

    -поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

    -стимулировать общее физическое развитие;

    Развитие крупной моторики:

    - обучение переходу из одной позы в другую;

    -повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

    -поднимание и удерживание головы при присаживании;

    -опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

    -стимуляция появления новых движений;

     -формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

    Развитие тонкой моторики:

    -учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

    2. Воспитательные:

    - воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

    -вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

    -вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

    В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

    Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

    Основные методы проведения упражнений:

    1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).

    2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).

    Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.

    3.Дренажная гимнастика.

    Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений,  но исключительно лежа.

    Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.

    Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

    Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

    Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

    Используемая литература:

    Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.

    В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

    Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

    «Обеспечение двигательной активности детей на прогулке в группе продленного дня.

    Статья.«Обеспечение двигательной активности детей на прогулке в группе продленного дня.         Подготовила:Воспитатель ГПДМалышева З.А...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

    Развитие двигательной активности детей раннего возраста

    Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их  физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка....

    Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

    Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...