Программа кружка "Мастерилка"
рабочая программа

Бальчугова Алена Иннокентьевна

             Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг,  торцевание).

        Цель программы  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами работы с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка Мастерилка41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеаудиторной деятельности

Кружок «Мастерилка»

1.Пояснительная записка.

              Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить  наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

             Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг,  торцевание).

        Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами работы с бумагой.

       Задачи программы: 
      Обучающие:
 

  • Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
  • Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.

Развивающие: 

  • Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к работе с бумагой;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  •  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

             Направленность  данной  дополнительной  образовательной  программы:

художественно-эстетическая.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
  • знакомятся со свойствами бумаги;
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Возраст детей и сроки реализации программы

Возраст обучающихся: 1 класс (7-8 лет). Состав групп постоянный, количество учащихся – 21 человек (2 группы по 10-11 человек)

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Режим  и форма проведения занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (вторник, среда). Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая

деятельность).

Место проведения занятий: школа (кабинет начальных классов)

Методы, используемые на занятиях кружка:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 

Формы и виды контроля

Формами  контроля (сформированность представлений о  различных способах работы с бумагой)  являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть  в классе,  в школе,  в  библиотеке.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»

             В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  •  формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
  •  бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  •  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  •  проговаривать последовательность действий;
  •  учиться работать по предложенному педагогом плану;
  •  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  •  учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
  • учиться корректировать , вносить изменения в работу;
  •  учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  •  учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
  • выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться  планировать и осуществлять работу в группах, договариваться  в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения  и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
  • уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
  • уметь соблюдать правила техники безопасности;
  • иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
  • уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
  • уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружка

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

        Учащиеся будут знать:

-историю возникновения и особенности работы с бумагой;

-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;

-сведения о применяемых материалах и инструментах;

-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;

-технологию изготовления игрушек в технике оригами, аппликации, торцевание, квиллинга;

-правила работы с инструментами и материалами;

-правила техники безопасности.

     Учащиеся будут уметь:

-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;

-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

-выполнять разметку листа бумаги;

-пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

-анализировать образец, анализировать свою работу;

-составлять композицию из готовых поделок;

-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;

-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование

разделов

Кол-во

часов

в том числе

Изучение

материала

Практи

ческая

часть

Повто-рение

Конт-роль

Резерв-ные часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Техника безопасности

1

1

-

-

-

-

2

Разнообразие видов бумаги

Свойства бумаги

2

1

1

-

-

-

3

Секреты бумажного творчества

9

4,5

4,5

-

-

-

4

Аппликация и моделирование

14

7

7

-

-

5

Работа с бумагой и картоном

8

4

4

-

-

Итого за год

34

17.5

16.5

-

-

-

  1. Содержание программы   1-й класс (34 ч)

1.Техника безопасности (1 час)

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

2.Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

3.Секреты бумажного творчества (9 часов)

Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.

4.Аппликация и моделирование (14 часов)

Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.

5.Работа с бумагой и картоном (8 часов)

Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе.  Коллективная работа.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы занятия

Основные элементы

содержания

занятия

Основные виды  учебной деятельности учащихся

Оборудование

1

2

3

4

5

Раздел 1. Техника безопасности. 1 час

1

Техника безопасности.

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц.

Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Презентация

Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа

2

Виды бумаги, её разнообразие

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме.

Видеофильм «Материал — бумага»

3

Волшебные свойства бумаги

Практическим путем знакомство со свойствами бумаги.

Инструменты для опыта

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов

4

Обрывная аппликация. Фрукты

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

5

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

Работа с бумагой в технике

«Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

6

Мозаика из газетных комков. Овечка

Работа с бумагой в технике

«Скатывание в комок». Мозаика.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Газеты

7

Моделирование из полос. Цветы

Работа с бумагой в технике

«Моделирование из полос»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

8

Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок

Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами.  Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

9

Мозаика из деталей оригами. Морские жители.  

Моделирование путём прямого повторения за

педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

10

Конструирование из фольги. Насекомые

Работа с бумагой в технике

«Конструирование из фольги»

Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами.

Фольга

11

Коллективная работа. Мир природы

Соединение различных техник в одной работе.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман

12

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов

13

Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация)  Кораблик

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур

Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги

Цветная бумага

14

Аппликация из бумаги. Зайчик

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Альбом, цветная бумага

15

Аппликация из кругов. Слон

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Цветная бумага

16

Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон

17

Аппликация из квадратов. Космонавт

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей

Цветная бумага,

картон

18

Аппликация из треугольников. Кошка

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Бумага, клей, ножницы

19

Аппликация из деталей  квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Бумага, клей, ножницы

20

Аппликация из деталей  квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

21

Моделирование из картона. Рамочка  для фотографии

Работа с бумагой и картоном  в технике «Моделирование из картона»

Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка  для фотографии

Картон, рамка, картон

22

Моделирование из гофрированной бумаги.            Жар-птица

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

23

Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы.          

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

24

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Знакомство с техникой

«Объемная аппликация»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

25

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

26

Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов

27

Симметричное вырезание. Матрёшки

Знакомство с техникой

«Симметричное вырезание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага

28

Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы

Работа с бумагой и картоном.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага, клей

29

Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун

Знакомство с техникой

«Игрушки из картона с подвижными деталями»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, проволока, ножницы, карандаши

30

Торцевание (вид мозаики)

Знакомство с техникой «Торцевание»

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания

Цветная гофрированная бумага

31

Простое торцевание на бумажной основе. Птицы

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Салфетки цветные, клей

32

Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

33

Изготовление поделок собственного замысла

Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

34

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Материально-техническое обеспечение

Справочные таблицы и материалы  постоянного экспонирования:

- Таблица «Сиди правильно»

- Инструкции по  технике безопасности.

Учебно-методический комплект

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  3. . Богатеева З. П. “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992.
  4. Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
  5. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003.
  6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
  7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  8. Долженко Д.И. 100 оригами. Ярославль.2004.
  9. Лыкова И.А. «Мастерилка Жики-жик. Аппликация из бумаги». –Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998
  10. Долженко Д.И.  100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  11. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
  12. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги.  Мир книги. 2008.      

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  2. http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
  3. http://planetaorigami.ru/
  4. http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
  5. http://stranamasterov.ru
  6. Ориландия - путешествие в Страну Оригами
  7. http://www.oriland.com/Сообщество Оригами в России
  8. Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.
  9. Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...