программа работы с родителями
методическая разработка

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю программу работы с родителями с 1 по 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami_.docx263.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 21»

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гарбузюк Юлия Александровна

учитель начальных классов

2019 год

Пояснительная записка

   Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).  

С принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

Семейная политика в России признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Именно поэтому разработка Программы работы с родителями в начальной школе является важной и актуальной для классного руководителя.

Цель программы - создание оптимальных условий для взаимодействия школы и семьи.

Задачи:

1. Повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  вопросам  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

2. Сoдействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества.  

3. Выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка.

4. Пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

Ожидаемые результаты программы:

  • включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
  • положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
  • укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
  • осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;

              Направления  и  формы  взаимодействия  семьи  и  школы.   

1.Изучение  условий  семейного   воспитания.

2.Информирование    родителей  о  содержании   учебно - воспитательного  процесса.

3.Психолого-педагогическое  просвещение  родителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   4. Взаимодействие  с  родительским   комитетом.

5.Совместная  деятельность  родителей  и  учащихся:

   -умственное   развитие

   -воспитание   нравственной  культуры

   -воспитание  эстетической   культуры

   -воспитание  физической  культуры  и  здорового   образа   жизни

   -воспитание  трудолюбия  и  профориентация

6. Информирование   родителей  о  ходе  и   результатах  воспитания, обучения  детей.

7. Взаимодействия  с  родителями, входящими  в  общественные  организации.

Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе.

Срок

 проведения

Тема собрания,

вопросы для обсуждения

Ответственные

 Первый класс

Сентябрь

Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете  класса и школы.

Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.

Особенности адаптационного периода.

Организация праздника «Здравствуй,  1 класс»

классный руководитель, школьный  

психолог

Октябрь

Младший школьник: особенности развития. «Режим дня первоклассника».

Освещение первых результатов учёбы и развития личности ребёнка на начальном этапе обучения.

классный руководитель,

мед.работник

 школы

Ноябрь

Итоги адаптационного периода. «Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?»

Дети и компьютер (проблемно-этическая беседа).

Основы безопасности младших школьников.

Родительский комитет,

классный руководитель

 Декабрь –Январь  

«Как воспитать трудолюбие в детях».

Итоги первого полугодия.

Портфолио ученика согласно ФГОС.

классный руководитель

Февраль

Организация праздника первоклассника «Прощание с Букварем»

Консультация

«Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительский комитет,

классный руководитель, организаторы

школы

Март

Как помочь ребёнку стать внимательным?

«Какой Вы родитель?»

Консультация: «Семейный досуг».

классный руководитель

Май

« Без  внимания нет образования.» Об итогах учебного года.

Об организации безопасного летнего отдыха детей.

Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.

Родительский комитет,

классный руководитель

Второй класс

Сентябрь

 Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете  класса и школы.

Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.

  1.  Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. Консультация: « Как относиться к отметкам ребенка!»

 

Классный руководитель

Октябрь

Воспитание у школьников стремления к чтению. Консультация: «Как заинтересовать детей чтением книг».

Спор или ссора? (проблемно-этическая беседа)

классный руководитель, библиотекарь

Ноябрь

Роль семейных традиций в воспитании школьника.

Соблюдение ортопедического режима в школе и дома.

Консультация: «Воспитание здорового образа жизни ребенка».

классный руководитель, мед.работник

школы

Декабрь -Январь

Итоги первого полугодия.

О детской дружбе (совместно с учащимися). Индивидуальная беседа: «Разрешение конфликтных ситуаций,  диагностика  и  коррекция».

Организация новогоднего утренника.

Классный руководитель, школьный

психолог

Февраль

Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни». «Телевизор в жизни ребенка».

Консультация «Как помочь ребёнку хорошо учится?»

классный руководитель

Март

Эмоциональное благополучие детей в современной семье.

классный руководитель

Апрель

Воспитание сознательной дисциплины.

Родительский комитет,

классный руководитель

Май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).

Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.

Родительский комитет,

классный руководитель

Третий класс

Сентябрь

Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете  класса и школы.

Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе.

Консультация: «Ребенок стал третьеклассником».

Классный руководитель

Октябрь

Речь младших школьников и пути её развития.

Правила поведения детей на территории школы.

Консультация : «О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

классный руководитель

Ноябрь

Как правильно преодолевать школьные трудности?

Консультация: «Учим детей мыслить».

Индивидуальные консультации:

«Проблемы успеваемости и как их преодолеть».

классный руководитель, школьный

 психолог

Декабрь

Итоги первого полугодия.

Дружба в детском коллективе.

Организация новогоднего утренника.

Тест для родителей: 

« Психологический портрет вашего ребёнка».

Родительское собрание:

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и  личностных качеств ребёнка».

классный руководитель, школьный

 психолог

Январь

Познавательные  процессы личности и условия их  развития.

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем».

Классный руководитель

Февраль

Тест для родителей: 

« Психологический портрет вашего ребёнка».

Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка».

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и  личностных качеств ребёнка».

Классный руководитель

Март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительское собрание 

«Значение общения в развитии ребенка».

Родительский комитет,

классный руководитель

Апрель

Консультация: Трудности при выполнении учащимися домашних заданий.

Родительское собрание: «Родительский авторитет.»

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Воспитатель, классный руководитель,  школьный

психолог

Май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

Организация родителей в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.

Родительский комитет,

классный руководитель

Четвертый класс

Сентябрь

Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете  класса и школы.

Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.

Изучение вопроса организации питании.

классный руководитель

Октябрь

Знакомство с Законом об образовании.

УУД по ФГОС НОО. Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе.

Памятка «Правила товарищества».

Родительское собрание:

«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

классный руководитель

Ноябрь

Посещение занятий дополнительного образования с целью изучения результативности участия в занятиях

Индивидуальные консультации:

«Эти трудные домашние задания».

Памятка для родителей «Как любить своего ребенка».

классный руководитель

Декабрь

Подготовка сценария празднования Нового года.

Оформление подарков и сюрпризов для учащихся.

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Профилактика вредных привычек у детей».

классный руководитель, родительский комитет

Январь

Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. Определение неотложных задач на 2 полугодие.

Отчёт родительского комитета перед родителями о проделанной работе.

Встреча родителей с медработником школы по итогам различных прививок.

классный руководитель, родительский комитет,

мед. работник школы

Февраль

Родительская конференция «Какой отец нужен ребёнку».

Помощь в организации проектной деятельности.

Подготовка праздника – День Защитника Отечества.

Тематическая консультация:

 «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач».

классный руководитель, родительский комитет

Март

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».

Анализ отношений семьи к ведению тетрадей и отношению к учебникам.

Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы «8 марта». Поздравление с праздником.

классный руководитель, родительский комитет

Апрель

Индивидуальные консультации для родителей от психолога.

Встреча с учителями, преподающими  в классе.

Участие родителей в неделе Открытых уроков. Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа !»

классный руководитель, родительский комитет

Май

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». Встреча с будущим классным руководителем. Проведение родительского собрания «Здравствуй, 5 класс!»

Годовой отчёт о работе родительского комитета.

классный руководитель, родительский комитет

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.      

  Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

    Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса»,  2010.

3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.

4. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9.

5. Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.

6. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.

7. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.

8. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе.  //Педагогика, № 4, 1996. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Программа работы с родителями на 2007-2011 гг

Данная программа способствует развитию классного коллектива с активным включением родителей...

Программа работы с родителями

Организация взаимодействия с классным коллективом  требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с  семьями учащихся....

Программа работы с родителями "Сотрудничество".

В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы....

Программа работы клуба"Родители и дети"

Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми  в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала об­щества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются ка­чеством формирования ценностных ориентации де...