Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
  • содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
  • повышать уровень языкового развития школьников;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razv._rechi_3_kl.docx89.86 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено на

 педагогическом совете

протокол от 31.08.2018 №1

Утверждено приказом

директора школы

 от 01.09.2018 №515

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

3 И класс

                     Учитель: Маяцкая О.В. 

Когалым, 2018 год


Школа развития речи

  1. Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной);

Методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2016 г.;

  • Образовательной программы МАОУ СОШ №7
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей: 

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
  • содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
  • повышать уровень языкового развития школьников;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

  1. Описание места в учебном плане

Программа курса «Мастерская выразительного чтения» рассчитана на четыре года обучения для обучающихся 1-4 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год.)

  1. Результаты освоения учебного курса «Школа развития речи»

личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.

метапредметные:

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • опираться на использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач и т.д.

предметные:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

  1. Содержание курса «Школа развития речи»

3 класс

Культура речи

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

  1. Методическое обеспечение программы

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется: 

  • Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие. 1-4 классы. – М.: Росткнига.2011.
  • для детей:
  • Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – М.: Росткнига.2011.

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Календарно-тематическое планирование курса «Школа развития речи» 3 класс

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений),

Б - беседа, В - взаимоконтроль, И - итоговый контроль, Р - рубежный контроль, С - самоконтроль.

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Слово

1

Многозначные слова.

ОНЗ

Знакомство с многозначными словами.

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

2

Омонимы, омоформы омофоны.

ОНЗ

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3

Фразеологизмы.

ОНЗ

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4

Сравнения.

ОНЗ

Познакомить  с понятием «сравнение».

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5

Олицетворение.

ОНЗ

Познакомить с понятием «олицетворение».

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

ОНЗ

Познакомить с эпитетами, их назначением.

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

ОНЗ

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

Откуда приходят слова.

ОНЗ

Познакомить с заимствованными словами.

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

Этимология.

ОНЗ

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10

Как тебя зовут?

ОНЗ

Познакомить с происхождением и значением имен.

Уметь объяснять происхождение имен.

11

Проверочная работа.

ОНЗ

Познакомить с происхождением отчеств.

Уметь объяснять происхождение отчеств.

12

Наши фамилии.

ОНЗ

Познакомить с происхождением фамилий.

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

Топонимы.

ОНЗ

Знакомить с топонимами.

Уметь объяснять топонимы.

14

Устаревшие слова.

ОНЗ

Исследовать устаревшие слова.

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

К

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Уметь употреблять фразеологические обороты.

16

Проверочная работа.

К

Текст

17

Типы текстов.

ОНЗ

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

18

Темы текстов. Опорные слова.

ОНЗ

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

19

Связь предложений в тексте.

РФ

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

20

Цепная связь предложений в тексте.

ОНЗ

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

21

Цепная связь предложений в тексте.

РФ

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

ОНЗ

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

К

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

24

Единый временной план текста.

ОНЗ

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

25

Единый временной план текста.

ОНЗ

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

26

Единый временной план текста.

РФ

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Уметь редактировать повествовательные тексты.

27

Повторяем то, что знаем

Стили речи

28

Стили речи.

ОНЗ

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

29

Стили речи.

ОНЗ

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Уметь находить текст в разговорном стиле.

30

Культура общения.

ОНЗ

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

31

Научный стиль.

ОНЗ

Обсудить признаки научного стиля.

Уметь различать научный текс от других.

32

Словари.

ОНС

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями.

33

Словари.

34

Проверь себя.

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....