Классный час
классный час

Крайнова Марина Александровна

"Берегите птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «БЕРЕГИТЕ  ПТИЦ»

Цель:  познакомить  учащихся  с  многообразием  пернатых;  научить любить и защищать птиц.

выделять  признаки  сходства  и  различия  у  птиц;  формировать  понятия  о

происхождении  названий  некоторых  птиц;  прививать  любовь  и  бережное

отношение к родной природе.

Оборудование:  фотографии  и  рисунки  птиц,  карточки  с  заданиями.

кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Читает учитель. Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая

внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены

одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или

птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется

птиц? Э.Н. Голованова.

Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.

                   Рук нет, а строить умеет.(птица)

                   На дереве в лукошке подрастают крошки. (птенцы)

                   Листья падают с осин,

                   Мчится в небе острый клин. (стая)

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их

можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много.

Только  в  России  их  насчитывается  более  760  видов.  Чтобы  посмотреть  на

всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке

неподалеку от дома, надо знать.

Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель  (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера.

Разговаривают  пернатые  друг  с  другом  и  с  нами.  Давайте  прислушаемся.

Разные  птицы  подают  голос  по-разному.  Из  звуков,  которые  они  издают, и

образовались названия многих птиц.

Птицы  дороги  нам  как  часть  чудесной  природы  нашей  Родины.  Их

мелодичные,  веселые,  звонкие  песни,  яркое  оперение  оживляют  природу,

вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно,  первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться

летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните,  ребята,  что  нельзя  разорять  гнезда  птиц,  стрелять  в  них  из

рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых,

мышей,  съедающих  около  четверти  всего  урожая,  обгрызающих  плодовые

деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик читает стихотворение.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился

Мой домик среди ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!

В класс входят ребята, с карточками в руках, изображающих разных

птиц.

Звучит запись «Голоса птиц».

3. Представление птиц.

         Я-журавль – красивая птица. Тело у меня довольно длинное; шея тоже.

длинная и тонкая, а голова небольшая. Ноги длинные и очень сильные,

крылья большие, длинные и серповидно-изогнутые, а клюв довольно

сильный, прямой и несколько сжатый с боков. Живу в больших болотах.

Пара журавлей очень верна друг другу. Гнёзда вьём  прямо на земле. Самка

сносит, как правило, два яйца, которые высиживаем вдвоём.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла.

обязательно поселюсь в  вашем  домике,  ребята,  и  обещаю  вам  каждый  день

ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня

большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей.

год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых. Селимся мы в домиках, сделанных человеком, или в лесу – в готовых дуплах.

и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты

снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если  бы не вы,

юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки. Гнезд не строю и птенцов не выкармливаю.

капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много

муравьиных яиц.

Сорока-белобока. У меня есть прозвище-белобока. Меня невозможно спутать

ни с одной другой птицей. Всем известна моя привычка красть и прятать

блестящие предметы. А ещё я люблю ягоды, фрукты и злаки.

 

Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим  вас  занять  почетные места.

места в жюри и оценить знания наших ребят.

«Птицы» рассаживаются по местам.

Игра «Наши пернатые друзья».

Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается

капитан.

1-й конкурс: «Приветствие».

Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать

эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.

2-й конкурс: «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5

секунд.  Если  одна  команда не  смогла  ответить,  на  этот  же  вопрос  отвечает

следующая команда.

В о п р о с ы:

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников?

(Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а

воронье – круглое с крышкой.)

–  Какие  птицы  устраивают  гнезда  в  земляных  норах?  (Береговая

ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

–  Почему  глухаря  называют  так:  глухарь?  (Во  время  токования  птица

ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

Жюри оценивает конкурс.

3-й конкурс: «Птичьи разговоры».

Команды получают к а р т о ч к и:

Гуси    крякают

Соловьи   кричат

Журавли   гогочут

Утки    свистят

Вороны   ухают

Ласточки  воркуют

Голуби    каркают

Синицы   щебечут

Совы    пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают,

вороны  каркают,  ласточки  щебечут,  голуби  воркуют,  синицы  пищат,  совы

ухают.

Жюри оценивает конкурс.

4-й конкурс: «Птичьи профессии».

Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку?

делам?

Капитаны команд получают к а р т о ч к и:

Птица-рыболов        соловей

Птица-плотник        ласточка

Лесная кошка         поползень

Птица-строитель        баклан

Птица-акробат          иволга

Пернатый солист        кукушка

Ночной хищник        дятел

Легкомысленная мамаша                      сова

Капитаны  команд  должны  соединить  стрелками  признаки  и  названия

птиц.

О т в е  т:  Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на  глубину

до  5  м  и  плавает  так  быстро  под  водой,  что  от  него  трудно  уйти  и  самой

ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют

рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник  (дятел).  Дятлы  долбят  кору  деревьев  целыми  часами,

доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная  кошка  (иволга).  Иволга  действительно  умеет  кричать  кошкой.  А

перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой

зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель  (ласточка).  Самым  искусным  строителем  считают

ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из

этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он

первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Жюри оценивает конкурс.

5. Кроссворд «Берегите птиц».

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

 

В о п р о с ы  к  к р о с с в о р д у:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Весь день рыбак в воде стоял,

 Мешок рыбешкой набивал.

 Закончив лов, забрал улов,

 Поднялся ввысь и был таков.  

(Пеликан.)

3. Окраска – сероватая,

 Повадка – вороватая.

 Крикунья хрипловатая,

 Важная персона –

 Это я … (ворона).

 

4. Прилетел к нам, наконец,

 Лучший наш певец.

 Дни и ночи напролет

 Он поет, поет, поет.  

(Соловей.)

5. Сероспинный, красногрудый,

 В зимних рощах обитает,

 Не боится он простуды,

 С первым снегом прилетает.  

(Снегирь.)

6. Спинка зеленоватая,

 Животиком желтоватая,

 Черненькая шапочка

 И полоска галстучка. (Синица.)

 

7. Серенькая птичка,

 Птичка-невеличка,

 Шеей вертишь ты всегда,

 Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

 

8. Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистый,

 «Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом. (Клест.)

 

9. И стекают струйкой капли

    С клюва стройной … (цапли).

 

10. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел

11. Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин.)

12. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.  

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

 

Ключевые слова: «Берегите птиц».

7. Заключительная часть.

Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты - большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой...

 

Ты представь такую штуку -

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

 

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать.

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

 

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь - и капут.  

 

Вместе с родителями сделать кормушки для птиц и повесить их во дворах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...