"Школа для взрослых" (Из опыта работы в школе для взрослых в психоневрологическом интернате)
статья

Чоботарская Олеся Вячеславовна

«ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ)

Аверьянова Любовь Андреевна, Тулисова Ирина Валерьевна,

Тулисова Дарья Андреевна, Чоботарская Олеся Вячеславовна

                                                          "Не стыдись учиться в зрелом возрасте; лучше научиться поздно, чем никогда".

                                                                                                                                                                                       Эзоп

Есть ли разница в обучении взрослого и ребенка? А если есть, то в чем она состоит? Попытаемся ответить на этот вопрос. Если представить себе любого абстрактного взрослого человека и любого ребенка, то мы ответим на эти вопросы примерно следующее: «Взрослый человек уже обладает немалым социальным опытом и знаниями, его требуется либо переучивать, то есть, сделать его знания актуальными сегодняшнему времени, либо ликвидировать пробелы в имеющихся знаниях. Ребенок же обладает ограниченными знаниями об окружающем мире и легко впитывает новую информацию, но ему значительно труднее понять, зачем нужно учиться».

Теперь добавим пару условий к нашему «взрослому». Предположим, что он инвалид и имеет легкие нарушения в интеллектуальной сфере. Насколько теперь он отличается от ребенка, не имеющего этих условий?         Эти и другие вопросы возникли перед нами полгода назад, когда был запущен проект обучения взрослых людей, проживающих в психоневрологическом интернате № 3 города Петергоф. Из них были сформированы три класса для обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями. Да, опыт работы в коррекционной школе у нас был, но наши ученики были детьми школьного возраста. Реальность же представляла из себя следующий набор условий: наши новые ученики – взрослые люди, они инвалиды, когда они проживали в детских домах, воспитатели занимались с ними, хотя занятия носили не регулярный характер. Согласно диагностике, обучающиеся соответствовали раннему подростковому возрасту (лица с интеллектуальными нарушениями).

На основании диагностики нами были разработаны конспекты уроков, подобран наглядный и раздаточный материал. Работа педагогического коллектива организовывалась так, чтобы она повышала активность взрослых обучающихся, их самостоятельность в учебной деятельности.

Так как учебный процесс, в психоневрологическом интернате носит специфический характер, практическая значимость программы обучения инвалидов состоит в организации их учебной занятости и социальной адаптации.

Основное внимание уделялось таким предметам, как  математика,  альтернативное чтение, так как они являются одной из самых сложных областей знаний, включенных в содержание обучения, которыми овладевают воспитанники с умеренным и легким нарушениями интеллекта.  Так же в учебную программу входят такие предметы как: история, география, биология, ОБЖ, русский язык, чтение, математические представления и конструирование, графика и письмо.

Содержание работы по формированию знаний у взрослых воспитанников отражено в Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г., и Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год.

Далее нам нужно было понимать, с каким контингентом нам предстоит работать? Какими особенностями обладают наши новые ученики? Требовалось понять особенности учебного коллектива в целом и каждого обучающегося в отдельности. Уровень подготовленности учащихся был низким.  Скорость чтения и письма значительно отличалась.

Кто-то из обучающихся хорошо читал и писал, однако, обладал плохой памятью и испытывал трудности в построении логической цепочки или вывода из прочитанного. Другие же, наоборот, в связи с сочетанными нарушениями, плохо читали и писали, но обладали хорошей памятью и могли рассуждать по теме прочитанного. Исходя из этого, мы сформировали разноуровневые  группы для проведения консультаций.

К классно-урочной системе  учащиеся привыкли быстро. Вопросов, связанных с дисциплиной, не возникало. На занятия приходили, отработав смену в реабилитационном центре, усталые, но каждый работал в меру своих возможностей и старался помочь отстающему. Они хорошо понимали необходимость получения образования, потому что это была их цель - продолжить обучение и получить профессию.

Интересная особенность выявилась в общении с учебным коллективом во время уроков. Нам не нужно было объяснять значение образования, не нужно было тратить силы на поддержание дисциплины. В подобных учебных коллективах комфорт общения является одной из главных составляющих успеха. Как гласит известная фраза: «Будьте проще, и люди к вам потянутся». Если общаться с ними как с учениками-детьми, можно получить полное неприятие вас как личности и, как следствие, вашего предмета. Когда общение протекает на уровне партнерских отношений, оно выгодно обеим сторонам, и складывается рабочая обстановка, способствующая развитию личности.

Если подвести итог вышесказанному, наши впечатления от работы в учебном коллективе психоневрологического интерната № 3  исключительно положительные. Во-первых, мы - учителя, попали в необычную для себя среду, что дало нам новый, бесценный опыт. Во-вторых, подобный опыт раздвигает границы нашего профессионализма и позволяет сохранить гибкость в своих знаниях и навыках. В-третьих, мы усвоили простую истину: воспитывает личный пример, понимание цели обучения и партнерские отношения, а не чтение морали ученикам.

В заключении хочется сказать, что наша профессиональная деятельность по обучению взрослых инвалидов, не получивших образования, продолжится в будущем учебном году. А опыт прошлого года поможет нам добиться еще более заметных результатов.

 

Используемая литература:

 

  1. Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.
  2. Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 "Образование" / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 350с.- (Для средних специальных учебных заведений).
  4. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.-279с.: ил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ)

Аверьянова Любовь Андреевна, Тулисова Ирина Валерьевна,

Тулисова Дарья Андреевна, Чоботарская Олеся Вячеславовна

"Не стыдись учиться в                                          зрелом возрасте; лучше научиться поздно, чем никогда".

Эзоп

Есть ли разница в обучении взрослого и ребенка? А если есть, то в чем она состоит? Попытаемся ответить на этот вопрос. Если представить себе любого абстрактного взрослого человека и любого ребенка, то мы ответим на эти вопросы примерно следующее: «Взрослый человек уже обладает немалым социальным опытом и знаниями, его требуется либо переучивать, то есть, сделать его знания актуальными сегодняшнему времени, либо ликвидировать пробелы в имеющихся знаниях. Ребенок же обладает ограниченными знаниями об окружающем мире и легко впитывает новую информацию, но ему значительно труднее понять, зачем нужно учиться».

Теперь добавим пару условий к нашему «взрослому». Предположим, что он инвалид и имеет легкие нарушения в интеллектуальной сфере. Насколько теперь он отличается от ребенка, не имеющего этих условий?         Эти и другие вопросы возникли перед нами полгода назад, когда был запущен проект обучения взрослых людей, проживающих в психоневрологическом интернате № 3 города Петергоф. Из них были сформированы три класса для обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями. Да, опыт работы в коррекционной школе у нас был, но наши ученики были детьми школьного возраста. Реальность же представляла из себя следующий набор условий: наши новые ученики – взрослые люди, они инвалиды, когда они проживали в детских домах, воспитатели занимались с ними, хотя занятия носили не регулярный характер. Согласно диагностике, обучающиеся соответствовали раннему подростковому возрасту (лица с интеллектуальными нарушениями). 

На основании диагностики нами были разработаны конспекты уроков, подобран наглядный и раздаточный материал. Работа педагогического коллектива организовывалась так, чтобы она повышала активность взрослых обучающихся, их самостоятельность в учебной деятельности. 

Так как учебный процесс, в психоневрологическом интернате носит специфический характер, практическая значимость программы обучения инвалидов состоит в организации их учебной занятости и социальной адаптации.

Основное внимание уделялось таким предметам, как  математика,  альтернативное чтение, так как они являются одной из самых сложных областей знаний, включенных в содержание обучения, которыми овладевают воспитанники с умеренным и легким нарушениями интеллекта.  Так же в учебную программу входят такие предметы как: история, география, биология, ОБЖ, русский язык, чтение, математические представления и конструирование, графика и письмо.

Содержание работы по формированию знаний у взрослых воспитанников отражено в Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г., и Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год.

Далее нам нужно было понимать, с каким контингентом нам предстоит работать? Какими особенностями обладают наши новые ученики? Требовалось понять особенности учебного коллектива в целом и каждого обучающегося в отдельности. Уровень подготовленности учащихся был низким.  Скорость чтения и письма значительно отличалась.

Кто-то из обучающихся хорошо читал и писал, однако, обладал плохой памятью и испытывал трудности в построении логической цепочки или вывода из прочитанного. Другие же, наоборот, в связи с сочетанными нарушениями, плохо читали и писали, но обладали хорошей памятью и могли рассуждать по теме прочитанного. Исходя из этого, мы сформировали разноуровневые  группы для проведения консультаций.

К классно-урочной системе  учащиеся привыкли быстро. Вопросов, связанных с дисциплиной, не возникало. На занятия приходили, отработав смену в реабилитационном центре, усталые, но каждый работал в меру своих возможностей и старался помочь отстающему. Они хорошо понимали необходимость получения образования, потому что это была их цель - продолжить обучение и получить профессию.

Интересная особенность выявилась в общении с учебным коллективом во время уроков. Нам не нужно было объяснять значение образования, не нужно было тратить силы на поддержание дисциплины. В подобных учебных коллективах комфорт общения является одной из главных составляющих успеха. Как гласит известная фраза: «Будьте проще, и люди к вам потянутся». Если общаться с ними как с учениками-детьми, можно получить полное неприятие вас как личности и, как следствие, вашего предмета. Когда общение протекает на уровне партнерских отношений, оно выгодно обеим сторонам, и складывается рабочая обстановка, способствующая развитию личности.

Если подвести итог вышесказанному, наши впечатления от работы в учебном коллективе психоневрологического интерната № 3  исключительно положительные. Во-первых, мы - учителя, попали в необычную для себя среду, что дало нам новый, бесценный опыт. Во-вторых, подобный опыт раздвигает границы нашего профессионализма и позволяет сохранить гибкость в своих знаниях и навыках. В-третьих, мы усвоили простую истину: воспитывает личный пример, понимание цели обучения и партнерские отношения, а не чтение морали ученикам.

В заключении хочется сказать, что наша профессиональная деятельность по обучению взрослых инвалидов, не получивших образования, продолжится в будущем учебном году. А опыт прошлого года поможет нам добиться еще более заметных результатов.

Используемая литература:

  1. Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.
  2. Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 "Образование" / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 350с.- (Для средних специальных учебных заведений).
  4. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.-279с.: ил.

ЗАЯВКА

ФИО

Аверьянова Любовь Андреевна

Тулисова Ирина Валерьевна

Тулисова Дарья Андреевна

Чоботарская Олеся Вячеславовна

Страна

Россия

Место работы (полное наименование организации, ВУЗа)

ГБОУ школа №439 Петродворцового района  СПб.

Должность

учитель

Ученая степень, ученое звание

-

Статья

«Школа для взрослых»

(Из опыта работы в школе для взрослых в психоневрологическом интернате)

Почтовый адрес

198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 48, кв. 9

Электронный адрес

tchobotarsky@yandex.ru

Телефоны

89119816149

Наименование организации

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №439 Петродворцового района  СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)

Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость.  В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в осв...

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...