Главные вкладки

    #кубановедение Проект РАЗВИТИЕ ЭНТОМОЛОГИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
    творческая работа учащихся

    Карпенко Оксана Геннадьевна

    Проект Развитие энтомологии на Северном Кавказе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_entomlogii_na_severnom_kavkaze_nauchnaya_rabota.docx53.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение                                                                                                                                             2 

    Глава 1. Удивительный мир энтомологии                                                                                  4

    1.1. Предмет энтомология и её связь с другими естественнонаучными и прикладными дисциплинами; разделы энтомологии                                                                                 4

    1.2.  Место насекомых в царстве животных; видовое разнообразие и численность насекомых                                                                                                                               5

    1.3. История развития энтомологии на Северном Кавказе                                               6

    Глава 2.  Коллекция Насекомых                                                                                                 10

                2.1. Сачок – верный спутник энтомолога                                                                          10

                2.2. Морилка и расправилки                                                                                                11

                2.3. Делаем энтомологическую коробку                                                                            13

                2.4. Открытый урок: «Коллекция своими руками»                                                          14

                Заключение                                                                                                                          16

    Список литературы                                                                                                                        17

    Приложения                                                                                                                                     18

    ЛИТОСОВ Иван Игоревич

    Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5», 11 класс

    РАЗВИТИЕ ЭНТОМОЛОГИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

    Научный руководители: Лазурцева Татьяна Лазаревна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 5», Тбилисский район, станица Тбилисская

    Карпенко Оксана Геннадьевна, учитель кубановедения МБОУ «СОШ № 5», Тбилисский район, станица Тбилисская

    Введение

    «Мир насекомых – неотъемлемая часть нашего большого мира»

    Жан Анри Фабр

              Очень удивителен и сказочно красив мир насекомых. Они привлекательны и малозаметны из-за своих крошечных размеров. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.

              Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, та и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего на Земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.

              Знание жизни насекомых, их привычек очень полезно и интересно. Жуки, и бабочки, пчелы  и мухи, тараканы, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – все это наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа наших жизней. Попробуем остановиться и оглянуться вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.          

              Мир насекомых живет по чуждым и неясным для нас законам. Насекомые могут то, что не можем делать мы – летать, не падая, ползать по гладким отвесным стенам и потолку, бегать по воде, строить невообразимые конструкции.

              Охрана насекомых – наше общее дело. Даже в общегосударственном масштабе вопрос об охране редких насекомых стал подниматься совсем недавно. В 2001 году в Красную книгу Российской Федерации заключили 95 видов насекомых, большинство из которых обитает на Северном Кавказе.

              Заинтересованность молодым поколением энтомологией, позволяет задуматься о будущем. Забота и интерес микромиру дадут толчок к изучению мира насекомых, к пониманию физики их существования. Это позволит сделать научные открытия  и использовать их для развития прогресса.

              Цель работы -  создание энтомологической коллекции родного региона, ознакомление и вовлечение подрастающего поколения в работу по созданию коллекции. Развитие интереса к миру насекомых у младших школьников. Выявление насекомых, занесенных в Красную книгу России на территории Северного Кавказа.

              Для себя я выдвинул следующие задачи:

    1) Познакомиться с наукой энтомология и ее историей развития на Северном Кавказе.

    2) Привить подрастающему поколению интерес к изучению энтомологии.

    3) Создание коллекции, способствующей к изучению мира насекомых родного региона.

    4) Возможность любого человека самостоятельно создать энтомологическую коллекцию.

              Объект исследования: насекомые Северного Кавказа.        

              Предмет исследования: наука энтомология.

              Результатом проектной деятельности являются:

    - коллекция насекомых.

    - компьютерная презентация.

    Глава 1. Удивительный мир энтомологии

    1.1. Предмет энтомология и её связь с другими естественнонаучными и прикладными дисциплинами; разделы энтомологии

              Энтомология (от греческих слов «entomon» – насекомое и «logos» – наука) изучает мир насекомых. Современная энтомология подразделяется на ряд самостоятельных научных дисциплин – общую энтомологию, сельскохозяйственную энтомологию, а также лесную, медицинскую и ветеринарную энтомологию.

              Общая энтомология является теоретической научной дисциплиной, но она также служит научным фундаментом для названных выше прикладных энтомологических дисциплин; последние имеют своей задачей научную разработку методов борьбы с насекомыми – вредителями растений, человека и домашних животных.
              Близко к энтомологии примыкают такие прикладные дисциплины, как пчеловодство и шелководство. Энтомология поставляет материал для таких дисциплин как созология, созотехника и охрана природы, занимающихся разработкой приемов сохранения угрожаемых форм жизни.

              Общая энтомология изучает основные особенности насекомых — строение их тела, деятельность органов, образ жизни, разнообразие форм и взаимоотношение со средой. В соответствии с этим общая энтомология может быть подразделена на морфологию (с разделением ее на наружную морфологию, или эйдономию, и внутреннюю, или анатомию), физиологию, биологию в узком смысле слова, систематику и классификацию, экологию.
             Сельскохозяйственная энтомология – агрономическая дисциплина, изучающая насекомых, вредящих сельскохозяйственным культурам, реакцию растений на повреждения и меры борьбы с вредителями. Основная производственная задача сельскохозяйственной энтомологии – снижение потерь урожая от вредных насекомых, пока еще довольно значительных. Во всем мире ежегодно при выращивании сельскохозяйственных культур теряется от вредителей, болезней и сорняков до 35% урожая, в том числе только от вредителей около 14%. К этому следует добавить еще потери около 20% урожая при хранении. Таким образом, потенциальные потери урожая от вредных организмов в мире составляют около 48%. [1]

              Для защиты урожая применяются системы (комплексы) мероприятий, относящихся к различным методам борьбы. Подсчитано, что в Советском Союзе за счет проведения мер борьбы с вредителями, болезнями и сорняками ежегодно предотвращаются потери урожая на сумму около 8 млрд. рублей при затратах 2млрд. рублей. Каждый вложенный в защиту растений рубль окупается четырьмя.

             Если же обеспечить более полное подавление развития вредных организмов, используя эффективные средства защиты растений, то стоимость сохраненного урожая в ближайшее время может возрасти до 12 млрд. рублей при тех же затратах. Основными направлениями ускорения научно-технического прогресса в сельском хозяйстве являются совершенствование интегрированной защиты растений от вредителей и болезней, значительное расширение изучения и внедрения в практику биологических методов, развитие исследований по разработке и ускорению производства высокоэффективных и экологически безопасных средств защиты растений, отвечающих требованиям интенсивных технологий.
              Таким образом, энтомология как комплексная наука имеет свою большую, содержательную и богатую событиями и различными научными открытиями историю и вносит свой существенный вклад в практику. Поэтому она все более и более привлекает к себе умы людей, и интерес к изучению гигантского и разнообразного мира насекомых возрастает во всем мире. В настоящее время энтомология во всем мире составляет важный раздел научной и практической деятельности многих учреждений. Число энтомологов в мире исчисляется многими тысячами; чем выше развитие страны, тем больше в ней работает энтомологов, тем больший вносят они вклад в изучение насекомых, в повышение продуктивности сельского и лесного хозяйства, в обеспечение здоровья человека. Достаточно сказать, что только в области систематики насекомых работает свыше 3,5 тыс. энтомологов мира.

              Но ученые-энтомологи занимаются не только поисками новых видов и собиранием коллекции божьих тварей - специалисты разрабатывают средства для борьбы с мелким вредителями в разных областях применения, начиная с сельского хозяйства крупных предприятий до способов борьбы с тараканами в наших домах.

             И среди всех этих методов борьбы имеются, так называемые, «полезные насекомые» которые широко применяются и на Северном Кавказе.

    (приложение 1)

             К ним относятся божьи (тлевые) коровки, хищные клопы, мухи-серфиды, златоглазки, жужелицы, трипсы, хищные клещи, настоящие наездники.

    1.2. Место насекомых в царстве животных; видовое разнообразие и численность насекомых

             Насекомые составляют особый класс (латинское название Insecta; прежде применялось также название Hexapoda, т. е. шестиногие) в типе членистоногих животных (Arthropoda). Филогенетически насекомые ближе всего примыкают к классам многоножек (Myriapoda) и ракообразных (Crustacea) и совместно с ними образуют естественную группу, выделяемую в отдельный подтип челюстных (Mandibulata). Насекомых, многоножек и ракообразных объединяют такие признаки, как присутствие одной или двух пар усиков и превращение трех следующих за усиками пар конечностей в ротовые органы, из которых особенно сильно развиты верхние челюсти, или мандибулы. Современные исследователи выделяют среди челюстных надкласс шестиногих, включающий 2 самостоятельных класса: энтогнат, или скрытночелюстных, и собственно насекомых. Энтогнаты по ряду признаков занимают промежуточное положение между многоножками и настоящими насекомыми.
             Поразительной особенностью насекомых является необычайное разнообразие их форм. В настоящее время установлено более 1 млн. видов насекомых (70–75% всех животных), но отдельные ученые предполагают, что их намного больше – от 5 до 30 млн.; ежегодно открывают до 7–7,5 тыс. новых видов, особенно в мало обследованных областях, тропиках и т.д., что подтверждает это предположение. В России водится, вероятно, до 100 тыс. видов, но фактическое число известных представителей значительно меньше названной цифры. В целом число видов насекомых превышает число видов всех остальных животных и всех растений, взятых вместе. Численность насекомых на Земле оценивается в миллиард миллиардов.
             Насекомые появились на нашей планете в Девоне, 400 млн. лет назад. Ископаемая фауна насекомых чрезвычайно богата, хотя сохраняются они плохо. Для 5 эволюции насекомых свойственны разнообразные пути адаптации и специализации, в результате чего они достигли поистине бесконечного разнообразия морфологических и биологических черт, приспособительных особенностей, связей с другими организмами. В целом органическая природа воплотила в мир насекомых самое большое число форм жизни и самое большое число форм участия в круговороте веществ. Одной из важнейших черт эволюции насекомых – коэволюция с цветковыми растениями.

    1.3. История развития энтомологии на Северном Кавказе

             История активного изучения насекомых региона насчитывает не более 150 лет. После знаменитой экспедиции П.С. Палласа (1793–1794 гг.) Кавказ несколько десятилетий практически не посещался натуралистами из-за войн на его территории. Лишь после окончательной победы России в Кавказской войне и последовавшего за этим исхода большей части черкесского населения в конце XIX в. Русское правительство дает согласие на проведение исследований на Кавказе Эдмунду Рейтеру, который в 1887 г. снаряжает экспедицию под руководством Ганса Ледера для сбора фаунистического материала в Черкессии. Почти в то же время в окрестностях плато Абаго и гор Аишха и Ачишхо работает Александр Александрович Старк. В 1878 г. А.А. Старк получил место управляющего имением Великого князя Константина Николаевича в южной части бывшего Черноморского округа (местечко Уч-Дере) и занялся изучением фауны альпийского пояса Западного Кавказа. Это место стало пристанищем для многих энтомологов, сам А.А. Старк описал из региона более 120 видов жесткокрылых. [2]

             В конце XIX – начале ХХ в. в регионе появляются первые учреждения, способствовавшие изучению местного животного мира и объединившие зоологов различных направлений. Так, в Екатеринодаре (ныне Краснодаре) организуется музей при 1-й мужской гимназии. Его основал Ф.В. Андерсон – преподаватель природоведения, изучавший насекомых Кубанской области. Воспитанником Ф.В. Андерсона был, в частности, известный отечественный энтомолог Н.Н. Богданов-Катьков – также уроженец Кубани (он родился в Новороссийске). В это же время на Кубани работали зоологи

     С.Г. Крыжановский и С.М. Кожевников, собравшие большой материал по насекомым и также сыгравшие определенную роль в формировании молодых энтомологов, в частности Е.М. Степанова.

              Большое значение для развития фаунистических исследований на Северо-Западном Кавказе имело создание Кавказского государственного заповедника, ставшего одним из центров зоологических исследований на Кавказе. Основателем заповедника был энтомолог Христофор (Хачатур) Георгиевич Шапошников. Он родился в Майкопе 24 марта 1872 г. в большой семье купца и первого градоначальника Г.Н. Шапошникова, человека всеми в городе уважаемого. В 1904 г. Х.Г.Шапошников опубликовал большую статью о бабочках Северо-Западного Кавказа. Зоологический музей в Берлине предоставил ему в 1904 г. научную командировку на 8 месяцев в Северную Африку, где он собрал большую коллекцию, часть которой хранится в Зоологическом институте РАН, Санкт-Петербург. Позднее Х.Г. Шапошников ездил в научные командировки от Русского географического общества и Российской академии наук в Закавказье, Среднюю Азию и Турцию, собирая обширные коллекции не только насекомых, но и животных из многих других групп. Две большие монографии, которые подводили итог работы всей жизни Х.Г. Шапошникова и были почти готовы к изданию, так и не были опубликованы. В 1937 г. ученый был арестован и расстрелян (реабилитирован посмертно в связи с отсутствием состава преступления).
             Первым научным подразделением в Кавказском заповеднике была энтомологическая станция на кордоне Гузерипль, организованная в начале 1930-х гг. Руководил ею П.И. Слащевский.
             В задачи станции входили изучение энтомофауны заповедника и выработка рекомендаций для борьбы с вредителями леса. На ее базе позднее работали М.И. Зюзин, С.С. Деев и Г.К. Пятницкий.

             Результаты многих энтомологических исследований, проводимых на территории Кавказского заповедника его сотрудниками, остались неопубликованными и хранятся в виде рукописей в архиве заповедника. Из них особенно важно отметить «Список насекомых Кавказского заповедника» Э.Д. Мейзеля, составленный в 1940 г. и включающий 1702 вида (Мейзель, 1940). К 1935 г. научные станции Майкопского научного отдела Кавказского заповедника были объединены в комплексную естественно-историческую станцию. С 1964 г. на кафедре зоологии Адыгейского государственного педагогического института в Майкопе (ныне – Адыгейский государственный университет) выполнял исследования по кровососущим двукрылым.

             А.Ф. Сергеев в 1970 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Кровососущие двукрылые насекомые Адыгеи» (Сергеев, 1970).

              К сожалению, из научного наследия именитых предшественников для адыгейских энтомологов сохранился лишь архив заповедника. Нынешняя научная школа в республике сформировалась в  основном под влиянием краснодарских и московских энтомологов.

             Развитие энтомологии в другом крупном вузе Краснодара, Кубанском сельскохозяйственном институте (ныне – Кубанский государственный аграрный университет), тесно связано с именем Алексея Владимировича Богачева (Шеуджен и др., 1999; Девяткин и др., 2007; Замотайлов, 2008). Алексей Владимирович родился 8 января 1910 г. в семье известного палеонтолога, профессора В.В. Богачева. Его первые юношеские исследования, результаты которых опубликованы в 1930-х гг., были посвящены жесткокрылым Азербайджана и Восточного Кавказа в целом.

              Позже научные интересы Алексея Владимировича формировались под влиянием А.П. Семенова-Тян-Шанского, а также известного исследователя жуков Кавказа Ф.А. Зайцева. Алексей
             Владимирович тесно сотрудничал и со многими другими кавказскими энтомологами, результатом этих контактов стал ряд совместных публикаций по жесткокрылым. После окончания медицинского факультета университета в Баку Алексей Владимирович работал врачом-эпидемиологом Бардинской тропической станции и врачом Черноморских военно-морских сил. С 1932 г. он был научным сотрудником только что организованного Зоологического сектора Азербайджанского филиала АН СССР. В 1935 г. решением диссертационного совета при Тбилисском государственном университете ему была присвоена ученая степень кандидата биологических наук за диссертацию на тему «Чернотелки (Tenebrionidae) Кавказа».

             После Великой Отечественной войны А.В. Богачев работает руководителем отдела энтомологии Института зоологии Азербайджана. В 1949 г. ему было присуждено ученое звание старшего научного сотрудника, а в 1965 г. в Московском государственном университете им была защищена докторская диссертация на тему «Жуки-чернотелки Средней Азии и Казахстана». В 1966 г. А.В. Богачеву было присвоено ученое звание доктора наук, а уже через год он стал профессором.

              С 1950 по 1956 г. Алексей Владимирович работал в Крымском филиале АН СССР, с 1956 г. – в Институте зоологии АН УССР, а с 1959 г. – в Институте зоологии и паразитологии АН Таджикистана. С 1965 г. А.В. Богачев работал в Ставропольском сельскохозяйственном институте, а с 1968 г. – в Краснодаре. Кафедра энтомологии в Кубанском сельскохозяйственном институте была основана в 1968 г. после ее выделения из кафедры защиты растений, для руководства которой и был приглашен А.В. Богачев. Здесь он проработал вплоть до своей кончины 10 июля 1977 г. За этот сравнительно короткий период ему удалось не только создать крупнейшую в регионе и эффективно работающую кафедру энтомологии, просуществовавшую почти до наших дней, подобрать и обучить коллектив грамотных преподавателей-энтомологов, но и заразить своей любовью к жукам многих молодых энтомологов в нашем регионе. В значительной степени под влиянием А.В. Богачева сформировалась Кубанская колеоптерологическая школа, известная своими разноплановыми работами.

             А.В. Богачев был ведущим специалистом по чернотелкам Средней Азии и всего СССР. Он изучил коллекции крупнейших зоологических учреждений страны: Зоологического института АН СССР, Зоологического музея МГУ, Института зоологии АН УССР, Зоологического института АН Азербайджанской ССР, Государственного музея Грузии, институтов зоологии Таджикской, Узбекской и Туркменской ССР и других центральных и региональных собраний насекомых. Неожиданная смерть прервала творчество А.В. Богачева на самом его пике. К сожалению, целый ряд работ А.В. Богачева, в том числе очень важных, остался неопубликованным, однако они послужили базой для последователей. По нашим сведениям, А.В. Богачевым было опубликовано 104 печатные работы (часть из них вышла уже после смерти автора).

              Кубанская энтомология последней трети XX в. Неразрывно связана с именем еще одного крупного исследователя – Евгения Михайловича Степанова (Степанова, 2000). Совсем недавно о нем была опубликована замечательная книга (Тряпицын, 2010), и мы не видим надобности пересказывать ее содержание. Отметим только, что Евгений Михайлович был уроженцем Краснодара и основоположником классического биологического метода борьбы с насекомыми-вредителями на Черноморском побережье Кавказа. В разное время он руководил Аджарской карантинной лабораторией и Грузинской лабораторией биологического метода борьбы с вредителями. Евгений Михайлович вернулся в Краснодар в 1967 г. и возглавил здесь лабораторию биологического метода в Северо-Кавказском институте фитопатологии. Эта лаборатория и дала начало современному Всероссийскому НИИ биологической защиты растений, в который был преобразован в 1992 г. Институт фитопатологии. Многие сотрудники института, да и вообще многие краснодарские энтомологи, считают Евгения Михайловича своим учителем.
             В 1970-е и 1980-е гг. на Кубани были богаты интересными людьми и преданными своему делу, энтомологами, оказывавшими заметное влияние на окружающую молодежь. На Краевой станции защиты растений работал Лев Андреевич Ануфриев, который создал здесь крупную региональную коллекцию насекомых, привлекавшую многих энтомологов. В Адлере в эти годы поселился известный исследователь жужелиц Кавказа и создатель крупной частной коллекции Владимир Николаевич Курнаков, внесший важный вклад в развитие современной систематики ряда групп жужелиц и прежде всего кавказских. Хотя эти люди и не оставили учеников на Кубани, их роль в формировании региональной энтомологической школы трудно переоценить.

    Глава 2.  Коллекция Насекомых

    2.1. Сачок – верный спутник энтомолога

             Охота за насекомыми — увлекательное занятие не только для юных натуралистов, но и для взрослых любителей природы. Те, кто во время летнего отдыха не наблюдал за насекомыми, не коллекционировал их, даже не подозревает, как это интересно. Странствуя по лужайкам и лесным опушкам, любитель-энтомолог ловким взмахом сачка захватывает легкокрылую добычу. На стволах деревьев он находит затаившихся ночных бабочек и усатых жуков, а среди зеленой листвы обнаруживает гусеницу, из которой, может быть, впоследствии выведется бабочка. Обработка и просмотр собранных коллекций позднее живо напомнят летние экскурсии и углубят знания об окружающей нас природе.[3]

             Отправляясь на охоту за насекомыми, энтомолог должен позаботиться о снаряжении, и, прежде всего, изготовить сачок. Сачок – верный спутник энтомолога.

    (приложение 2)

             Основа сачка — прочный обруч из толстой проволоки.  На проволоке длиной около 120 см отмеряют от одного конца 12 см, а от другого — 8 см, остальную часть загибают под прямым углом и заостряют напильником — эти острия нужны, чтобы прикрепить обруч к палке.

             Марлевую сетку пришивают не прямо к обручу, а к более прочной материи (полотну, бязи), которая узким чехлом должна охватывать обруч. Мешок сачка делается глубиной 55—60 см.

             Материю сачка лучше окрасить в темно-зеленый цвет (можно обмотать изолентой), иначе он будет пугать насекомых. Палка должна быть не длиннее 130 см (не стоит использовать сухой стебель бамбука - при резких движениях сачком во время ловли быстрых насекомых он раскалывается).

             Летящее или присевшее на цветок насекомое ловят, подводя к нему сачок сбоку. Поймав добычу, быстро поворачивают сачок так, чтобы нижняя часть мешка перехлестнула обруч и прижалась к нему, закрывая выход. Насекомых, скрывающихся в густых зарослях, например в крапиве, вылавливают так называемым кошением. Энтомолог резкими взмахами, напоминающими движение косца на лугу, проводит сачком по растениям то в одну, то в другую сторону. После нескольких взмахов он выбирает добычу из сачка.

             Для ловли водных насекомых следует иметь особый сачок — из более плотной материи (темная портьерная ткань)  и на более длинной прочной палке.

    2.2. Морилка и расправилки

             Кроме сачка энтомологу необходимы различные стеклянные банки и коробки. Крупных и беспокойных насекомых (особенно хищников) приходится сразу же умерщвлять в морилке — небольшой стеклянной баночке с плотно пригнанной пробкой. Изнутри к пробке прикреплен комочек ваты, смоченный эфиром или хлороформом. Когда в морилке накопится от 5 до 8 насекомых, их перекладывают в коробку на слой ваты (удобны для этого продолговатые коробки из-под конфет), а вату в морилке опять смачивают двумя-тремя каплями эфира и снова помещают туда насекомых.

    (приложение 3)

             Бабочек (кроме особенно крупных и кроме очень живучих ярких медведиц и пестрянок) умерщвляют прямо в сачке. Для этого нужно улучить момент, когда у бьющейся в сачке бабочки крылья окажутся поднятыми над спиной. Двумя пальцами через материю сачка сдавливают с боков ее грудь, потом бабочку укладывают в коробку со слоем ваты или помещают в заранее заготовленные бумажные пакетики. Каждую в отдельный пакетик. Можно сразу наколоть бабочку на булавку и поместить в особую экскурсионную коробку. Эту фанерную коробку с торфяным или пробковым дном обычно носят, как сумку, на тесьме, перекинутой через плечо.

           Насекомых средних и мелких размеров (за исключением бабочек с их нежными крыльями и хищников) сажают живыми в маленькие баночки или пробирки, через пробки которых должны быть пропущены для вентиляции отрезки тонкой стеклянной трубочки или гусиного пера. Внутрь этих склянок нужно заранее вложить длинные полоски бумаги, чтобы насекомые разместились там более равномерно, не сбиваясь в живой комок. Этих «пленников» можно умертвить и после экскурсии. Если нет эфира, склянку с насекомыми погружают минуты на две в кипяток. Гусениц и куколок, из которых хотят вывести бабочек, собирают в коробочки с окошечками, затянутыми сеткой или канвой.

            Энтомологу нужно иметь при себе также лупу, пинцет и нож. Их следует прикрепить к шнуркам и надеть на шею, а не рассовывать по карманам. Для коллекции насекомых накалывают на булавки. Очень удобны для этого специальные энтомологические булавки (длина их 38 мм, толщина различается по размерам). Насаживая насекомых на булавку, надо строго перпендикулярно вонзить ее в спинку грудного отдела. Жуков и крылатых клопов (если их не собираются расправить в позе полета) протыкают через правое надкрылье. Сухих насекомых, хранившихся на вате или в пакетиках, нужно предварительно размягчить — распарить. Для этого их 2—4 дня держат поверх слоя сырого песка в какой-нибудь широкой посуде, плотно прикрытой сверху. Крылатых насекомых после размягчения можно будет легко расправить.

            У бабочек, предназначаемых для коллекции, необходимо расправить крылья. Для этого служат расправилки.

    (приложение 4)

           В основе они состоят из двух продолговатых липовых дощечек (в них легко втыкаются булавки), расположенных параллельно, но не в одной плоскости, а несколько наклонно друг к другу (это для того, чтобы у расправленных бабочек не «сдавали» — не оседали крылья). Дощечки надо закреплять на поперечных брусочках так, чтобы между ними получилась щель (здесь помещается тело бабочки), а под нею должна проходить узкая торфяная или пробковая пластинка. В эту мягкую пластинку и втыкают булавку с бабочкой так, чтобы тело бабочки поместилось в желобке, а крылья можно было разложить на обеих дощечках.

    Вместо липовых дощечек, на первых порах, можно использовать листы пеноплекса.

             На левые крылья бабочки вдоль ее туловища около самого желобка кладут бумажную полоску. Конец полоски около головы бабочки прикалывают булавкой к дощечке. За другой конец полоску двумя пальцами левой руки натягивают и прижимают ею левые крылья бабочки к расправилке. В то же время кончиком иглы в правой руке зацепляют (не прокалывая) самую толстую жилку крыла, а затем, то ослабляя, то натягивая бумажную полоску, передвигают крылья так, чтобы задний край переднего крыла образовал прямой угол с телом бабочки и прикрывал собой передний край заднего крыла. Натянутую бумажную полоску прикалывают к расправилке второй булавкой. Таким же способом расправляют правые крылья бабочки. Следует правильно расположить и усики бабочки, стараясь, чтобы они были прижаты к расправилке. Наружные края крыльев прижимают к дощечке двумя другими бумажными полосками. Насекомое должно сохнуть на расправилке, пока его брюшко не перестанет гнуться от прикосновения булавкой.

    (приложение 5)
             Особенно мелких насекомых приклеивают капелькой клея к маленьким кусочкам чертежной бумаги, которые и насаживают на булавку.

    2.3. Делаем энтомологическую коробку

             Готовых для коллекции насекомых помещают в энтомологические коробки или ящики, на дно которых уложены торфяные пластинки, покрытые бумагой, приклеенной к краям пластинок. На первых порах можно использовать и коробки из-под конфет или печенья, лишь бы глубина их была не меньше 4 см и они плотно прикрывались. На дно коробки нужно приклеить правильными, рядами кусочки пробки.

    (см. приложение 6)

              Выгодно получается, если мы сами делать энтомологические коробки, ибо продавцы требуют за них огромную плату в магазинах. А так мы сами подбираем для себя нужные нам размеры, порой и нестандартной формы для определенных коллекций.

             Нам понадобятся:

    • Рама со стеклом
    • Листы фанеры (для дна коробки можно применять и толстый картон)
    • Маленькие навесы (подойдут тонкие рояльные)
    • Мелкие шурупы (длинные для фанеры (16) , короткие для навесов(8 шурупов для 2 навесов))
    • Клей-пистолет с силиконовыми стержнями
    • Листы пенопласта (толщина 2-3 см) или пеноплекса

            Приступаем к работе:

    1. Покупаем в магазине рамку со стеклом (для картин или для фото, можно взять в любой лавке, где продаются канцтовары; энтомологом сам выбирает подходящую для его коллекции раму).
    2. Вымеряем размеры для дощечек, ширина их должна быть не меньше 4см (в дальнейшем они пригодятся для коробки).
    3. Выпиливаем дощечки из фанеры. Также выпиливаем дно коробки, длина и ширина дна равны размерам рамы.
    4. Делаем коробку: сначала соединяем четыре дощечки, образуя основу коробки, закрепляем дно с основой
    5. Прикрепляем с помощью навесов и винтов коробку с рамой (при этом рама без стекла)
    6. Проверяем – хорошо ли закрывается наша коробка
    7. При помощи силиконового клея устанавливаем стекло в раму
    8. На дно коробки прикладываем лист пенопласта
    9. Коробка готова. Можно начинать собирать нашу коллекцию.

    (приложение 7)

          Под каждым насекомым на той же булавке должна быть маленькая этикетка с обозначением места и времени его поимки (например: Армавир, 21. IV—76). Без таких «паспортов» коллекция не имеет никакой научной ценности.

    (приложение 8)

          Для предохранения коллекции от моли и вредного музейного жучка следует прикрепить внутри коробки щепотку нафталина, завернутую в кусочек материи.

           Коллекция не должна быть беспорядочным скоплением насекомых. Интересно составить коллекции вредителей сада, огорода, отдельных культурных растений, коллекцию представителей разных отрядов и подотрядов насекомых. Можно ограничиться сбором какой-нибудь одной систематической группы, например дневными бабочками или стрекозами. Полезно собрать коллекции на биологические темы, например: «Водные насекомые», или как у меня – коллекция бабочек Северного Кавказа «День и Ночь».

    (см. приложение 9)

           Часто среди энтомологов собирается коллекция «Мимикрии». Часто в таких биологических коллекциях наклеивают насекомых в естественных позах на кору, на засушенные растения и т. д.

    2.4. Открытый урок: «Коллекция своими руками»

             Заинтересованность в энтомологических открытиях должна прививаться с раннего возраста. Кого-то интересует строения роботов, а кого-то удивительный мир насекомых, их жизнь и поведения.

            Проводя встречу с учащимися вторых классов МБОУ «СОШ №5», я пытался привить интерес к делу, которому посвятил несколько лет своей жизни. Мир насекомых – сказочная и малоизведанная страница в науке. Именно от подрастающего поколения будет зависеть её дальнейшее исследование. Создавая коллекции, мы все пополняем копилку знаний  о жизни братьев меньших. В начале – это просто заинтересованность бабочками и клопами, а потом – более плотное изучение морфологических признаков и психологии насекомых. Как это произошло у меня.

              На открытом уроке дети прослушали мой рассказ и ознакомились с коллекцией. После просмотра презентации я раздал ознакомительные буклеты и ответил на вопросы младших школьников.  

    (приложение 10)

              Подводя итог урока, я могу сказать, что тема развития энтомологии на Северном Кавказе интересна во всех возрастных группах. Она заставляет задуматься о том, что, заботясь о насекомых, мы даем им возможность заботиться о нас.

           

    Заключение

                                                                     «Насекомые –  истинные хозяева Земли.  

                                                                     Их – миллиард миллиардов,  

                                                                     Больше, чем звезд в нашей галактике…»

    Жан Анри Фабр

            Мир насекомых дает каждому школьнику обильный и доступный материал для биологических наблюдений. Насекомые встретятся вам не только на загородных экскурсиях, но и в черте города — на пришкольных участках, среди зелени садов, в пригородной рощице и даже на незастроенных пустырях, где еще уцелело несколько кустиков и пышно разрослись бурьян и крапива.

            Правда, здесь мелкие шестиногие существа не так многообразны, как на лесных полянах и опушках или на цветущих лугах, но зато в этих местах на первых порах в них легче разобраться, легче научиться их наблюдать и, таким образом, приобрести исследовательские навыки, которые необходимы каждому юному натуралисту в его дальнейшей работе.

            Познакомившись с миром насекомых, сразу осознаёшь, насколько он сложен и многообразен. И когда знакомство станет более глубоким, начинаешь понимать, насколько важна их роль в жизни человека и всей планеты. Именно в этот момент мы начинаем относиться к насекомым с глубоким уважением.

             Очень хочется, чтобы человек, оторвавшись от новомодных гаджетов, обратил внимание на этот необыкновенный, а порою даже сказочный, мир. И прежде чем взять в руки яд, задумался, избавляясь от одного вида, не погубит ли он сотню других, так необходимых нам для жизни.

             Труд энтомологов очень важен. Изучая жизнь насекомых, которые приспосабливаются к любым условиям, учёные находят пути спасения нашей планеты. Уже сегодня их открытия используют: в медицине, сельском хозяйстве, авиастроение, косметологии и ювелирном деле. А сколько загадок ещё не раскрыто? И это наш шанс.

     
             

    Список литературы

    1.  Курс лекций по теме «Энтомология». / Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский Государственный Аграрный Университет», Факультет защиты растений Кафедра фитопатологии, энтомологии и защиты растений.

    2. Замотайлов А. С. , Шаповалов М.И., Кустов С.Ю. . «К истории энтомологии на Кубани (XIX–ХХ века)»

    3. Маркушевич А.И. . Детская Энциклопедия 4. Растения и Животные / М.: Педагогика. 1973

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие школ на Северном Кавказе – долгий путь ко всеобщей грамотности

    Вовлечение народов Северного Кавказа в орбиту экономической, политической жизни России  XIXвека оказало влияние на развитие их культуры. Оно повысило классовое и национальное самосознание трудящи...

    Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

    Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

    северный кавказ

    презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Россия - многонациональная страна"...

    проект Животные и растения северного кавказа 2 класс

    проект Животные и растения северного кавказа 2 класс с. Маджалис...

    Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков

    Интегрированный  курс по истории и музыке« Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков».   «Любовь к родному краю, знание его ист...